Проблемы упрвления водными ресурсами на регионльном уровне
Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа
Описание работы
При своей простоте, управление водными ресурсами является логической и привлекательной концепцией. В её основе лежит то, что различные виды водопользования взаимозависимы. Большие оросительные нормы и сбросы загрязненных дренажных вод с сельскохозяйственных угодий приводят к снижению запасов пресных вод для питьевого водоснабжения или индустриального использования, муниципальные и индустриальные сточные воды загрязняют реки и угрожают экосистемам если нужно сохранить воду в реке для поддержания рыбоводства и экосистем, то уменьшается водозабор для выращивания сельскохозяйственных культур.
Минеральные
подземные воды самых различных
типов извлекаются на территории
России более чем из 600 месторождений.
Россия располагает огромными возможностями
в отношении расширения запасов и использования
минеральных подземных вод, в том числе
на территории Сибирского региона, где
известны практически все их типы. Это
и сероводородные воды Иркутской области,
и кремнистые термальные воды Бурятии
и Читинской области, и разнообразные
хлоридно-гидрокарбонатные воды Новосибирской
области и др. Термальные подземные воды
широко используются в целом ряде стран
для теплоснабжения и получения электроэнергии.
Россия обладает весьма значительными
потенциальными ресурсами таких вод (в
т. ч. в Сибирском регионе), но их разведанные
запасы и использование очень невелики.
К 1999 году в нашей стране было разведано
60 месторождений термальных вод, в том
числе 5 месторождений с балансовым запасом
315 тыс. м³ /сутки. В разработке находятся
28 месторождений с годовым объемом добычи
34 млн. м³.
Фактическое
использование термальных вод существует
в отдельных районах Кавказа,
а также Сибирского и Курило-Камчатского
регионов.
Промышленные
подземные воды используются в качестве
источника получения йода и брома.
Разведанные запасы йода в таких водах
к 2008 году составляли 3903 т/год, брома –
14 300 т/год. Числятся они на трех месторождениях:
Краснокаменском (Пермская обл.), Славяно-Троицком
(Краснодарский край) и Черкашинско-Тобольском
(Тюменская обл.). Эксплуатационные запасы
пресных подземных вод в целом удовлетворяют
первоочередные потребности, включая
питьевое водоснабжение населения, но
весьма серьезной проблемой продолжает
оставаться загрязнение подземных вод.
1.3
Правовые основы
управления водными
ресурсами в Российской
Федерации
Государственный
контроль за использованием и охраной
водных объектов осуществляется государственными
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, специально уполномоченным
государственным органом управления использованием
и охраной водного фонда (таковым в настоящее
время является Министерство природных
ресурсов Российской Федерации), специально
уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной
среды, другими органами исполнительной
власти в пределах их компетенции.
Порядок
осуществления государственного контроля
за использованием и охраной водных объектов
определяется Правительством РФ.
Государственный контроль призван обеспечить
соблюдение:
порядка использования
и охраны водных объектов;
лимитов водопользования
(водопотребления и водоотведения);
стандартов,
нормативов и правил в области использования
и охраны водных объектов;
режима использования
территорий водоохранных зон;
иных требований
водного законодательства Российской
Федерации.
Зашита
водных ресурсов от истощения и загрязнения
вредными веществами предусматривает
комплекс мер:
разработку
соответствующих законодательных актов;
организацию
мониторинга водных объектов;
охрану поверхностных
и подземных вод, включая
очистку промышленных
и бытовых стоков;
подготовку
воды, используемой для питьевых и хозяйственных
целей;
государственный
контроль за использованием и охраной
водных ресурсов.
Водное
законодательство включает Водный кодекс
Российской Федерации и принимаемые
в соответствии с ним федеративные
законы и иные нормативные правовые
акты, а также законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ (республик,
краев, областей).
Целью
водного законодательства является
регулирование отношений в области
использования и охраны водных объектов.
При этом использование водных объектов
для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения является приоритетным.
Для указанного вида водоснабжения необходимо
использовать защищенные от засорения
и загрязнения поверхностные и подземные
водные объекты [1].
На
всех водопользователей в законодательном
порядке возлагается обязанность
сокращать изъятия и потери воды,
не допускать засорения, истощения и загрязнения
водных объектов. Запрещен сброс сточных
вод в водные объекты, если последние
отнесены к особо охраняемым, содержат
природные лечебные ресурсы, находятся
в местах массового отдыха населения или
курортных зонах, а также в местах нереста
и зимовки ценных видов рыб и т.п.
Главную
роль в охране вод играет государственный
учет поверхностных и подземных
вод, который осуществляется в целях
текущего и перспективного планирования
рационального использования водных
ресурсов, их восстановления и охраны.
В его основе лежат данные государственного
мониторинга и данные учета, которые предоставляются
водопользователями. Своды систематизированных
данных о водных объектах, водных ресурсах,
режиме, качестве и использовании вод,
а также о водопользователях включаются
в водный кадастр.
Водный
кодекс РФ запрещает вводить в
эксплуатацию:
любые объекты,
которые не оборудованы очистными сооружениями
и устройствами, предотвращающими засорение,
истощение и загрязнение водных объектов;
сбросные
и водосборные сооружения, а также гидротехнические
сооружения (ГТС) без рыбозащитных устройств;
объекты промышленности,
сельского хозяйства и другие комплексы,
которые не имеют санитарно-защитных зон;
оросительные,
обводнительные и осушительные системы,
водохранилища, плотины и каналы до завершения
мероприятий, которые предотвращают их
вредное воздействие на водные объекты.
Важную
роль в охране водных ресурсов играет
лицензирование водопользования, а
также сброса сточных и других
вод. Порядок лицензирования водопользования
регулируется ст. 48—53 и 83 Водного кодекса
РФ, а также постановлением Правительства
РФ «Об утверждении Правил предоставления
в пользование водных объектов, находящихся
в государственной собственности, установления
и пересмотра лимитов водопользования,
выдачи лицензии на водопользование и
распространительной лицензии»[1].
Нарушение
требований по охране и рациональному
использованию водных объектов влечет
за собой ограничение, приостановление
и даже запрещение эксплуатации хозяйственных
и других объектов, которые оказывают
негативное влияние на состояние водных
объектов. Решение об этом принимается
Правительством РФ или органами исполнительной
власти ее субъектов. Предварительно дается
представление специально уполномоченного
государственного органа управления использованием
и охраной водного фонда, специально уполномоченных
государственных органов в области охраны
ОПС, государственного органа санитарно-эпидемиологического
надзора.
Водное
законодательство и изданные в соответствии
с ним нормативные правовые акты
основываются на следующих принципах:
значимость
водных объектов в качестве основы жизни
и деятельности человека. Регулирование
водных отношений осуществляется исходя
из представления о водном объекте как
о важнейшей составной части окружающей
среды, среде обитания объектов животного
и растительного мира, в том числе водных
биологических ресурсов, как о природном
ресурсе, используемом человеком для личных
и бытовых нужд, осуществления хозяйственной
и иной деятельности, и одновременно как
об объекте права собственности и иных
прав;
приоритет
охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно
оказывать негативное воздействие на
окружающую среду;
сохранение
особо охраняемых водных объектов, ограничение
или запрет использования которых устанавливается
федеральными законами;
целевое использование
водных объектов. Водные объекты могут
использоваться для одной или нескольких
целей;
приоритет
использования водных объектов для целей
питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
перед иными целями их использования.
Предоставление их в пользование для иных
целей допускается только при наличии
достаточных водных ресурсов;
участие граждан,
общественных объединений в решении вопросов,
касающихся прав на водные объекты, а также
их обязанностей по охране водных объектов.
Граждане, общественные объединения имеют
право принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать
воздействие на водные объекты при их
использовании и охране. Органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности
обязаны обеспечить возможность такого
участия в порядке и в формах, которые
установлены законодательством Российской
Федерации;
равный доступ
физических лиц, юридических лиц к приобретению
права пользования водными объектами,
за исключением случаев, предусмотренных
водным законодательством;
равный доступ
физических лиц, юридических лиц к приобретению
в собственность водных объектов, которые
в соответствии с настоящим Кодексом могут
находиться в собственности физических
лиц или юридических лиц;
регулирование
водных отношений в границах бассейновых
округов (бассейновый подход);
регулирование
водных отношений в зависимости от особенностей
режима водных объектов, их физико-географических,
морфометрических и других особенностей;
регулирование
водных отношений исходя из взаимосвязи
водных объектов и гидротехнических сооружений,
образующих водохозяйственную систему;
гласность
осуществления водопользования. Решения
о предоставлении водных объектов в пользование
и договоры водопользования должны быть
доступны любому лицу, за исключением
информации, отнесенной законодательством Российской Федерации
к категории ограниченного доступа;
комплексное
использование водных объектов. Использование
водных объектов может осуществляться
одним или несколькими водопользователями;
платность
использования водных объектов. Пользование
водными объектами осуществляется за
плату, за исключением случаев, установленных
законодательством Российской Федерации;
экономическое
стимулирование охраны водных объектов.
