Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:59, творческая работа

Описание работы

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им
конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Работа содержит 1 файл

Презентация Конкурентоспособность.pptx

— 161.72 Кб (Скачать)

Проблемы  повышения конкурентоспособности  российской экономики  на мировом рынке

Конкурентоспособность страны на мировом рынке 
 

    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся  степенью реального или потенциального удовлетворения им

    конкретной  потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 
     
     
     

    Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность  товара, товаропроизводителя, отраслевую

    конкурентоспособность и характеризующим положение  страны на мировом рынке, является показатель

    страновой конкурентоспособности.

    В самом  общем виде страновую конкурентоспособность  можно определить как способность  страны в условиях свободной

    конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие  требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает 

    благосостояние  страны и отдельных ее граждан. Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности  впервые был 

    разработан  в 1986 г. известной международной  организацией – Мировым экономическим  форумом. Для определения рейтинга

    конкурентоспособности используются многофакторные векторные  модели, учитывающие 381 показатель.  Они сгруппированы в 

    8 агрегированных  факторов:

    1. Внутренний экономический потенциал
    2. Внешнеэкономические связи
    3. Государственное регулирование
    4. Кредитно-финансовая система
    5. Инфраструктура
    6. Система управления
    7. Научно-технический потенциал
    8. Трудовые ресурсы

    С помощью  специально разработанной методики каждая страна ранжируется по количеству набранных баллов, которые и

    определяют  ее место на иерархической лестнице конкурентоспособности.

    Свою  методику и несколько иную систему  показателей определения конкурентоспособности  стран разработал Мировой банк,

    однако  результаты ранжирования стран мира на иерархической лестнице конкурентоспособности  в целом совпадают результатами

    Мирового  экономического форума. Одним из основных приоритетов государственной экономической  политики должны стать

    сохранение  и развитие научно-технического потенциала страны. 

Конкурентоспособность товара 

Конкурентоспособность товаропроизводителя 

Отраслевая конкурентоспособность  

Конкурентоспособность

  
Проблемы экономики России в контексте повышения конкурентоспособности
 

     Значительные темпы роста российской экономики во многом обеспечены высокими мировыми ценами и наращиванием

    физических  объемов экспорта сырья. И правительственные, и независимые эксперты сходятся на том, что без этих факторов,

    имеющих весьма ограниченное в перспективе  действие, наша экономика не сможет расти с темпом более 4% ВВП в  год. Причина – 

    отсутствие  мощных рыночных институтов поддержки  диверсификации экономики: банки, страховые  компании и пенсионные

    фонды недокапитализированы. Поэтому судьба каждой отрасли обрабатывающей промышленности и высоких технологий зависит 

    от  того, успеет ли уже обладающий денежным ресурсом крупный бизнес развить  это направление, или оно исчезнет под мощным

    конкурентным  давлением непрерывно обновляющегося качественного импорта.

      Россия  не должна довольствоваться ролью поставщика сырья для мировой экономики, итогом такой политики станет лишь

    дальнейшая  поляризация общества, массовая безработица  среди людей, ранее занятых в  несырьевых секторах. В этой связи  мы

    констатируем  необходимость резкой активизации  совместных усилий государства и  бизнеса в целях обеспечения  как текущего, так 

    и долгосрочного  устойчивого роста конкурентоспособности  российской экономики, особенно несырьевой ее части. 
     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Конечно, это  далеко не полная картина, притом сильно идеализированная. Но в итоге эти  институты и практика их

    функционирования  создают позитивные мотивации для  предпринимательской деятельности, инноваций, сбережений и инвестиций.

    Причем важно  подчеркнуть, вместе они образуют целостный  комплекс, будучи связаны внутренней логикой. 
     

Страны-лидеры, добившиеся наиболее высоких показателей  душевого ВВП (более 20 тыс. долл. в  год) практически все обладают следующими основными институтами:
– открытая  рыночная экономика, свободные цены, низкие таможенные барьеры, в основном тарифные, а не количественные
– поддержание конкуренции на рынках
– доминирование частной собственности при жесткой  ее защите
– соблюдение  договорных обязательств: рыночная экономика  – сетевая экономика сделок и  оформляющих их договоров
– налоговая система, подконтрольная налогоплательщикам через демократические представительные учреждения с сильным налоговым  администрированием
– эффективные государственные службы с низким уровнем коррупции
– прозрачные  публичные компании и финансовые учреждения
– демократическая политическая система с политической конкуренцией, разделением и сменяемостью властей, создающая надежные механизмы  контроля общества над государством и бюрократией
– законопослушность граждан, воспитываемая с детства  и культивируемая в обществе

Меры  политики повышении  конкурентоспособности 

Меры  общеэкономического характера 

Налогообложение

Наиболее  тормозящими предпринимательскую  и инвестиционную активность являются налог на прибыль и единый социальный налог. Самой эффективной из числа  мер по снижению налоговой нагрузки является восстановление инвестиционной льготы по налогу на прибыль, еще большая  ориентация амортизационной политики на интенсификацию обновления основных фондов 
 

Снижение  административных барьеров

Наша  государственная система продолжает работать на формальный контроль, а  не на развитие. Развитие происходит само по себе, а не в результате целенаправленных действий государства. Необходимо преодолеть ориентацию нашего общества на постоянную самоподстраховку, выражающуюся в нарастающем количестве обязательных требований к гражданам и к бизнесу. Преувеличенная забота о безопасности в конечном счете требует все большего числа инструкций и раздувает бюрократический аппарат. 
 
 

Защита  прав собственности

Подлежит  реструктуризации и модернизации огромное количество простаивающих производственных мощностей, принадлежащих находящимся  в полубанкротном состоянии предприятиям. Государство должно внести необходимые уточнения в инвестиционное законодательство с целью практической реализации института предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения налогового и иного экономического законодательства, законодательства о пользовании недрами, контролируемых государством цен и тарифов 
 
 
 

Регулирование цен и валютного курса 

Курс  Центрального банка на постепенное  укрепление рубля дает возможность  более эффективно закупать современное  импортное оборудование, столь необходимое  промышленности России. Вместе с тем, вряд ли целесообразно искусственно ускорять процесс укрепления рубля, ибо это может привести к тому, что некоторые недостаточно модернизированные  отрасли просто утратят свою конкурентоспособность. Результатом этого будет дальнейший сдвиг в сторону сырьевой ориентации российской экономики и потеря потенциала роста ВВП в определенной части  обрабатывающей промышленности. 

 

Узконаправленные  меры по развитию определенных видов бизнеса  в промышленности и обеспечивающих секторах экономики 
 

Использование элементов таможенной политики в  интересах развития промышленности

В области  таможенно-тарифной политики, при сохранении умеренных ввозных пошлин на широкие группы машинотехнических изделий, следует снизить до нуля ставки на те виды продукции, которые не производятся в Российской Федерации. Для этого государство совместно с бизнесом должно проинвентаризировать базы данных о количестве и технических параметрах выпускаемого в стране оборудования. Денег на это жалеть нельзя. 
 

Поддержка инноваций

Современная промышленная политика развитых стран  призвана обеспечить переход к экономике  знаний, в которой производство, распределение и использование  знаний и информации признаются главными условиями устойчивого экономического роста. Для этого необходимо располагать  мощным интеллектуальным ресурсом, способным  быстро создавать, эффективно производить  и продвигать востребованный рынком товар. Государству необходимо увеличить  активность в создании 

специальных инфраструктурных ячеек  для последующего их использования предприятиями 
 
 

Прогнозирование

Система государственного прогнозирования  должна искать точки прорыва, преодоления  нынешнего инерционного развития, определять будущие наиболее выгодные рынки, перспективы  развития спроса и технологий, проводить  анализ рисков и т.п. Она должна подсказывать, где нужно концентрировать ресурсы. РСПП готов самым непосредственным образом участвовать в этой работе, учитывая ее результаты при разработке и отборе частных и смешанных  инициатив и бизнес-проектов. 
 
 
 

Дипломатический аспект политики повышения 

конкурентоспособности

Нужно коренным образом изменить роль торгпредств  и экономических отделов посольств. Суть – оценка каждого из них  прежде всего по темпам роста несырьевого экспорта из России и по темпам роста прямых инвестиций в Россию. Получив новые принципы оценки своей работы, загранпредставительства станут самым активным образом реагировать на экспортные запросы российских компаний, превратятся в мощный инструмент повышения конкурентоспособности российской промышленности. 

Заключение 

    Конкурентоспособность – центральная категория рыночной экономики. Уже сам этот факт делает эту категорию крайне актуальной при переводе хозяйства 

    страны на рыночные основы. В последнее время  начала серьезно обсуждаться проблема конкурентоспособности национальной экономики. И эта проблема

    остается пока крайне сложной прежде всего с  методологической точки зрения. Но не только это общее достаточно очевидное  положение делает эту проблему

Информация о работе Проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке