Проблемы экономической статики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:09, лекция

Описание работы

Рассматриваются основные категории макроэкономики, основы общеэкономического воспроизводственного процесса, государственного регулирования экономики. Макроэкономические проблемы переходной экономики. По каждой теме приводится краткий конспект учебной лекции в соответствии с методическими указаниями для студентов по структуре анализа учебной темы. По материалам каждой темы приводится перечень контрольных вопросов и вопросы практикума.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

2. Под  инфляцией следует понимать любое  устойчивое повышение общего  уровня цен в народном хозяйстве. (Для придания доказательности  тому или иному подходу полезно  обратиться к трактовке категорий стоимости и цены в терминах классической и марксистской экономических школ).

    Далее следует проанализировать шесть  условий абсолютно безинфляционной  экономической модели народного  хозяйства:

1. Постоянное  равновесие госбюджета.

2. Абсолютная  жесткость эмиссионной политики  Центробанка.

3. Абсолютная  государственная монополия на  денежном рынке.

4. Перманентное  поддержание макроэкономического  равновесия на товарном рынке.

5. Невмешательство  государства в конечное распределение  доходов.

6. Абсолютно  буржуазная «ментальность» субъектов  рынка.

    Важная  проблема - инфляция в рыночном и  нерыночном хозяйстве. Отсюда выводится  первая классификация инфляционных процессов:

    - по критерию открытости:

1) открытая,

2) подавленная.

    В механизме инфляции открытого типа требуется исследовать два момента:

    1. Адаптивные инфляционные ожидания;

    2. Взаимосвязь издержек и цен  (или т.н. инфляцию затрат и  «инфляцию продавцов»).

    Следует показать алгоритм перерастания инфляции затрат в инфляцию спроса («инфляция  покупателей») и факторы, обеспечивающие такое перерастание. В анализе инфляции издержек особое внимание надо уделить обратной связи между инфляционным ростом цен и государственной политикой искусственного сокращения безработицы, что приводит к экономическому феномену стагфляции.

    В анализе подавленной инфляции, характерной  для стран с высоким уровнем  государственного регулирования, наиболее подробно следует рассмотреть факторы:

    а) деформации народнохозяйственной структуры;

    б) изначальной неспособности хозяйственного механизма избегать инфляционных ситуаций.

    Вторая  часть вопроса должна быть посвящена  показателям инфляции и ее измерению. Наиболее объективный показатель - индексы цен, в частности, индексы Пааше и Ласпейрейса, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками. В зависимости от количественных значений индексов различают:

а) ползучую;

б) галопирующую;

в) гиперинфляцию.

    Благодаря тому, что инфляция поражает абсолютно  все стороны и уровни экономического бытия общества, существуют и такие  ее специфические разновидности, как:

    -налоговая  инфляция;

    -инфляция  ценовой накидки;

    -инфляция, импортируемая через каналы внешней  торговли и т.д.

    Завершается тема анализом негативных последствий  инфляции на всех уровнях социально-экономических  отношений, структуры общества и комплекса антиинфляционных мер, среди которых наиболее важны:

    1. Политика сокращения бюджетного  дефицита, в частности, через таргетирование  в соответствии с формулой основного уравнения монетаризма Фишера.

    2. Политика регулирования цен и доходов, в частности, условия применения автоматической шкалы заработной платы. 

    Основные  термины и понятия: 1. Инфляция. 2. Дефляция. 3. Стагфляция. 4. Виды инфляции. 5. Генезис инфляции. 6. Показатели инфляции. 7. Дефлятор ВНП. 8. Антиинфляционное регулирование. 9. Спираль «зарплата- цены». 10. Инфляция предложения. 11. Индекс Ласпейрейса. 12. Индекс Пааше.

 

Тема 9. Государственное  регулирование в  рыночной экономике

    В функционировании  любой хозяйственной  системы всегда важную роль (прямо  или косвенно) играет государственная власть, осуществляя административное регулирование рыночной экономики через меры законодательного, исполнительного и контрольного характера. Необходимо четко разделить государственную экономическую политику (которая может основываться и на тезисе А. Смита о «невидимой руке рынка») и госрегулирование.

    Государственное регулирование появилось как  реакция на «фиаско рынка» в шести  институциональных ситуациях, включая проблемы :

1. Общественных  товаров и услуг;

2. Экстремальных  (внешних) эффектов;

3. Монополизации;

4. Социального  аспекта распределения национального  дохода между наемными работниками  и собственниками;

5. Регулирования  безработицы;

6. Фундаментальных  научных исследований.

    Следует помнить, что субъекты экономической  политики делятся на:

-носителей:

    а) граждане и социальные группы;

    б) деловые предприятия;

-выразителей:

    а) профсоюзы;

    б) союзы предпринимателей;

-исполнителей:

    а) исполнительная, законодательная, судебная власти;

    б) центральный банк.

