Проблемы внешней торговли России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 12:06, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что на рубеже XX и XXI вв. мировая экономика вышла на новый уровень развития. Внешнеэкономические связи стали более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрос интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

Содержание

Введение. 2

Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений. 3

Цели, принципы и приоритеты внешнеэкономической политики России. 4

Основные цели ВЭД России. 4

Основные принципы ВЭД России. 6

Основные приоритеты ВЭД России. 7

Россия и Всемирная Торговая Организация (ВТО). 8

Валютная политика России и динамика ее внешней торговли. 10

Стратегия экономических отношений России с Евросоюзом. 12

Заключение. 14

Список использованной литературы. 17

Работа содержит 1 файл

Проблемы внешеней торговли России..docx

— 35.41 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение. 2

Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений. 3

Цели, принципы и приоритеты внешнеэкономической политики России. 4

Основные цели ВЭД России. 4

Основные принципы ВЭД России. 6

Основные приоритеты ВЭД России. 7

Россия и Всемирная Торговая Организация (ВТО). 8

Валютная  политика России и  динамика ее внешней  торговли. 10

Стратегия экономических отношений  России с Евросоюзом. 12

Заключение. 14

Список использованной литературы. 17 

 

Введение.

 

Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на рубеже XX и XXI вв. мировая экономика вышла на новый уровень развития. Внешнеэкономические связи стали более заметной составной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Возрос интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран. В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малых предприятий и государственных учреждений нуждаются в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций.

Плотные торговые, инвестиционные и информационные потоки создают универсальное экономическое  поле, а действующие в нем производственные корпорации и финансовые институты  стирают национальные границы и  устанавливают единые правила игры.

Но, к сожалению, экономические ресурсы - природные, человеческие, инвестиционные - распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно отличаются по своей  обеспеченности экономическими ресурсами. Так же, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинации ресурсов. Поэтому страны, отгородившиеся от глобальной экономики, могут оказаться отброшенными на обочину мирового развития.

В таком  не очень удобном положении оказалась  и Россия. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

Почему? Какие  проблемы существуют во внешней торговле России? В этой работе я попытаюсь  ответить на заданные вопросы. 

Особенности интеграции России в систему международных экономических отношений.

 

Конец XX - начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства  со свойственной ей иерархией тех  или иных национальных экономик в  международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение  как равноправного участника  в системе международных экономических  отношений в международном разделении труда находится в самом начале. Структура ее экспорта носит преимущественно  сырьевой характер. 

На состоянии  российской внешней торговли до сих  пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими  бывшими советскими республиками в  результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в  основном топливно-энергетические, простые  химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.

 

Цели, принципы и приоритеты внешнеэкономической  политики России.

Основные  цели ВЭД России.

Целью внешнеэкономической  политики является создание условий  для достижения Россией лидирующих позиций в глобальной экономике  на основе эффективного участия в  мировом разделении труда и повышения  глобальной конкурентоспособности  ее национального хозяйства.

Достижение этой цели предполагает:

· специализацию  российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции  и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг;

· усиление позиций  России на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции, снижение зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

· обеспечение  глобальной конкурентоспособности  обрабатывающих отраслей с использованием инструментов таможенно-тарифной политики, регулирования внутренних рынков, привлечения иностранного капитала и формирования в отраслях центров компетенции, встроенных в мировые цепочки производства добавленной стоимости;

· достижение лидирующих позиций в осуществлении поставок энергоресурсов на мировые рынки  на основе географической и продуктовой  диверсификации экспорта, участия в  формировании глобальной энергетической инфраструктуры и выработке правил функционирования глобальных энергетических рынков;

· реализацию конкурентных преимуществ в сфере транспорта, аграрном секторе и сфере переработки  сырья;

· усиление роли России в решении глобальных проблем  и формировании мирового экономического порядка;

· географическую диверсификацию внешнеэкономических  связей, обеспечивающую закрепление  позиций российских экспортеров  и инвесторов на традиционных рынках и освоение новых рынков;

· создание евразийского экономического пространства с интеграционным ядром - ЕврАзЭС, а также обеспечение благоприятных условий для налаживания пограничного и межрегионального сотрудничества с участием субъектов Российской Федерации;

· выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами, повышающих долговременную устойчивость развития российской экономики;

· укрепление торгово-экономических  отношений с Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой, ЮАР, Египтом, Саудовской Аравией, Южной Кореей, Турцией, странами АСЕАН  и другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки;

· повышение  эффективности содействия российским компаниям и инвесторам за рубежом, совершенствование международной  договорно-правовой базы во внешнеэкономической  и внешнеторговой сферах, в том  числе в целях снижения технических  барьеров в торговле.

 

Основные  принципы ВЭД России.

· обусловленность  внешней экономической политики целевыми ориентирами и приоритетными  направлениями внутренней экономической  политики;

· перевод экономики  на инновационный путь развития;

· активное обеспечение  реализации национальных интересов  во внешнеэкономической сфере, включая  поддержку экспорта и прямых инвестиций российских компаний за рубежом, защиту интересов российского бизнеса  в случае дискриминации или нарушения  его прав;

· открытость российской экономики, расширение возможностей доступа  товаров, услуг, капиталов и рабочей  силы на внешние рынки на основе взаимности и справедливой конкуренции;

· предсказуемость  условий привлечения иностранного капитала в Россию, установление четких и понятных ограничений для иностранных  инвесторов в отношении сфер, имеющих  стратегический характер;

· специализация  России в глобальной экономике на основе реализации сравнительных преимуществ  как в традиционных сферах (энергетика, транспорт, переработка сырья), так  и в области высоких технологий и экономики знаний;

· географическая диверсификация внешнеэкономических  связей, обеспечивающая закрепление  позиций российских экспортеров  и инвесторов на традиционных рынках, а также освоение новых рынков в соответствии с приоритетами долгосрочного  социально-экономического развития;

· активное участие  в решении глобальных проблем  с использованием гуманитарного, инновационного и технологического потенциала России при оказании содействия международному развитию;

· расширение участия  предпринимательского сообщества в  выработке и реализации внешнеэкономической  политики. 
 
 
 

 

Основные  приоритеты ВЭД России.

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

НО!

Использование этих преимуществ сдерживается рядом  причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур  внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной  поддержки экспорта; трудности адаптации  к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных  в оборонном комплексе и предназначенных  для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Необходимо также  сказать о потерях, связанных  с тем, что Россия до сих пор  не может вступить в ВТО.

 

Россия  и Всемирная Торговая Организация (ВТО).

 

Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию  подтвердила свое намерение о  вступлении в эту организацию  в декабре 1994 года. В настоящее  время Россия имеет статус наблюдателя  в ВТО.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. "Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО".

Членами Всемирной  торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Из членства во Всемирной торговой организации  можно извлечь ряд преимуществ.

Получение лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более  благоприятного климата для иностранных  инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

Создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке  правил международной торговли с  учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного  участника международной торговли.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Информация о работе Проблемы внешней торговли России