Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:14, реферат

Описание работы

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности России.
Задачи исследования:
• Рассмотреть конкурентоспособность нашей страны в настоящее время;
• Факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности России;
• И в заключение выявить и проанализировать перспективы обеспечения конкурентоспособности России.

Работа содержит 1 файл

Эк-ка и соц.труда РЕФЕРАТ - копия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

       Напомню, что несколько лет назад появилась  еще одна проблема для российского  экспорта. На мировом рынке активнее о себе заявляют китайцы, известные  своими «способностями» в копировании  чужих разработок. Так, в марте  этого года Китай представил копию  российского зенитного комплекса С-300 в варианте FT-300. Ранее Китай скопировал истребители Су-27, и теперь они выпускаются как J-11.

       Вышеперечисленные проблемы значительно усугублены финансово-экономическим  кризисом, который помимо углубления застаревших болевых точек привнес большое количество новых. В связи с кризисными явлениями резко упал спрос, сократили закупки сами предприятия-производители. По данным мониторинга Торгово-промышленной палаты России, падение спроса охватило порядка 75% предприятий России.

       Только  в январе-мае текущего года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года промышленное производство сократилось  на 20%. Значительное сокращение перспективных  проектов в строительстве негативно  сказывается на производстве машин  и оборудования, используемых в жилищном и дорожном строительстве. Выпуск легковых автомобилей за январь-май 2009 г. упал на 61,5%, грузовых автомобилей – на 73% , автобусов – на 65,4%.

       Таким образом, сегодня машиностроение России оказалось в тисках между сильным  машиностроительным комплексом постиндустриальных западных стран и набирающей обороты индустриальной зоной Китая. С одной стороны — развитые технологии, соперничать с которыми отечественным машиностроителям очень сложно, а на восточной стороне козырь низких цен.

       В условиях отсутствия инновационной  среды большинство отечественных  производителей придерживались стратегии  ценового преимущества. И до определенного  момента это было успешным. Однако для дальнейшего развития такая  стратегия явно не подходит. Китай  все больше становится сборочной фабрикой для транснациональных корпораций. При этом хочу отметить, что в Китае существует стопроцентная господдержка машиностроительной отрасли: инвестору, принявшему решение осваивать этот сектор рынка, безвозмездно выделяется площадка, а также существенные налоговые преференции на пять лет. При этом в наличии - неисчерпаемая дешевая рабочая сила. Активную демпинговую политику также проводит Украина и ряд других стран.

       Взятый  в свое время в России курс на выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители, регулирование тарифов на железнодорожные перевозки, коммунальные услуги ежегодно оборачивается для отечественных производителей «шоковой терапией», лишает их одного из основных конкурентных преимуществ. Причем, по оценке экспертов, в общем уровне годовой инфляции более 50 процентов – вклад такого рода регулирования. Цены на электроэнергию, газ, железнодорожные тарифы – особо чувствительная тема для машиностроения.

       Так, в середине 2008 года стоимость одного литра бензина марки АИ-95 в России превышала стоимость бензина в США. Стоимость этого продукта в нефтедобывающих странах (Кувейт, Катар, Бахрейн, Венесуэла) значительно ниже цен, считающихся мировыми. Что касается цены на газ, то сегодня для потребителей в РФ она ниже, чем, скажем, в Европе, но ежегодный прирост цены в 25–27 процентов представляется чрезмерным.  
 
 

 

       

       3. Перспективы повышения конкурентоспособности  России

       Необходима  разработка национальной политики международной  конкурентоспособности России, формируемой  совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой российского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно для энергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании "новой экономики", разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.

       Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечить без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительности труда практически нереально.

       В свою очередь тормозятся отсутствием  эффективных рычагов государственного стимулирования роста экономики. Со всей очевидностью обнаруживается, что экономика не может эффективно функционировать и стать жизнеспособной без государства, а государство немыслимо без экономической системы.

       Изучение  проблем государственного регулирования  экономики требует учета общих  представлений и закономерностей эволюции экономической роли государства и специфики реализации этой роли в условиях переходной экономики, той действительности, которая сложилась в стране в ходе рыночной трансформации.

       Конкурентная  экономика не может успешно развиваться без вмешательства государства. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплением интеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма, смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

       Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособности экономики страны - развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощение результатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукции и поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок - ведущая тенденция XXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего в пределах 0,3-0,8% Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России //Экономист 2006 №8 с. 15. Добиться повышения конкурентоспособности нашей страны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции - товаров и услуг можно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний, на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследований наших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.