    Выделяют  объекты государственного экономического регулирования:

-материальные:

    а) занятость,

    б) денежное обращение,

    в) НИОКР,

    г) переподготовка рабочей силы,

    д) экология,

    е) платежный баланс;

-«относительные»:

    а) структура народного хозяйства,

    б) деловой цикл,

    в) правила и условия накопления капитала,

    г) условия конкуренции,

    д) цены.

    К средствам или инструментам государственного регулирования относят:

-административные:

    а) запретительные,

    б) разрешительные,

    в) принудительные;

-экономические:

    а) денежно-кредитные,

    б) бюджетно-налоговые,

    в) ускоренная амортизация.

    Особое  место в странах рыночной экономики  занимает государственный сектор, несущий  на себе функции:

    1) поддержания нерентабельных отраслей;

    2) «локомотива» для народного хозяйства  в условиях падения конъюнктуры или экономического кризиса.

    Специфическое значение в системе государственного регулирования имеет ценовое  и антимонопольное регулирование. Здесь внимание следует уделить историко-экономическому анализу «кейнсианской революции», особенно двум ее моментам:

1) отрицание  возможности рыночной саморегуляции  цен товаров и рабочей силы  в современной экономике;

2) отрицание  положения «классиков» о примате  предложения и утверждение об  обратной причинно-следственной связи : совокупный спрос создает совокупное предложение.

    В завершение темы необходимо рассмотреть  проблему внешнеэкономического регулирования. Наиболее наглядно это можно продемонстрировать в анализе теории «сравнительных преимуществ»  Д. Рикардо. 

    Основные  термины и понятия: 1. Субъекты, объекты, цели и средства государственной экономической политики. 2. Государственно-экономическое программирование. 3. Государственный сектор в народном хозяйстве. 4. Производство общественных товаров. 5. Минимизации экстерналий и трансакционных издержек. 6. Теория общественного выбора. 7. Прямое и косвенное государственное регулирование. 

Тема 10. Денежно-кредитная  политика государства

    Первым  вопросом, который следует рассмотреть  в данной теме, является проблема происхождения денег как особого товара- всеобщего эквивалента, решившего проблему минимизации трансакционных издержек в меновых отношениях. Необходимо доказать, что если в условиях денежного обмена количество товарных цен равно «n» или количеству единиц товарной номенклатуры, то при бартерном обмене количество цен возрастет в (n2 :2) раз (т.е. в условиях РФ это составило бы примерно семьсот двадцать миллиардов ценовых позиций, т.к. 1,2 млн * 1,2 млн :2 = 7,2 * 10 в 11 степени).

    Важным  для понимания сущности денег  в целом является представление  о функции ликвидности или способности актива быть использованным как средство сбережения (накопление), обмена (платежа) и сохранять свою номинальную стоимость неизменной.

    Следует также отметить, что в современной  экономике развитых стран существует много специфических видов денег, сгруппированных в денежные агрегаты М1, М2, М3, L.

    Важнейшее назначение денег, с точки зрения макроэкономики, - способность быть ссудным капиталом и обращаться в виде кредита.

    Основные  источники ссудного капитала:

1. Накопленные,  но неиспользованные по целевому назначению амортизационные средства.

2. Временно  свободный  оборотный  капитал

3. Накапливаемые  до необходимых размеров капиталовложения.

4. Сбережения  частных лиц.

    Кредитная система складывается из банковской системы:

Центробанк, коммерцбанки, специализированные банки и совокупности «небанковских банков», т.е. инвестиционных, финансовых и страховых компаний, пенсионных фондов, сберкасс, ломбардов и учреждений кредитной кооперации.

    Формы кредита:

1. Коммерческий  кредит, обслуживаемый системой простых и переводных векселей;

2. Банковский  кредит;

3. Потребительский  кредит;

4. Государственный  кредит;

5. Международный  кредит.

    Следует отметить функции Центробанка:

-эмиссионная;

-аккумуляция  и хранение кассовых резервов;

-кредитование  коммерческих банков;

-кредитование  и ведение расчетных операций  для государственной администрации;

-операции  по общенациональному клирингу.

    Функции коммерцбанков:

-аккумулирование  бессрочных депозитов;

-предоставление  кредитов предпринимателям.

    Укрупненно  банковские операции можно классифицировать так.

1. Пассивные:

1.1. Вклады;

1.2. Полученные  средства

1.3. Эмиссия  ценных бумаг;

2. Активные:

    2.1. Кредитные (учетно-ссудные операции);

    2.2. Фондовые (операции с ценными  бумагами).

3. Банковские  услуги:

    3.1. Инкассовые операции;

    3.2. Переводные операции;

Информация о работе Проблемы экономической статики