При определении платы за пользование
водными объектами учитываются расходы
водопользователей на мероприятия по
охране водных объектов;
использование
водных объектов в местах традиционного
проживания коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации для осуществления традиционного
природопользования.
1.4
Цели и задачи государственной
политике в водно-ресурсной
сфере
Целью
государственной политики в области
использования, охраны и восстановления
водных объектов является обеспечение
устойчивого водопользования, безопасной
эксплуатации водохозяйственного комплекса,
защиты населения и объектов экономики
от наводнений и другого вредного воздействия
вод.
Цели
государственной политики определяются
на ближней, среднесрочный и долгосрочный
период.
На
первом этапе целью является преодоление
негативных тенденций в состоянии
водных объектов, оздоровление водных
объектов - источников питьевого водоснабжения,
обеспечение безопасной эксплуатации
гидротехнических сооружений и защита
от наводнений.
В
среднесрочной перспективе планируется
устранение причин, вызывающих деградацию,
истощение и загрязнение водных
объектов, снижение антропогенной нагрузки
на водные объекты до экологически
допустимых пределов, оздоровление и восстановление
водных объектов, создание экологического
каркаса территорий в виде сети особо
охраняемых природных водных объектов,
обеспечение устойчивого функционирования
водохозяйственного комплекса [7].
В
долгосрочной перспективе достигаются
цели совершенствования и оптимизации
структуры водохозяйственного комплекса
и устранение имеющихся диспропорций,
гармонизации потребностей в водных, рекреационных
и иных ресурсах водных объектов и обеспечения
приведения этих потребностей в соответствие
с возможностями природы.
Государственная
водная политика основывается на следующих
основных принципах:
бассейновое
планирование и государственное регулирование
использования водных объектов;
предупреждение
экологически неблагоприятных последствий
принимаемых решений по использованию
водных ресурсов;
устранение
неблагоприятных последствий водохозяйственной
деятельности в первую очередь в самом
источнике этой деятельности;
платность
пользования водными объектами и целевое
расходование водных платежей («вода платит
за воду», т.е. финансирование водохозяйственных
и водоохранных мероприятий за счет водных
платежей);
ресурсосбережение;
экосистемность;
открытость
и гласность планирования водопользования,
согласование интересов различных групп
водопользователей на основе законодательно
установленных приоритетов и процедур;
разграничение
сфер и пределов ответственности государства,
местного самоуправления, хозяйствующих
субъектов и граждан за состояние водных
объектов, водохозяйственных систем и
сооружений, за предотвращение вредного
воздействия вод и обеспечение компенсации
за нанесенный ущерб имуществу и здоровью
в результате нерационального использования
водных объектов или вредного воздействия
вод;
международное
сотрудничество.
Достижение указанных целей связано с
решением следующих задач:
завершение
формирования эффективной структуры органов
государственного управления использованием
и охраной водного фонда, развитием водохозяйственного
комплекса;
создание
и укрепление водохозяйственной инфраструктуры
в виде совокупности субъектов, осуществляющих
водохозяйственную деятельность и обеспечивающих
обустройство и содержание водных объектов,
безопасную эксплуатацию гидротехнических
сооружений;
создание
механизма устойчивого финансового обеспечения
реализации водохозяйственных и водоохранных
программ и мероприятий;
разработка
и применение методов учета водных ресурсов
в составе национального богатства на
основе их полной стоимостной оценки;
обеспечение
государственной поддержки водохозяйственной
науки как важнейшей составной части технологического
цикла воспроизводства, использования
и охраны водных ресурсов;
развитие
правовой базы и создание условий для
стимулирования инновационного и инвестиционного
процесса в водном хозяйстве;
обеспечение
государственной поддержки в областях
водохозяйственной и водоохранной деятельности,
имеющих социальное значение;
совершенствование
экономических методов государственного
регулирования использования и охраны
водного фонда и завершение перехода к
их рациональному сочетанию их использования
наряду с административными методами;
создание
системы страхования в области использования
и охраны водных объектов, эксплуатации
гидротехнических сооружений, защиты
населения и объектов экономики от наводнений
и других видов вредного воздействия вод;
развитие
системы мониторинга водных объектов
и водохозяйственных сооружений, создание
единой системы государственных информационных
ресурсов в области водопользования, внедрение
систем поддержки принятия управленческих
решений.
2
Анализ проблемы
управления водными
ресурсами в
Республике Коми