Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение и рассмотрение проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.
В данной работе хотелось подробнее рассмотреть такие задачи, как иностранные инвестиций в экономике РФ, содержание понятия инвестиционный климат России, проблемы привлечения иностранных инвесторов. Обратить особое внимание объем и структуру иностранных инвестиций в России.

Содержание

Введение
1. Инвестиционный механизм
1.1 Сущность, формы, цели и задачи инвестирования
1.2 Классификация иностранных инвестиций
2. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
2.1 Основные проблемы иностранных инвесторов
2.2 Инвестиционный климат и инвестиционный имидж России
3. Современная оценка иностранных инвестиций в России
Заключение
Список литературы 3

Работа содержит 1 файл

готовая работа по МЭО (2).doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Притоку в инвестиционную  сферу  частного  национального  и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток прямых иностранных инвестиций в российскую  экономику  объясняется разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и объектами Федерации, социальной напряженностью, разгулом преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инфляцией, спадом производства и др.

Российское  правительство в последние годы проявляло в отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем  радушие. Официальная политика предписывает оказывать  поддержку прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности,  пытаясь вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на множество бюрократических преград [9, C.11].

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от  некоммерческих рисков.  Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),  осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для  частных  капиталовложений (как отечественных, так и иностранных),  - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.  В России же,  находящейся в стадии непрерывного реформирования,  правовой режим непостоянен.  Потребность страны  в  иностранных  инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах.  Большую роль играет также законодательное определение  прав  собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован Государственный  информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования [7,C. 4].

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

- радикализация  борьбы с преступностью;

- торможение  инфляции всеми известными в   мировой  практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр  налогового законодательства в  сторону его упрощения и стимулирования  производства;

- мобилизация  свободных средств предприятий  и населения  на инвестиционные  нужды путем повышения процентных  ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение   в  строительство  системы   оплаты  объектов  за  конечную  строительную продукцию;

- запуск предусмотренного  законодательством механизма банкротства;

- предоставление  налоговых льгот банкам, отечественным  и иностранным инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции  с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями  их  деятельности [2, C.31-34].

В числе мер  по активизации инвестиционного  климата необходимо отметить:  принятие  законов  о концессиях и свободных экономических зонах; создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в  их реализации инвесторов  и  оперативном  оформлении  сделок «под ключ»; создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России; разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Иностранный капитал  может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы [3, С. 103].

 

2.2 Инвестиционный климат и инвестиционный имидж России

 

В современной экономической  науке существуют два достаточно тесно связанных между собой понятия – инвестиционный климат и инвестиционный имидж (репутация). Первое достаточно широко известно, второе в увязке со словом «инвестиционный» распространено значительно меньше.

Инвестиционный климат представляет собой комплекс объективных условий инвестирования, включающий как экономические, так и политические и социальные компоненты, в том числе природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. Некоторые из этих факторов в значительной мере зависят от действий властей, другие не связаны с ними, например, географическое положение, предпочтения населения, конъюнктура на внешних рынках и ряд других. Главное, что нужно знать о нем, заключается в том, что благоприятный инвестиционный климат часто приводит к притоку иностранных, в том числе и прямых, инвестиций [8,C.155].

Инвестиционный имидж – комплексное  отражение различных аспектов инвестиционного  климата в представлениях инвесторов.

Три главных и взаимосвязанных  фактора формируют такой имидж:

1) состояние инвестиционного климата;

2) представления (предпочтения) инвесторов;

3) информация о положении дел  в стране и, главное, ее экономике[6, C.62].

С целью улучшения  общего инвестиционного климата  совершенствовалось российское законодательство. В частности, для обеспечения конвертируемости национальной валюты и либерализации контроля за капиталом приняты поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 26 июля 2006 г. Закон отменил требование о резервировании средств при осуществлении валютных операций. Средства, которые ранее замораживались на специальных счетах, теперь полностью поступают в распоряжение субъектов валютных операций. Кроме того, отменена обязательная продажа части валютной выручки экспортерами. В будущем Законе «О стратегических отраслях» также сохранятся принципы прозрачности. Его принятие позволит закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для иностранного капитала по участию в сферах экономики, имеющих стратегическое значение для государства. Закон также определит исчерпывающий перечень отраслей или объектов, имеющих такое значение [5, с.45].

В рамках второго  направления были приняты новые  законы «Об особых экономических  зонах» и «О концессиях», которые  позволят регионам лучше использовать свои потенциальные сравнительные  преимущества. Создание 23 ноября 2005 г. Инвестиционного фонда ускорит реализацию масштабных инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение [13,с. 61].

Правительством  РФ был предпринят ряд мер, направленных на стимулирование притока международных  инвестиций. В результате с 2000 г. объемы привлекаемых ПИИ неуклонно росли. А период с 2004 по 2007 г. характеризовался настоящим «инвестиционным бумом». ПИИ составили 9,8 млрд. долл. (40% от общего объема поступивших инвестиций). Однако в сравнении с международной практикой доля ПИИ в накопленном иностранном капитале остается низкой.

Однако, на сегодняшний  день, в рейтинге глобальной конкурентоспособности  Россия опустилась с 43-го места в 2007 г. до 51-го. В рейтинге Doing Business, характеризующем  удобство ведения бизнеса в стране, Россия оказалась на 123-м месте  из 183, потеряв только за последний год 7 позиций. В рейтинге восприятия коррупции мы вернулись фактически на 10 лет назад, оказавшись на 154 месте (в этом рейтинге представлено 178 стран).

Более того, в  ближайшие годы наши позиции в  мировых рейтингах конкурентоспособности могут еще более ухудшиться, так как мы потеряем ряд наших конкурентных преимуществ. В частности, Россия всегда занимала наиболее высокие места в части налоговой политики. Однако в 2011—2013 гг. будет происходить последовательное увеличение налоговой нагрузки, которое, по расчетам Министерства экономического развития, составит более 3% ВВП, причем уже в 2011 г. рост налогов может составить до 2% ВВП. Макропоказатели также имеют тенденцию к ухудшению: это касается и размера госдолга (Минфин планирует ежегодно наращивать размер внутреннего долга на 1,3—1,5 трлн руб.), и профицита текущего счета (при стабильных ценах на нефть он схлопнется до нуля за 2—3 года).

Одним словом, если ранее международные инвесторы, воодушевленные отличными макропоказателями российской экономики и пустотой внутреннего рынка, закрывали глаза на объективные слабости России, такие как коррупция, неэффективное госуправление и слаборазвитые институты, то теперь, когда макропоказатели выглядят уже не столь впечатляюще, а многие внутренние рынки достигли насыщения, на первый план выходят институциональные проблемы. Впрочем, есть ряд ожидаемых событий, которые могут позитивно сказаться на восприятии России. Два ключевых - вступление в ВТО и приватизация.

Вступление  в ВТО будет иметь важный положительный эффект с точки зрения имиджа России в мире. О реальном влиянии на экономику судить труднее, хотя бы потому, что условия вступления России в ВТО до конца не известны широкой публике. Но, опираясь на мировой опыт, можно ожидать положительных эффектов для экономики в долгосрочном плане.

Что касается объявленной  приватизации, то здесь, скорее всего, будут иметь место все те же имиджевые приобретения. Она может  повысить эффективность экономики  в том случае, если будет осуществлена реальная передача крупных государственных активов в частные руки. Однако, судя по планам правительства, речь идет лишь о продаже крупных, но не контрольных пакетов в госкорпорациях. Смысл приватизации исключительно фискальный и направлен на пополнение бюджета (при $100 за баррель и выше необходимость продажи этих активов может отпасть). Поэтому не стоит слишком преувеличивать значимость этих событий с точки зрения их влияния на инвестиционный климат [18].

Бюджетная консолидация и увеличение налогов в развитых странах в совокупности с ужесточением кредитно-денежной политики в Китае и ряде развивающихся экономик приведут к замедлению темпов роста мирового ВВП. Внутренние факторы внушают больший оптимизм. Высокие цены на нефть и снижение безработицы создают предпосылки для возобновления роста реальных доходов населения. Другим фактором поддержки потребительского спроса в 2011 г. станет рост потребительского кредита (на 18—20% по сравнению с 12—14% в текущем году). Наконец, ожидаемое укрепление рубля - еще один фактор, традиционно положительно сказывающийся на потребительских расходах.

В 2010 г. третий год  подряд наблюдался чистый отток капитала из частного сектора. Он составил около $25 млрд по сравнению с $57 млрд в 2009 г. и $133 млрд в 2008 г.

Что касается инвестиций, то здесь основную роль в 2011 г. будут играть госкорпорации — «Газпром», РЖД, энергетики планируют достаточно серьезно увеличить капиталовложения. Но инвестиционная активность частного бизнеса будет ограничена неблагоприятным инвестиционным климатом, охлаждающий эффект могут оказать и приближающиеся выборы.

Процентные  ставки будут повышаться. Основная причина - высокие инфляционные риски. На пике инфляция может достичь 11%, и  произойдет это уже к середине 2011 г.

По рейтингам  инвестиционного климата регионов России в состав регионов с минимальным инвестиционным риском вошли Санкт-Петербург, Краснодарский край, Липецкая, Белгородская и Калининградская области. Одновременно увеличилось число «экстремальных» регионов - Камчатская область, Калмыкия, Тыва и Агинский Бурятский автономный округ.

 

 

3. Современная оценка  иностранных инвестиций в России

 

По состоянию на конец 2010г. накопленный иностранный капитал (общий объем иностранных инвестиций, полученных (или произведенных) с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 300,1 млрд.долларов США, что на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 58,3% (на конец 2009г. - 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных - 3,0% (3,8%).

В 2010г. в экономику России поступило 114,7 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. Объем прямых иностранных инвестиций снизился на 13,2 процента по сравнению с предыдущим годом до 13,8 миллиарда долларов. (Таблица 1)

 

Таблица 1 - Поступление иностранных инвестиций по типам

Информация о работе Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России