Проблемы развития малых предприятий в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:32, реферат

Описание работы

В последнее время в промышленности индустриально развитых стран наметилась тенденция к оптимизации размеров предприятий, сосредото-ченных на одной территориальной площадке. В связи с наблюдающимся в последнее время падением серийности производства и расширением но-менклатуры производимых изделий развитие новых несложных произ-водств, второстепенные производственные операции, разного рода обслу-живание было передано крупными корпорациями специализированным средним и мелким фирмам, которые добились значительных успехов в своей деятельности. В современной экономике сложился своеобразный симбиоз крупных корпораций и средних и мелких фирм.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике 5
Глава 2. Малые предприятия в России на современном этапе: проблемы становления и развития малого бизнеса 10
Глава 3. Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России 22
Заключение 25
Список литературы: 28

Работа содержит 1 файл

развитие предприятий.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

  В сфере обеспечения малых предприятий  финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14 %.1 Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года.1 Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.

Диаграмма 1. Динамика числа малых предприятий  России, воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 гг. (в процентах).2

Диаграмма 2. Факторы, определяющие отказ малых  предприятий от кредитов (% опрошенных). 

  На  диаграммах 1 и 2 продемонстрирована динамика числа малых предприятий России, воспользовавшихся ссудами банков в период 1995-1999 г.г., а также распределение факторов, определяющих отказ субъектов малого предпринимательства от получения кредитов. Диаграммы составлены на основе данных, полученных в результате опроса руководителей малых предприятий Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. Эти графики иллюстрируют уже описанную ситуацию. С начала 90-х годов активность сотрудничества российских малых предприятий с отечественными и зарубежными кредитными институтами неуклонно падала. При этом в 1999 г. лишь 14,1 % малых предприятий смогло получить ссуды для финансирования капиталовложений, остальные 13,8 % использовали кредиты в целях восполнения недостатка собственных оборотных средств. В диаграмме 2 особенно обращает на себя внимание тот факт, что полное отсутствие «взаимоотношений» малого бизнеса с банками вряд ли возможно. Какой-то минимум сотрудничества банков и организаций существует всегда, хотя бы на уровне обслуживания расчетных счетов. Следовательно этот фактор следует понимать скорее как невозможность получения от партнерского банка не только кредитных, но и любых других услуг.1

Глава 3. Основные направления  мер по решению  проблем малых  предприятий в России

 

  После формулировки, рассмотрения и анализа  проблем малых предприятий в современных российских условиях представляется целесообразным рассмотреть способы их решения, пути улучшения сложившейся ситуации. Необходимо обозначить дальнейшие приоритеты государственной политики в отношении малого предпринимательства, определить список безотлагательных решений, направленных на решение рассмотренных выше проблем.

  В области проблем, связанных с  взаимоотношениями субъектов малого предпринимательства и государственной власти, логичным и эффективным решением выглядит формирование и дальнейшее развитие в России системы общественных объединений. Предпринимательские объединения, союзы, ассоциации и другие виды сообществ малых предприятий должны выполнять функцию заполнения пустот, существующих в настоящий момент между всеми уровнями государственной власти и представителями малого бизнеса. Нередко необдуманность решений государства, касающихся малых предприятий и приводящих к известным проблемам для их развития, порождается тем, что такого рода меры предпринимаются без предварительной консультации с предпринимательскими сообществами. Игнорирование информации от самих участников малого предпринимательства подчас приводит к тому, что принятые решения наносят ущерб мелким хозяйственным единицам. Создаваемые общественные организации должны воздействовать на государство для получения гарантий стабильности предпринимательской деятельности в России. Эти институты призваны лоббировать интересы мелких фирм, добиваясь своевременного принятия соответствующих нормативно-правовых актов. В области системы государственной поддержки малых предприятий приоритетными направлениями должны стать следующие задачи. Во-первых, совершенствование нормативно-правовых актов. Правовая основа должна быть научно обоснованной и проверенной на практике. Необходимо устранить прецеденты противоречия друг другу отдельных нормативно-правовых актов. В свою очередь эти законодательные акты должны не только декларировать, но и реально гарантировать выполнение поставленных целей и задач политики государственной поддержки сектора малого предпринимательства, должны быть четко определены функции, права и ответственность всех элементов экономической системы. Во-вторых необходимо рациональное сочетание всех существующих мер поддержки малого предпринимательства, как прямых, так и косвенных. В-третьих, необходима разработка эффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономической структуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующих направлениях:

  1. формирование инфраструктуры поддержки – одновременно на всех уровнях государственной власти;
  2. внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществление государственной поддержки;
  3. передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
  4. передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
  5. обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малыми предприятиями объектов недвижимости.

  Другим  направлением совершенствования государственной  политики в отношении малого бизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимо пресечь неконтролируемую коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упростить систему регистрации малых предприятий, ослабить неоправданную нагрузку проверяющих инстанций.

  В области кредитно-финансового обеспечения  следует принять целый ряд мер по исправлению негативной обстановки, сложившейся в этой сфере. Целесообразным выглядит принятие Центральным банком РФ нормативного документа, предусматривающего сокращение размера фонда обязательных резервов на сумму кредитов, выданных малым предприятиям. Очень важно осуществлять меры, поощряющие коммерческое кредитование малого бизнеса. Государству необходимо обеспечить финансовую реализацию уже существующих программ, целесообразно также расширить финансирование данного сектора экономики. Главным направлением политики, осуществляемой в этой сфере, должно стать задействование наиболее актуальных и современных источников, связанных с лизингом, кредитной кооперацией, а также налаживанием непосредственного кредитование малых предприятий зарубежными экономическими структурами. В дополнение к этому необходимо следить за соблюдением нормы госзаказов, размещаемых на предприятиях малого бизнеса.

Заключение

 

  После относительно детального анализа выбранной  темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В ходе выполнения работы были выполнены все поставленные цели, сформулированные в части введения. Рассмотрена роль малых предприятий в современной экономике, определены положительные функции, выполняемые данным сегментом экономической системы общества, обоснована необходимость совершенствования функционирования системы малых предприятий в России. Сформулированы и проанализированы те специфические проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в современных российских условиях. Подробное исследование факторов, затрудняющих развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. В результате проведенного анализа деятельности малых предприятий на территории России можно обозначить следующие первостепенные по важности проблемы их существования и деятельности:

  1. отсутствие стабильной правовой базы и условий для цивилизованной конкуренции;
  2. фискальный характер налоговой политики;
  3. неоправданное административное бремя;
  4. трудности ресурсного и финансового обеспечения.

     Главный вывод, который необходимо сделать  в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именно государственные органы должны без промедления начать действовать по направлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетными направлениями исправления создавшейся ситуации должны стать:

    1. формирование политики государства в области развития и регулирования малого предпринимательства, устранение текущих недостатков;
    2. разработка и реализация совместно федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральной программы развития малого предпринимательства;
    3. активизация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитию малого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных, региональных и муниципальных программ;
    4. безотлагательное принятие мер по устранению правовых, административных, экономических и организационных препятствий в создании и развитии малых предприятий;
    5. обеспечение формирования системы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства, оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;
    6. совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, а также специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированием малого предпринимательства;
    7. принятие мер по совершенствованию налогообложения, а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;
    8. защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнений малых форм предпринимательства.

     Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.

 

Список  литературы:

 
  1. Федеральный закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ
  2. Федеральный закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности». 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ
  3. Инструкция ГНС РФ № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". 10.08.95.
  4. Агурбаш Н. «Система государственной поддержки малого предпринимательства». Финансовый бизнес, №11-12, 2000, М., стр. 40-50
  5. Волков О.И. Экономика предприятия. Учебник. М., Инфра-М, 2001
  6. Зайцев Н.Л. Экономика организации. Учебник. М., Экзамен, 2000
  7. Карпинская В., Калиниченко Н. «Помогите бедному малому». Итоги, 7.11.2000, М., стр. 20-24
  8. Подпорин Ю. «Малых не становится больше». Экономический журнал, №6, февраль 2001, М., стр. 4
  9. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. Учебник. М., Юристъ, 1998
  10. Сковородова В.А. «Некоторые проблемы участия малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности России». Внешнеэкономический бюллетень, № 12, 2000, М., чтр. 52-59
  11. Слуцкий Л.Э. «Банк и малое предприятие: проблемы взаимодействия». Деньги и кредит, №10, 2000, М., стр. 12-17
  12. Фадеев В. «Государство и малый бизнес: стимулы и противоречия». Власть, №1, 2001, М., стр. 35-42
  13. Ходов Л.Г. «Финансово-кредитная политика поддержки малого предпринимательства в США и в России». Внешнеэкономический бюллетень, №6, 2000, М., стр. 90-93
  14. Шулус А.А., Деревянченко А.А. «Съезд надежд. По материалам Второго всероссийского съезда представителей малых предприятий». Российский экономический журнал, № 1, 2000, М., стр. 57-66
  15. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 1994.
  16. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 1999.
  17. Краткий статистический сборник. Госкомстат РФ. 2000.
  18. Материалы сайта www.aup.ru
  19. Материалы сайта www.consulting.ru
  20. Материалы сайта www.gks.ru
  21. Материалы сайта www.iape.ru

Информация о работе Проблемы развития малых предприятий в России