Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 16:14, реферат

Описание работы

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности России.
Задачи исследования:
• Рассмотреть конкурентоспособность нашей страны в настоящее время;
• Факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности России;
• И в заключение выявить и проанализировать перспективы обеспечения конкурентоспособности России.

Работа содержит 1 файл

Эк-ка и соц.труда РЕФЕРАТ - копия.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО  «Сибирский государственный аэрокосмический  университет

имени академика  М.Ф. Решетнева» 

Институт  менеджмента и социальных технологий

Кафедра экономики 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Экономика  отрасли»

на тему

«Проблемы обеспечения конкурентоспособности  отечественного машиностроения» 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил: студент гр. ЭЗ-92

                                                                                      И.В. Мартынов

                                               

                                                             Проверил:  И.В. Молодан 
 
 
 
 
 
 
 
 

Железногорск  2011 г.

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет им. ак. М.Ф.Решетнева» 

КАРТОЧКА  РЕЦЕНЗЕНТА 

Регистр.№________                                                                         «______» __________200__г

Дата  поступления работы в университет 

Специальность экономика и упраление на предприятии

Студент Иван Владимирович Мартынов № зачет.книжки 9508209 Курс 2 Группа ЭЗ-92

Дисциплина «Экономика отрасли»

Контрольная (курсовая) работа по теме «Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения» 

Оценка_____________________                                              «______»_____________200__г. 

Преподаватель – рецензент_____________________/_________________________________

                                                    Подпись                              фамилия четко 
 

_____________________________________________________________________________

линия отреза 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Сибирский  государственный аэрокосмический  университет им. ак. М.Ф.Решетнева» 

КАРТОЧКА  РЕЦЕНЗЕНТА 

Регистр.№________                                                                         «______» __________200__г

Дата  поступления работы в университет 

Специальность экономика и упраление на предприятии

Студент Иван Владимирович Мартынов № зачет.книжки 9508209 Курс 2 Группа ЭЗ-92

Дисциплина «Экономика отрасли»

Контрольная (курсовая) работа по теме «Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения» 

Оценка_____________________                                              «______»_____________200__г. 

Преподаватель – рецензент_____________________/_________________________________

                                                    Подпись                              фамилия четко

_____________________________________________________________________________ 

РЕЦЕНЗИЯ

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Введение
 

       Конкурентоспособность отечественного машиностроения – вопрос, актуальность которого не вызывает сомнений. Это - ключевая тема для всего нашего долгосрочного будущего. В последнее  время вопросам конкурентоспособности  российской экономики уделяется большое внимание как на уровне законодательной и исполнительной власти, так и в экспертном сообществе. Интерес к этой теме понятен, так как этот вопрос является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития государства и, следовательно, должен стоять во главе угла промышленной политики. Можно с уверенностью утверждать, что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет одной из первоочередных задач на ближайшие десятилетия.

       Целью работы является на основании научной  литературы раскрыть проблемы и перспективы обеспечения конкурентоспособности России.

       Задачи  исследования:

  • Рассмотреть конкурентоспособность нашей страны в настоящее время;
  • Факторы, сдерживающие рост конкурентоспособности России;
  • И в заключение выявить и проанализировать перспективы обеспечения конкурентоспособности России.

 

        1. Конкурентоспособность  России в настоящее  время

       В предкризисные годы отечественная  экономика демонстрировала в  целом положительную динамику развития. Однако определенную тревогу вызывала диспропорция этого роста. Он в существенной мере зависел от отраслей, занятых добычей полезных ископаемых, металлургии (в основном за счет поставок на внешний рынок), других отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы страны. Перераспределение этой «природной ренты» увеличивало доходы бюджета, вело к росту реальных доходов предприятий и населения и, соответственно, стимулировало внутреннее потребление, которое и выступает основным двигателем экономики.

       Однако  столь же очевидна была тенденция  к увеличению доли импорта в удовлетворении растущего спроса на инвестиционные и потребительские товары. Это не было бы критичным, если бы проигрыш на одних товарных рынках внутри страны сопровождался бы экспортной экспансией на других товарных рынках. Это свидетельствовало бы лишь об углублении специализации в рамках глобального разделения труда. Однако, несмотря на рост экономики и промышленного производства, экспорт товаров высокой степени переработки вырос крайне незначительно, а его доля в российском экспорте снижалась. Это указывает на то, что на внешних рынках промышленная продукция России теряла свою конкурентоспособность.

       В рейтинге конкурентоспособности стран  за 2007-2008 годы, опубликованном ВЭФ Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позицию по сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-е место. Российская газета от 1 ноября 2007, №244(4507) с. 5 В рейтинг включены 131 страны. Проблемами для конкурентоспособности России, которые сохраняются из года в год, названы, в частности, факторы: здоровье и начальное образование, инфраструктура, качество институтов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата, конкурентоспособность компаний, а так же неспособность экономики "впитывать" современные технологии из различных источников, включая прямые иностранные инвестиции.