       Российские  ученые востребованы за рубежами нашей  страны. Среди них те, кто трудится в ряде крупных научных центров  мира. Немало ученых выехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют все приобретенное в своей предпринимательской деятельности с немалой выгодой. За прорывной работой, как правило, стоит яркий ученый, притягивающий к себе таланты. Вокруг него формируется научная школа, способная генерировать новые знания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то и тысячекратно окупаются на производственно-внедренческой стадии инновационного процесса. Этим и определяются, нынешние намерения и уже начинающиеся действия в нашей стране по увеличению бюджетных затрат на академическую науку в рамках реформы РАН. Но только зарплатой конкурентоспособных инновационных успехов в науке и экономике не достигнуть. Необходимо располагать и современной передовой техникой, без которой не сделать конкурентоспособных открытий, не воплотить их результаты.

       Успехи  в науке дают шанс России стать  страной с высокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и "человеческого  потенциала", экспортером интеллектуальных услуг.

       В России предприятия, работающие в научно-технической  и инновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировые товарные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретения российских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране система защиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства. Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат, связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежных организациях их прав на интеллектуальную собственность. Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России //Экономист 2006 №8 С18

       Инновационная деятельность российских хозяйствующих  субъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органов  власти в разных формах. А для  этого необходимо в законодательном, нормативно-правовом порядке закрепить определение понятия инновационной деятельности предприятий. Наука, научные исследования предваряют инновационную деятельность, особенно на острие "переворотных" открытий и первых шагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий и их применение в разных сферах деятельности Глазьев С. Перспективы российской экономики в условиях глобальной конкуренции//Экономист 2007 №5 с.13. Так же не стоит забывать про информатику и биотехнологию.

       Прямое  отношение к решению проблем повышения международной конкурентоспособности российских товаров и услуг имеет реформа технического регулирования в нашей стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новым стандартам качества производства продукции и модернизацию сферы услуг.

       Так же один из важных факторов роста конкурентоспособности  России - это повышение качества профессионального образования. Наиболее конкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых в немалой мере базировалось на использовании персонала, имевшего специализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующим отраслям. В их числе можно назвать США, Великобританию, Германию, скандинавские страны, Японию, Южную Корею и немало других. Благоприятный климат создавал высокий уровень государственных образовательных стандартов, рост престижа преподавателей и исследователей, совершенствование профессионально-технической подготовки, подключение национальных корпораций к профессионально-техническому обучению молодых и переподготовке сформировавшихся кадров.

       В нашей стране властями осознается необходимость  создания конкурентоспособной образовательной  системы, поддержки тех высших учебных  заведений, которые реализуют инновационные  программы, а также финансирования крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирования системы образовательных кредитов. Российская система образования долгое время была изолирована от остальной части Европы. В вузах России дают зачастую информацию, которая была актуальна 10-20 лет назад. Многие университеты выпускают молодых образованных безработных. Потенциал российских вузов следовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями других стран, особенно европейских.

       Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышением конкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численности квалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательного стандарта и улучшением качества жизни в стране.

       По  оценкам специалистов, в наших  школах сейчас не дают тех знаний, которые можно было бы с успехом применять на практике, а из многих вузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда.

       Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемы конкурентоспособности  России это: разработка национальной политики международной конкурентоспособности России; вовлечения в процесс повышения конкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационную деятельность, а так же повышение качества профессионального образования.

 

       

       Заключение

       Среди возможных рациональных направлений  прогрессивной трансформации экономики  по пути инновационного развития следует  выделить: эффективное использование  природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

       Одной из важнейших задач при переходе на вектор опережающего развития, является формирование госкорпораций – основных точек роста качественно новой  экономики будущего способных доминировать в международной конкуренции.

       Необходимо  внедрять и другие эффективные механизмы, в т.ч. и по совершенствованию управления экономикой.

       На  сегодняшний день, решением Президента РФ создана межведомственная рабочая группа по разработке, внедрению и использованию в промышленности суперкомпьютеров. Ее деятельность будет направлена, в первую очередь, на выработку механизмов технологического перевооружения реального сектора экономики, науки и образования на основе суперкомпьютерных информационных технологий.

Информация о работе Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения