Проблемы инвестиционной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является: подробно изучить тему данной курсовой.
Достижение цели предполагает решения ряда задач:
1. определить понятие инвестиций и их виды;
2. рассмотреть коэффициенты – мультипликатор и акселератор инвестиций;
3. изучить основные проблемы инвестиционной политики России.

Содержание

Введение_____________________________________________________ 3
1. Понятие инвестиций. Виды инвестиций. Спрос на инвестиции._____ 5
1.1 Сбережение – источник инвестиций.___________________________11
1.2 Факторы, от которых зависят инвестиции.______________________15
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций._____________________17
3. Проблемы инвестиционной политики России.____________________22
Заключение___________________________________________________30
Библиографический список_____________________________________32

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

    Мультипликатор  инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.

    Дословно  мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в  рыночной системе хозяйства состоит  в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

    Мультипликационный  эффект является своеобразным экономическим  эхом, которое, подобно его акустическому  аналогу, многократно повторяет  исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS): 

    K = 1 / (1-MPC) = 1 / (1- MPS)

                                                           где K – мультипликатор инвестиций. 

    Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться  в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.

    Мультипликатор  умножает не только прирост инвестиций, но и их сокращение, то есть работает в обе стороны. 

    Рассмотрим  влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление. Тем самым будет исследован мультипликатор спроса.

    Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем инвестиций равен 1 млн. долларов. Инвестиции – это строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих. Итак, все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации работ, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров (покупка плазменной панели). Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей плазменных панелей) увеличится их денежный доход. Часть его производители плазменных панелей также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.

    Возникает цепная реакция: первоначальные 1 млн. долларов в виде инвестиций вызовут  рост совокупного спроса, или используемого  национального дохода более чем  на 1 млн. долларов, то есть 1 млн. долларов нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.

         Чем выше склонность к потреблению, тем больше k, тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций. 

    До  настоящего момента мы рассматривали  эффект мультипликатора, связанный  с ростом потребительских расходов. Однако первоначальные инвестиции воздействуют и на объем занятости. Здесь можно  заметить, что вообще принцип мультипликатора  был впервые описан английским экономистом Р. Канном в 1931 году, еще до выхода в свет работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Р. Канн исследовал как первоначальные инвестиции, увеличивая доходы и создавая занятость в каком-либо секторе экономики, способствуют вторичной занятости в отраслях или сферах производства, которые создают товары потребительского назначения. В нашем примере первичная занятость создала, например, доходы рабочих, которые приобрели плазменные панели. Рост спроса на этот товар побудит производителей плазменных панелей расширять производство, закупать оборудование, нанимать рабочих. Таким образом, первоначальные инвестиции в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному воспроизводству, порождая новые инвестиции, новые рабочие места и увеличивая в целом национальный доход. 

    Теоретически  концепция мультипликатора помогает глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между  инвестициями и сбережениями. При  этом важно понять, что мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода, в зависимости от расширения или сжатия инвестиций. 

    Отсутствие  равновесия между  инвестициями и сбережениями может привести к  двум отрицательным  для функционирования экономики эффектам: 

    1) инфляционный разрыв – наступает тогда, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения;

    2) дефляционный разрыв – наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

    И, наконец, важно подчеркнуть, что  эффект мультипликатора может проявить себя не вообще, в абстрактно взятой экономике рыночного хозяйства, а лишь в условиях экономики неполной занятости. Такой вывод не кажется  неожиданным. Действительно, если все ресурсы общества задействованы полностью, то откуда же будут черпаться дополнительные рабочие руки и производственные мощности? Это обстоятельство лишний раз подчеркивает тот факт, что применимость тех или иных научных конструкций всякий раз должна соотноситься с конкретной ситуацией конкретной страны.        

    Акселератор инвестиций. 

    Эффект  мультипликатора инвестиций дополняется  эффектом акселератора.

    Акселератор инвестиций – коэффициент, показывающий соотношение меду приростом инвестиций в данном году и приростом ВНП в предыдущем. 
 

    U = I текущий год / Δ ВНП прошлый год

                                                            где  U – акселератор инвестиций

                                                            I – исходный уровень инвестиций 

    Экономическое развитие станы является не только следствием вложения в нее инвестиций, но служит исходной базой для увеличения их в будущем. В связи с этим целесообразно все инвестиции разделить на автономные и производные. Величина первых не зависит от сложившегося уровня ВНП и может рассматриваться в качестве первоначального толчка к активным действиям предпринимателей на рынке. Именно эти инвестиции и создают эффект мультипликатора. Величина вторых является следствием предыдущего развития: предприниматели, видя, что объем национального производства растет и конъюнктура рынка улучшается, стремятся использовать благоприятные условия и расширяют инвестиции. В результате на автономные инвестиции накладываются производные, что ведет к ускорению развития, то есть эффекту акселератора.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Проблемы инвестиционной политики России.

    Современное состояние инвестиционного процесса в РФ характеризуется как кризисное. При этом к основным причинам инвестиционного спада относятся:

  1. отсутствие источников финансирования инвестиций;
  2. пассивная роль государства в инвестиционном процессе;
  3. несовершенная налоговая политика России;
  4. нестабильное функционирование кредитно-банковской системы;
  5. низкая экономическая эффективность современных инвестиций;
  6. неразвитость фондового рынка.

    Каждая  их названных проблем оказывает  негативное воздействие на развитие инвестиционного процесса в РФ, но решать указанные проблемы необходимо в комплексе для достижения основной цели – повышения уровня экономического роста в России. Все названные негативные черты современной инвестиционной ситуации в России в первоисточнике имеют неэффективную государственную политику.

    Неэффективность инвестиционной политики правительства  заключается в следующем:

    1. политика стимулирования инвестиций с помощью налоговых льгот в России признана неэффективной. По всей видимости, отмена налоговых льгот инвесторам явилась следствием обычной для России государственной политики, направленной на увеличение доходной части бюджета за счет увеличения собираемости налогов. Однако такое решение представляется поспешным и бесперспективным. Отсутствие инвестиций приведет к падению производства – у предприятий не будет финансовых ресурсов для расширения, а это неминуемо отразится на налогооблагаемой базе – она соответственно также уменьшится.
    2. Современная амортизационная политика государства не только не способствует расширенному воспроизводству, но и не обеспечивает даже поддержание производства на прежнем уровне. Суммы амортизационных отчислений осознанно занижаются, что не обеспечивает обновление и воспроизводство основных фондов предприятия. Обеспечивая процесс обновления основных фондов. Внедрение ресурсосберегающих технологий, государство будет создавать предпосылки для структурной перестройки экономики, что, в свою очередь, будет условием последующего экономического роста.
    3. Роль государства в инвестиционном процессе носит, в основном, пассивный характер. В то же время государственные инвестиции способны стать стимулом привлечения частных капиталов в производство. Пока же российское государство довольно редко выступает в качестве инвестора, однако, даже кода инвестиции осуществляются из бюджетных источников, основной формой является безвозмездное и безвозвратное государственное финансирование. При этом незадействованными остаются такие формы государственного инвестирования, как субсидии, субвенции, государственные гарантии, эмиссия инвестиционных ценных бумаг.
    4. Ликвидация бюджетного фонда развития уже негативно отразилась на инвестиционной активности. Сегодня, несмотря на существование отдельной статьи расходной части бюджета – капитальные расходы, в которой закрепляется общий объем средств, выделяемых на государственную инвестиционную и инновационную деятельность, отсутствие закрепленных источников доходов не гарантирует выделение предусмотренных средств в намеченные сроки и в полном объеме. Более того, даже при условии выполнения доходной части бюджета, естественно, что в первую очередь производится финансирование наиболее приоритетных расходных статей, в то время как расходы на инвестиции относятся к разряду резервных.
    5. Низкая эффективность государственных инвестиций. На практике сложилась ситуация, когда государственные деньги вкладываются в инвестиционные проекты, которые не только не могут принести прибыль и повысить экономическую эффективность производства, но и не в состоянии обеспечить возврат затраченных государственных средств. В итоге деньги государства растрачиваются в условиях крайне низкой экономической эффективности инвестиций.
    6. Для государственных инвестиций характерно также их нерациональное использование. Инвестиции направляются не в те отрасли, которые нуждаются в привлечении государственных денежных средств и способны рационально  эффективно их использовать, а в отрасли, которые либо способны обеспечить сиюминутный доход, либо нуждаются в иной форме инвестиций – не государственной, а частной. Не определены приоритеты, критерии оценки и сроки предоставления государственной поддержки.
    7. Не задействован потенциал более выгодных, с экономической точки зрения и стратегической экономической политики, форм государственных инвестиций: бюджетных кредитов, субсидирования, субвенций, которые, с одной стороны, обеспечат приток средств в производство на долгосрочной основе, а с другой – принесут доход государству, поскольку по своей сути являются не только возвратными, но и возмездными.
    8. Отсутствует механизм реализации привлечения инвестиций за счет предоставления государственных гарантий. Получить инвестиционные ресурсы, имея государственную гарантию, остается достаточно сложно в связи с тем, что фактически кредитор остается незащищенным.
    9. Государственная инвестиционная политикане касается вовлечения банков в инвестиционный процесс, в связи с чем аккумулированные в банковском секторе денежные средства не работают на экономическое развитие страны. Фактором в пользу кредитования инвестиционных проектов может стать предоставление налоговых льгот  преимущества банку-инвестору.
    10. Современная российская политика в сфере привлечения иностранных инвестиций направлена на увеличение притока иностранного капитала в отечественную экономику. Однако иностранные инвестиции не всегда благотворно влияют на экономическую ситуацию в стране. Мировая практика убедительно доказала, что экономический рост возможен только при условии полной мобилизации внутренних ресурсов. Отечественный инвестор более ориентирован на долгосрочные вложения, что для общей экономической ситуации предпочтительнее. В то же время иностранный капитал не способен стать катализатором долгосрочного и стабильного промышленно подъема. В связи с чем нельзя поводить такую государственную политику, при которой интересы иностранных инвесторов защищаются и обеспечиваются в ущерб отечественных инвесторов.

    Перечисленные негативные черты российской инвестиционной политики являются причинами ее неэффективности, иными словами, современная отечественная  государственная инвестиционная политика не приносит значительных положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.

    Следовательно, чтобы изменить к лучшему сложившуюся  ситуацию в инвестиционной сфере  необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику.

      В качестве основных направлений  такого реформирования могут  быть предложены:

    1. оживление инвестиционного процесса, которое должно осуществляться за счет внутренних ресурсов, в связи с чем потребуется изменение политики в сфере привлечения иностранных инвестиций;
    2. активное вовлечение государственных средств и средств предприятий в виде гарантированных инвестиционных ценных бумаг в инвестиционный процесс. Для современной России приоритетной является прямая форма государственного участия в инвестиционном процессе, которая определяет его общую направленность и генерирует потоки инвестиций в национальную экономику. Фактором, имеющим наибольшее значение для государственных инвестиций, должна быть их экономическая эффективность. Государственные денежные средства должны не просто использоваться для финансирования инвестиционных проектов, но и приносить государству доход в виде процентов за использование государственных кредитов, дивидендов по акциям, переданным в государственную собственность в процессе возврата выделенных инвестиционных средств, а также прибыль за счет увеличения экспорта.
 

    Вопрос  о привлечении иностранных инвестиций обсуждается довольно часто. Да, российской экономике действительно нужны производственные инвестиции. По мнению экспертов Минэкономразвития, для достижения устойчивого развития России в ближайшие 20 лет потребуется инвестировать около $2 трлн. средств из разных источников или по $100 млрд. в год.  

    Проблема 2006 года, стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через год ожидается выбытие до 25% (в 2007 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.

Информация о работе Проблемы инвестиционной политики России