Проблемы использования ноу-хау в процессе производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:42, реферат

Описание работы

Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Понятие ноу-хау и необходимость его применения в процессе производства……………………………………………………………..4
Ноу-хау в мировой торговле …………………………………………...8
Проблемы, возникающие при промышленном
внедрении ноу-хау……………………………………………………....12
Заключение…………………………………………………..…………………17
Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат ноу-хау распечатать.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

ФГУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

Кафедра экономики агробизнеса и ВЭС 
 

Реферат

по мировой  экономике

на тему: 

«Проблемы использования ноу-хау  в процессе производства» 
 
 
 

Выполнила студентка 31 группы

экономического  факультета

отделения «Экономика и управление»

Гармс Н.Е.

Проверила Чернышева Юлия Валентиновна 
 
 
 
 

Оренбург 2010 

Содержание 
 

Введение ………………………………………………………………………..3

  1. Понятие ноу-хау и необходимость его применения в процессе производства……………………………………………………………..4
  2. Ноу-хау в мировой торговле …………………………………………...8
  3. Проблемы, возникающие при промышленном

         внедрении ноу-хау……………………………………………………....12

Заключение…………………………………………………..…………………17

Список литературы…………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В современном мире значимость нематериальных активов и важнейшей их составной части - интеллектуальной собственности непрерывно возрастает. Многие исследователи считают это следствием того обстоятельства, что в современной мировой экономике возрастает роль инноваций по сравнению с ролью производства, а информация, воплощенная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства - наряду с землей, трудом и капиталом.

      В настоящее время интеллектуальная собственность должна рассматриваться уже не как побочный продукт, получаемый в результате разработок нового вида изделия, а как серьезное оружие в конкурентной борьбе.

     Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или  секрет производства — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности. В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще - пакет патентов), и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).

     В высокотехнологичной экономике  ноу-хау составляет ключевую часть  активов компании. Однако при внедрении ноу-хау в промышленное производство, перед человеком возникло много проблем. Необходимость решения этих проблем объясняется, прежде всего, значимостью  интеллектуальной собственности в условиях рыночной экономики.

  1. Понятие ноу-хау и необходимость его применения в процессе производства
 

     Термин  ноу-хау впервые возник в американской судебной практике. В дословном переводе словосочетание ноу-хау представляет собой транслитерацию английского выражения «know-how to do it», буквальный перевод которого означает «знать, как это сделать», например, как наладить производство какого-либо продукта или выполнить какую-либо работу, оказать услугу и т.д.

     В Европе термин ноу-хау стал использоваться значительно позднее, чем в США. Однако, в связи с неопределенностью понятия ноу-хау в некоторых европейских странах стали использоваться и другие термины. Так, например, во Франции английское название «know-how» получило распространение в виде термина «savoir-fair», а в Германии употребляется обозначение «wissen wie». В нашей стране термин ноу-хау появился в нормативных документах СССР в текстах примерных лицензионных договоров для стран СЭВ, а затем фигурировал в ряде законов (1990 – 1992 г.г.), причем под разными «именами», например: «торговый секрет» – в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990; «коммерческая тайна» – в Законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991, «секрет производства (ноу-хау)» – Основы  гражданского  законодательства  Союза ССР и республик от 31.05.1991, которые в аспекте правовых категорий воспринимались как синонимы. Аналогичное содержание законодатель включил в расширительное понятие «коммерческая тайна» (статья 139 настоящего Кодекса). Другими словами, для российского гражданского законодательства термин ноу-хау не является новым. Правовая охрана ноу-хау возникла как альтернатива патентной охране результатов интеллектуальной деятельности, поскольку часто предприятию выгоднее не патентовать изобретение, используемое в производстве, а засекретить его, поэтому ноу-хау нередко называют секретом производства.

     Исходя  из вышеизложенного, секретами производства (ноу-хау) являются сведения конфиденциального (ограниченного) характера, в том числе, нераскрытые результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (химические формулы, чертежи, опытные образцы и т.п.), которые применяются:

  • в промышленности (в частности, технические знания и опыт, которые используются или могут быть использованы в производстве, известные ограниченному кругу лиц и не охраняемые патентами)
  • в торговле (конъюнктурная информация секретного характера, в том числе цены на сырье, рынки сбыта, сведения о конкурирующих фирмах, организация рекламы и т.д.)
  • в банковском деле (конфиденциальные сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций и т.п.)
  • в профессиональной деятельности (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.д.)
  • в других областях предпринимательской деятельности.