       Конкурентоспособность российской машинотехнической продукции - один из самых больных вопросов для отечественного машиностроения. В своем сегодняшнем состоянии  предприятия отрасли могут осуществлять производство высокотехнологичной конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. В настоящее время по подавляющему большинству позиций доля России в мировом экспорте машин, оборудования и транспортных средств составляет десятые и сотые доли процента. Относительное исключение представляет энергетическое оборудование - около 2,5%. В целом из 45 позиций машинотехнической продукции, учитываемых внешнеторговой статистикой ООН, лишь по 5 позициям Россия имеет превышение экспорта над импортом, а по 40 позициям выступает как нетто-импортер.

       Вот некоторые цифры. По данным Росстата, доля импорта в 2005-2007 годах по некоторым  секторам машиностроения составила: сельскохозяйственное машиностроение – 78%, станкостроительная и инструментальная промышленность – 74%, промышленное и тяжелое машиностроение – 54%.

       Такая ситуация обусловлена многими проблемами, которые носят не частный, локальный  характер, а представляют собой комплекс проблем. В первую очередь, структурного, технологического и нормативно-технического характера.

 

       

       2. Факторы, препятствующие  росту конкурентоспособности  российской экономики

       Сегодня около 91% продукции машиностроения производится на 7 500 крупных и средних предприятиях, около 6% - на малых предприятиях, остальное – на опытных производствах при непромышленных организациях. На зарубежном рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских компаний, а мировому уровню соответствует лишь четвертая часть технологий. В большинстве случаев применяются технологии 60-70-х годов.

       По  структуре и, прежде всего, по наличию  обрабатывающих центров с ЧПУ, доля которых в парке эксплуатируемого оборудования не превышает 5%, состав оборудования соответствует техническому уровню середины 1980-х годов. Для сравнения: за рубежом количество используемого высокотехнологичного оборудования с ЧПУ приближается к 50%, а для предприятий, производящих технологическую оснастку, достигает 85 %. Продукция выпускается по стандартам, не гармонизированным с международными требованиями, с низким уровнем унификации.

       Кроме того, отсутствует стимулирующий  фактор действующей налоговой системы. Налоговое законодательство во многом определяет правила поведения бизнеса, темпы развития отдельных отраслей и экономики страны в целом. Это  вдвойне актуально сегодня, когда руководством страны продекларирована необходимость перевода экономики на инновационный путь развития, что подразумевает, прежде всего, преодоление ее структурного дисбаланса.

       Сегодня только на выплаты по НДС в машиностроении приходится до 40 процентов от всех налоговых платежей, при этом в добывающей промышленности это только 12 процентов. Расчеты специалистов, привлеченных Союзом машиностроителей России, показали, что снижение налоговой ставки по НДС до 12 процентов позволило бы только в условиях 2008 года сохранить предприятиям, остро нуждающимся в инвестициях, более 300 миллиардов рублей. Именно поэтому, в августе прошлого года, одной из инициатив Союза машиностроителей России стало обращение Председателя Организации Сергея Викторовича Чемезова к Председателю Правительства РФ Владимиру Владимировичу Путину о снижении НДС для промышленных предприятий до 12%. Несмотря на то, что было принято решение пока отложить реализацию этого предложения, Союз считает данный вопрос важным и продолжает лоббировать его рассмотрение.

       Еще одна проблема, это недобросовестная конкуренция со стороны зарубежных стран. Союз машиностроителей России провел опрос трехсот предприятий отрасли  по проблемам экспорта производимой продукции в страны ЕС. Среди прочих был вопрос о том, сталкивались ли наши производители с проявлениями антиконкурентной практики и в чем она проявлялась. Положительно ответило 64% респондентов. В качестве примера приводился факт того, что фермеры Восточной Европы получают субсидии на покупку сельхозтехники (до 50%), если она произведена в странах ЕС. На российскую продукцию данная мера не распространяется.

       Кроме того, респонденты отмечали, что  структурные фонды и единый фонд ЕС – основные инструменты единой финансовой политики союза, составляют примерно треть бюджета ЕС. Эти средства направляются в основном на повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности предприятий в отстающих регионах Европы.

       Также, существуют технические требования к продукции, которые при поставке ее внутри ЕС никто не предъявляет, а к нашей продукции предъявляются повышенные требования. И таких примеров много.

       В этой связи Председатель Правительства  Владимир Владимирович Путин в одном  из своих выступлений отметил: «Нам нужно агрессивно, в хорошем смысле этого слова, использовать инструменты продвижения и отстаивания наших экономических интересов. Мы намерены стимулировать отечественных экспортёров промышленной продукции. Превратить систему поддержки экспорта в ещё один эффективный институт развития».

Информация о работе Проблемы обеспечения конкурентоспособности отечественного машиностроения