Проблемы экономической статики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:09, лекция

Описание работы

Рассматриваются основные категории макроэкономики, основы общеэкономического воспроизводственного процесса, государственного регулирования экономики. Макроэкономические проблемы переходной экономики. По каждой теме приводится краткий конспект учебной лекции в соответствии с методическими указаниями для студентов по структуре анализа учебной темы. По материалам каждой темы приводится перечень контрольных вопросов и вопросы практикума.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

    3.3. Трастовые операции.

    Со  стороны государства денежно-кредитная  политика выглядит либо как кредитная  экспансия, т.е. стимулирование кредита, либо как кредитная рестрикция, т.е. сдерживание.

    Методы  денежно-кредитной политики группируют в два класса:

1. Общие,  влияющие на рынок ссудных  капиталов в целом.

    1.1. Учетно-процентная (дисконтная) политика  Центробанка как кредитора коммерцбанков.

    1.2. Операции на открытом рынке.

    1.3. Регулирование норм обязательных  резервов.

2. Селективные, служащие для регулирования кредитования отдельных отраслей или конкретных видов кредита.

    2.1. Контроль по отдельным видам  кредитов.

    2.2. Регулирование риска и ликвидности  банковских операций, базирующееся  на анализе соотношения выданных кредитов с суммой собственных средств банка. 

    Основные  термины и понятия: 1. Деньги. 2. Денежное обращение. 3. Количество денег в обращении. 4. Денежные агрегаты. 5. Ликвидность. 6. Кредит. 7. Наличные деньги. 8. Ссудный капитал. 9. Банковские операции. 10. Нормы обязательных резервов. 11. Учетная ставка. 12. Текущие срочные операции. 13. Коммерческий кредит. 14. Безналичные деньги. 

Тема 11. Финансовая и фискальная политика государства

Наряду  с денежно-кредитной политикой  фискальная политика- важнейшая компонента макроэкономической государственной политики. Фискальная политика решает проблемы:

-сглаживание  циклических колебаний;

-регулирование  безработицы;

-торможение  инфляции.

    Фискальная  политика одновременно порождает проблемы:

-политического  делового цикла;

-бюджетных дефицитов;

-государственного  долга.

    Фискальную  политику следует понимать как политику по изменению государственных расходов и налоговых ставок как одного из способов достижения макроэкономического равновесия. Через изменение государственных расходов происходит управление совокупным спросом, его расширение или сжатие, следовательно, можно решить проблему циклической безработицы и инфляции.

Желательно  показать действие подобной политики на модели взаимодействия совокупных спроса и предложения. В то же время здесь возникает проблема «эффекта вытеснения» бизнеса и домохозяйств государством с денежного рынка: если дефицит госбюджета финансируется займами у населения, то сопутствующий рост процентных ставок вытесняет частные инвестиции; если дефицит финансируется займами в Центробанке, то происходит «монетизация» государственных расходов и государственного бюджета, как следствие - инфляция.

    Проблема  «запаздывания» заключается во временном  лаге между административным решением о тех или иных фискальных мерах по регулированию и самим временем регуляции, когда экономическая ситуация принципиально меняется. (Как следствие - дестабилизация вместо регуляции).

    Другой  важнейший элемент фискальной политики - налоговые ставки. Изменение налоговых  ставок выполняет троякую роль:

1. Налоги  могут быть т.н. встроенными  стабилизаторами, увеличивающими  дефицит госбюджета в фазе  спада и уменьшающие - в период  подъема.

2. Уменьшение  налогов является важнейшим фактором  управления совокупным предложением.

3. Важнейший  фактор оптимизации налоговых ставок - анализ кривой Лаффера, определение того участка этой кривой, на котором находится в данный момент национальное хозяйство.

    Далее необходимо рассмотреть непосредственно  проблему бюджетного дефицита, а именно 3 концепции формирования госбюджета:

1. Бюджет, балансируемый ежегодно.

2. Бюджет, балансируемый на т.н. циклической  основе.

3. Обеспечение  безинфляционной полной занятости,  или политика т.н. функциональных  финансов.

    По  признаку динамики делового цикла бюджетный  дефицит делят на:

    а) циклический, или разница между  реальным дефицитом и структурным;

    б) структурный, или дефицит, созданный  расходами на удержание безработицы  в границах естественного уровня.

    Государственный долг классифицируют по критериям генезиса и срочности.

По срочности:

    1. Краткосрочный - до одного года;

    2. Среднесрочный - от одного года  до пяти лет;

    3. Долгосрочный - свыше пяти лет.

По признаку генезиса:

    1. Внутренний - долг государства экономическим  субъектам данной страны.

    2. Внешний - долг государства иностранным субъектам - кредиторам.

    Следует также рассказать о способах погашения  государственного долга - консолидации, конверсии, залоге государственной  собственности и т.д.

    В заключение следует обратить внимание на две опасности госдолга:

1) эффект  вытеснения.

2) появление «спирали»: госдолг - бюджетный дефицит - больший госдолг. 

    Основные  термины и понятия: 1. Государственные финансы. 2. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. 3. Государственный бюджет. 4. Политика управления совокупным спросом. 5. Бюджетный дефицит. 6. Предельная налоговая ставка. 7. Монетизация государственных расходов. 8. Прямые и косвенные налоги. 9. Консолидация и конверсия внешнего долга. 10. Кривая Лаффера. 11. Акцизы. 12. Двойное налогообложение. 13. Структурный и циклический бюджетный дефициты. 14. Налоговая система.

Тема 12. Социальная политика государства

    Исходный  пункт в анализе проблемы социальной политики - это отсутствие каких-либо гарантий на получение даже минимального стабильного дохода любым человеком в условиях свободного рынка (без какого-либо вмешательства государства). Доходы формируются на основе законов спроса и предложения и предельной производительности факторов производства. Поэтому во всех странах ОЭСР сформирована своя государственная политика доходов, гарантирующая минимальный жизненный стандарт всем гражданам, не ведущим асоциального образа жизни.

    Государственная политика формирования конечных доходов  заключается в основном в формировании первичных доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения.

    Выделяют три главных источника денежных доходов:

1. Доходы  по труду, или заработная плата.

2. Доходы  собственников, или прибыль, рента,  процент.

3. Социальные  выплаты, или собственно перераспределенные  доходы - трансферты в виде пенсий, стипендий, пособий.

    Абсолютная  величина номинальных и динамика реальных доходов определяют уровень  жизни в стране в целом и в расчете на душу.

Уровень жизни можно выразить в абсолютных цифрах конечного натурального потребления  материальных и нематериальных благ и услуг либо их денежной оценки, и с этой точки зрения важнейшее значение приобретает прожиточный минимум - физиологический и социальный - как нижняя граница индивидуальных и совокупного фонда потребления. Прожиточный минимум служит, в свою очередь, базой для законодательно устанавливаемого государством минимума заработной платы, от которого, в свою очередь, зависит степень рациональности потребительского бюджета основной массы семей в обществе.

    Социально более значимым по сравнению с  уровнем жизни является понятие  «качество жизни» (в котором отражаются две стороны общественного бытия - потребности, созданные экономикой «предложения» и потребности, формируемые общей культурой):

    1) степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей  людей;

    2) степень приближения к оптимуму здорового образа жизни (структура питания, времяпрепровождение, уровень стрессовости быта, экологическое благополучие, уровень безопасности, уровень заболеваемости, продолжительности жизни и т.д.).

Неравенство в распределении доходов можно измерить и проиллюстрировать с помощью кривой Лоренца и коэффициента Джини.

    Сглаживание социально опасного неравенства  осуществляется через социальную помощь:

    1) Выплаты, не имеющие связи с  трудовой деятельностью человека - пособия на детей, дотации на содержание детей в детских дошкольных учреждениях (например, субсидии богатым частным школам). В расчет берется размер потребностей и душевой доход семьи.

    2) Льготы и услуги в натуральной  форме - бесплатное лечение больных,  бесплатное обучение детей в  государственных школах. Эти средства невозможно включить в семейный бюджет и использовать другим способом.

    Социально-экономические  исследования выработали четыре взгляда  на социально-экономическую  справедливость:

    1. Эгалитарный;

    2. Роулсианский;

    3. Утилитарный;

    4. Рыночный.

Для каждой страны характерен свой подход или  комбинация нескольких. Для России преобладающим в общественном сознании пока является эгалитарный, но реализуется по преимуществу рыночный. 

    Основные  термины и понятия: 1. Доходы населения. 2. Трансфертные платежи. 3. Кривая Лоренца. 4. Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов населения). 5. Социальная экономика. 6. Уровень жизни. 7. Качество жизни. 8. Потребительский бюджет. 9. Прожиточный минимум (социальный и физиологический). 10. Потребительская корзина. 11. Распределение доходов. 12. Индексация доходов. 13. Социальное партнерство. 14. Децильный коэффициент. 15. Фонд потребления. 

Тема 13. Макроэкономические проблемы переходной экономики

    Нынешняя  экономическая ситуация в РФ во многом напоминает период 1922 - 1929 гг., период НЭПа. С  точки зрения экономического потенциала и качества рабочей силы все преимущества, на первый взгляд, в настоящем времени. Однако успехи периода НЭПа и длительная депрессия постсоветской экономики говорят о том, что институциональные и психологические факторы играют в обеспечении экономической динамики куда большую роль, чем чисто производственные, технико-технологические.

    «Нормальная»  рыночная экономика предполагает наличие  четырех базовых институтов:

    1. Стабильная конвертируемая валюта;

    2. Частная собственность и частная  инициатива как двигатели экономического  роста;

    3. Современное коммерческое право,  отвечающее именно современной  ситуации на рынке;

    4. Внешнеэкономическая деятельность  на принципах свободной торговли в рамках ГАТТ.

    Именно  российская специфика реализации этих базовых принципов создала нынешние сложности в социально-экономическом развитии страны:

    1. Перекос всей внутренней структуры  цен накануне реформы 1991-1992 гг., нараставший десятилетиями, надолго парализовал потребительский рынок и обслуживающую его часть предприятий.

    2. Либерализация цен уничтожила  все накопления населения и  оборотные средства предприятий, в результате чего произошло  шоковое сжатие совокупного спроса внутри страны.

    3. Обвальное падение курса рубля привело к тому, что спекуляция валютой и игра на динамике курсовой разницы были значительно более доходными, чем капиталовложения в любое производство.

Информация о работе Проблемы экономической статики