Проблемы легализации теневой экономики в соответствии последнему посланию президента РК Н.А. Назарбаева

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является показать особенности развития теневой экономики на территории РК и дать ее характеристику.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
определить причины появления теневой экономики;
охарактеризовать этапы и факторы развития теневой экономики в Казахстане;
указать механизмы ограничения теневого оборота.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Теневая экономика: основные тенденции и этапы развития
1.1 Определение теневой экономики
1.2 Этапы и факторы развития теневой экономики в Казахстане
2.Проблемы легализации теневой экономики в соответствии последнему посланию президента РК Н.А. Назарбаева
2.1 Влияние теневого бизнеса на экономическую безопасность страны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

     Теневая экономика получила наибольшее развитие во время перехода к рынку, при котором сложились конкретные источники получения незаконной прибыли и доходов, к числу которых относятся следующие.

     1. Вывоз капитала, сырьевых и энергетических ресурсов. При этом основная часть сделок не является в прямом смысле теневой, так как осуществлялась на законных основаниях. Сырье и энергоресурсы часто реализуются за рубеж по заниженным ценам через посреднические компании, а соответствующий процент от прибыли последний оседает там.

     2. Не регистрируемая государственными органами хозяйственная деятельность во всех сферах экономики, что подтверждается жизнеспособностью широкого слоя населения, доходы которою, по официальным статистическим данным, ниже прожиточного минимума.

  1. Задолженность между субъектами экономики и неплатежи в бюджет. В 1998 г. долги только по заработной плате составили 33276 или. тенге.
  2. Контрабанда и незаконное производство товаров народного потребления (алкогольная продукция, подделка и продажа акцизных марок и др.).
  3. Криминальные источники: наркобизнес (17,5%), торговля оружием (2,5%), а также рэкет и пр.

     В экономическом исследовании выделяют факторы развития теневой экономики, среди которых

     А. Факторы "прямого влияния", а  именно:

  • неэффективная управленческая деятельность исполнительной власти;
  • недостаточный уровень компетентности контрольно-ревизионных органов;
  • приоритеты и стратегические направления в экономической политике государства;
  • геополитическая ситуация и внешнеэкономические отношения,
  • уровень коррумпированности органов управления
  • имущественная дифференциация населения и пр.

     Б.Факторы "косвенного влияния":

  • высокая дифференциация доходов между различными социальными слоями населения;
  • особенности менталитета населения и пр.

     В целом, учет этих факторов, а также  сужение их арсенала действия, несомненно, благотворно могут влиять на экономику и нравственность  общества.

     Важное место среди социально-экономических результатов развития теневой экономики занимает снижение темпов роста валового внутреннего продукта по причине скрытой предпринимательской деятельности, не облагаемой налогами. Известно, что к основным способам уклонения от налогов относится сокрытие дохода, невключенность частных накоплении в объемы ВВП, утечка капиталов за границу .

     В общемировом масштабе удельный вес  теневой экономики оценивается в 5—10% от ВВП, между тем предельный показатель должен составлять не больше 40% — в противном случае негативное влияние становится крайне ощутимым .

     В качестве характерных факторов развития теневой экономики выступают.

     а) снижение расходов на социальную сферу;

     б)   вывоз казахстанских капиталов  за границу;

     в) дисбалансированное развитие регионов;

     г) криминализация общества, рост экономической  преступности;

     д) подрыв доверия общества к государству;

     Мировой и отечественной практике борьбы с "теневиками" известны ряд способов. Методы определения объемов теневых капиталов включают подходы, базирующиеся на статистике предприятий (прямые) и корреляционном анализе макроэкономических показателей (косвенные). Масштабы теневого сектора можно оценивать по макроэкономическим показателям,

     Так, например, в республике складывается неоднозначная ситуация в области дифференциации между доходами и расходами населения, повышение потребительских расходов населения сопровождается увеличением суммы вкладов при относительном сохранении уровня средней заработной платы и других официальных источников дохода.

     В практике в ограничении теневой  экономики имеются определенные механизмы, среди которых безусловным  является борьба не только с криминальной частью, но включение правовых методов в части перевода капитала из теневой в официальную экономику. Чтобы заставить капитал работать на отечественную экономику, необходимо :

     а) прежде всего, сократить число налогов и упростить процедуру их взимания (40%):

     б) устранить из законодательства все правовые пробелы, делающие невыгодной предпринимательскую деятельность (32%);

     в) освободить от налогового прессинга часть прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест (24%);

     г) снизить налоговую ставку (23%);

     д) обеспечить государственные гарантии защищенности сбережений и капиталов, как и самого института частной собственности (21%) . 

2. Легализации теневой экономики в соответствии последнему посланию президента  РК  Н.А. Назарбаева 

     Легализация имущества – важный элемент построения прозрачной экономики.

     Сегодня в целом по республике количество незарегистрированных объектов составляет около 1,5 млн. По расчетам Министерства экономики и бюджетного планирования РК, при легализации 30% нелегализованного имущества поступления в бюджет составят 3,7 млрд. тенге.

     По  оценкам экспертов, оборот теневой  экономики составляет около 25%-30% ВВП  республики. В настоящее время  в теневом секторе экономики  Казахстана, а также за его пределами  имеются значительные капиталы и доходы, которые могут существенно повысить уровень легальной капитализации экономики, а, следовательно, стать финансовой основой последующих качественных изменений в экономике страны, ее структуре и в обеспечении стабильных темпов роста на длительную перспективу. Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, может стать эффективным средством пополнения бюджета и ускорения развития экономики страны.

     В настоящее время, к сожалению, наблюдается  тенденция, когда предприниматели  стремятся вкладывать свои средства не в дальнейшее развитие производства и создание дополнительных рабочих  мест, а в покупку недвижимости, в частности, земельных участков, что гарантирует анонимность владельца и возможность уклониться от уплаты налогов в полном объеме. Вложение денег в скупку земельных участков, особенно в городской местности, приводит к тому, что сдерживается инвестиционный процесс, замораживаются денежные средства, которые могли бы быть инвестированы в производство. Сложившаяся тенденция также тормозит формирование фондового рынка в стране. Если удастся вывести из «тени» нелегализованное имущество и капиталы и вовлечь их в хозяйственный оборот, то это может дать дополнительный импульс устойчивому экономическому росту нашей страны.

     Важным  в этой связи является проведение Правительством республики адекватной фискальной политики, которая должна максимизировать налоговые поступления  и, одновременно, не угнетать реальный сектор экономики, выталкивая его в теневой оборот. Для этого нужно фискальным органам страны определить пороговые значения налоговых ставок по каждому виду налогов. В случае превышения порогового показателя национальная экономика несет значительный ущерб - как от недобора налогов, так и от ухода предприятий в теневой сектор экономики.

     Важное  значение приобретает создание таких  экономических условий, когда уходить  в теневой сектор станет просто не выгодно. Тогда амнистия, как разовая  акция, даст серьезный импульс проведению долговременной политики по легальной капитализации экономики.

     Основным  вопросом легализации  имущества  было посвящено в последнем послании президента РК Н.А. Назарбаева от 9 апреля 2007 года , где говорится о продлении  срока легализации. Н.А. Назарбаева утверждает, что «это очень большой и важный вопрос. От этой акции, прежде всего, выиграли селяне, от которых мы не  берем ни копейки налогов.

     Сегодня тысячи людей за счет легализации  освобождаются от уголовной, административной и налоговой ответственности. Все кто получил банковский документ об уплате 10 – процентного налога, освобождаются от всех видов наказания. Причем законом установлена банковская тайна, и если банковский служащий раскроет эту тайну, он понесет уголовные наказания. И если даже при этом станет известен человек, легализовавший имущество, ему за это ничего не будет. Это я гарантирую лично, и люди не должны бояться идти на легализацию.

     За  это время легализовано недвижимости почти на 140 млрд. тенге, а движимого  имущества – на 35 млрд. тенге, денег – на 600 млн. долларов. Всего легализовано 247 млрд. тенге, или более 2 млрд. долларов, т. е. в 4 раза  больше, чем в 2001 г.»

     Президент нашей страны призывает граждан  нашей страны о легализации незаконного  имущества, говоря, что «легализацией надо воспользоваться, потому что она последняя. Это добрая воля государства. А кто не воспользовался- не должен обижаться. Мы будем жестко, тотально проверять все компании, особенно крупные»

     Кроме того, в развитых странах на малых  и средних предприятиях  работают до 60% экономически активного населения, производящих более половины ВВП. Поэтому в республике с целью создания новых рабочих мест необходима легализация трудовых отношений, чему будет способствовать снижение административных барьеров при входе в бизнес, смягчение трудового законодательства и налоговой политики. Для решения данной проблемы проводятся ряд законодательных мер . 

     2.1 Влияние теневого бизнеса на экономическую безопасность страны 

     Отличительной особенностью теневой экономики в республике является взаимообусловленность региональной специализации и сырьевой направленности областей: Северный регион- зерновая продукция, контрабанда российских товаров, производство спирта; Центральный и Восточный регион- цветные и редкие металлы, продажа оружия; Южный регион- наркобизнес, незаконное производство фармацевтической и алкогольной продукции, контрабанда китайских товаров; Западный регион- икорно- рыбная продукция, нефтебизнес, продажа оружия. Теневая экономика включает неформальную, неофициальную, криминальную деятельность.

     В республике продолжается отток работающих из легального сектора в неформальный, вынужденный выход на рынок труда  экономически неактивного населения, пополняющего преимущественно неформальную деятельность, расширение вторичной занятости вследствие невысокого уровня жизни населения, оплаты труда.

     По  способу осуществления неформальная деятельность представлена самозанятыми и трудящимися по найму. К самозанятым относятся индивидуально занятые, владельцы незарегистрированных предприятий. К трудящемуся по найму – официально неоформленные работники в зарегистрированных и незарегистрированных предприятиях, работники легального сектора, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте. Неформальная деятельность характеризуется нерегулярностью и краткосрочностью, что приводит к отвыканию от систематической работы. Все это  в конечном  итоге к дисквалификации и люмпенизации значительной части занятых неформальной деятельностью, особенно молодежи. Частая смена места работы стимулирует работодателей на легко прерываемые, неоформленные отношения. Работодатель, принимая работника на основе устного соглашения, получает возможность снизить косвенные издержки на привлечение дополнительной рабочей силы, уйти от уплаты ряда налогов.

     Криминальный  сектор теневой экономики республики представлен законодательно запрещенными видами деятельности, такими, как производство контрафактной продукции, контрабанда, наркобизнес, работорговля, нелегальная  миграция, коррупция.

     Отечественные рынки переполнены некачественной контрафактной продукции неизвестного происхождения.Контрабанда осуществляется  по любому кругу товаров и объектов, представляющих какую- либо ценность, от простой одежды и продуктов питания до новейших спутниковых телевизионных систем, дорогостоящего сложного оборудования, а также представителей флоры и фауны. Контрабандный ширпотреб  поступает в республику в основном из Китая, Кыргызстана, Индии и стран Ближнего Востока. Контрабандный ввоз и вывоз товара без таможенного оформления лишает республику значительных денежных средств. К основным причинам контрабанды относятся либерализм регулирования рынка, слабость системы пограничного и таможенного контроля, сертификации, сети оптовой торговли.

     Республика  на сегодня  занимает четвертое место после России, Украины и Беларуси по числу нелегального вывоза за границу людей. Современная работорговля достаточно разнообразна и включает в себя, помимо привычной продажи похищенных женщин и детей, но и незаконный вывоз детей с целью усыновления, насильное принуждение женщин к замужеству, использование женщин и детей в качестве домашней прислуги, работающих на кабальных условиях, использование детей в качестве уличных воришек, похищение людей для получения органов трансплантации.

Информация о работе Проблемы легализации теневой экономики в соответствии последнему посланию президента РК Н.А. Назарбаева