     Секрет  производства в отличие, например, от изобретения, не требует официального признания его охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

     Установлено три признака отнесения сведений к секрету производства, которые очень близки к тем, которые характеризовали ноу-хау (статья 151 Основ) и коммерческую тайну (статья 139 ГК РФ).

     Во-первых, сведения, составляющие секрет производства, должны иметь действительную или  потенциальную коммерческую ценность, т.е. обладать способностью быть объектом рыночного оборота. Поэтому сведения, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей, которые никто не приобрел бы, если бы они были предложены к продаже, исключаются из числа сведений, составляющих секрет производства. При этом действительная ценность представляет собой затраты на создание сведений, составляющих секреты производства, поддержание режима коммерческой тайны, рыночную стоимость таких сведений, а потенциальная ценность это по существу размеры убытков, которые могут наступить в случае разглашения или неправомерного использования подобных сведений.

       Во-вторых, к сведениям, составляющим  секрет производства на законном  основании не должно быть свободного  доступа. Это означает, что обладатель таких сведений ограничивает допуск к ним любых третьих лиц в соответствие с действующим законодательством. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют какой-либо интерес. Если сведения могут быть получены законным образом любым заинтересованным лицом, например, путем изучения открытой информации, анализа образцов выпускаемой продукции, знакомства с публикациями и т.д., они секретом производства не признаются. Кодекс не устанавливает порядок оформления допуска к секретам производства, предоставляя право обладателю указанных сведений решать этот вопрос самостоятельно. Другими словами, обладатель сам разрешает и определяет доступ к сведениям, составляющим секрет производства, а также порядок и условия доступа к ним. При этом обязательным условием такого доступа является сохранение допущенным лицом конфиденциальности сведений, к которым он получил допуск.

     В-третьих, правообладатель должен ввести режим  коммерческой тайны, который включает в себя принятие комплекса мер правового, организационного, технического и иного характера, позволяющие обладателю сведений, составляющих секреты производства, защитить их от конкурентов и третьих лиц, которые могут использовать их в своих личных или коммерческих интересах. Например, к мерам правового характера относят: издание внутренних правовых актов, определяющих содержание защищаемых сведений и принимаемые меры защиты; включение в трудовой договор с работником обязательств по неразглашению сведений, составляющих секрет производства, к которому работник получает доступ в связи с выполнением своих обязанностей; включение в лицензионный договор о предоставление права на использование секрета производства положений о неразглашении сведений, составляющих секрет производства, которые предоставляются им в связи с выполнением договорных обязательств и др. К организационным мерам относятся, в частности: организация документооборота; введение пропускного режима; механизмы разграничения доступа к защищаемым сведениям, составляющим секрет производства и т.п. К техническим мерам относят, например: проставление соответствующих грифов; оборудование рабочих мест работника средствами защиты сведений, составляющих секрет производства; установление средств защиты телефонных переговоров от прослушивания  и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Ноу-хау  в мировой торговле
 
 

      Целесообразность  продажи технологии может быть обусловлена  одной из трех причин:1

  • невозможностью или нецелесообразностью по каким-либо причинам ее использования внутри страны;
  • экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;
  • большим объемом внутреннего рынка.

      В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потраченные на ее разработку, во втором - проникнуть на закрытые для товарного экспорта рынки, в третьем - ускорить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества международного разделения труда.

      В современных условиях в развитых странах практически все изобретения  и новые товары патентуются. Патентные  лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без  соответствующего «ноу-хау», играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.

      Наибольшее  распространение в международной  торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную  передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау».

     Ноу-хау (англ. Know - how - «знаю как») - комплекс технических знаний и коммерческих секретов.2

     Ноу-хау  технического характера включает:

  • опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;
  • техническую документацию;
  • инструкции;
  • производственный опыт, описание технологий;
  • знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;
  • знание таможенных и торговых правил и др.

      Под «ноу-хау» коммерческого характера подразумеваются:

  • адресные банки данных;
  • картотеки клиентов;
  • картотеки поставщиков;
  • данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;
  • данные по организации сбыта и распространения продукции;
  • методы и формы рекламы;
  • данные об обучении персонала и др.

      В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т. и.

      Передача  на коммерческой основе, обмен, распространение  «ноу-хау» осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.

Информация о работе Проблемы использования ноу-хау в процессе производства