Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:46, курсовая работа
Целью работы является: подробно изучить тему данной курсовой.
Достижение цели предполагает решения ряда задач:
1. определить понятие инвестиций и их виды;
2. рассмотреть коэффициенты – мультипликатор и акселератор инвестиций;
3. изучить основные проблемы инвестиционной политики России.
Введение_____________________________________________________ 3
1. Понятие инвестиций. Виды инвестиций. Спрос на инвестиции._____ 5
1.1 Сбережение – источник инвестиций.___________________________11
1.2 Факторы, от которых зависят инвестиции.______________________15
2. Мультипликатор и акселератор инвестиций._____________________17
3. Проблемы инвестиционной политики России.____________________22
Заключение___________________________________________________30
Библиографический список_____________________________________32
Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.
Дословно мультипликатор означает «множитель». Суть эффекта мультипликатора в рыночной системе хозяйства состоит в следующем: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.
Мультипликационный
эффект является своеобразным экономическим
эхом, которое, подобно его акустическому
аналогу, многократно повторяет
исходный импульс. Доход состоит из потребления
и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора
можно выразить с помощью предельной склонности
к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):
K = 1 / (1-MPC) = 1 / (1- MPS)
Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги. Эта цепочка (эхо) будет продолжаться до тех пор, пока постепенно исходный уровень потребления не будет полностью замещен сбережениями.
Мультипликатор
умножает не только прирост инвестиций,
но и их сокращение, то есть работает
в обе стороны.
Рассмотрим влияние инвестиций на рост национального дохода, используемого на потребление. Тем самым будет исследован мультипликатор спроса.
Возьмем условный цифровой пример, иллюстрирующий суть мультипликационного эффекта. Допустим, первоначальный объем инвестиций равен 1 млн. долларов. Инвестиции – это строительство новых предприятий, закупка оборудования, сырья и материалов, найм рабочих. Итак, все владельцы факторов производства, предоставившие ресурсы для организации работ, получат свой доход. Например, рабочие часть своего заработка предъявят в виде спроса на рынке потребительских товаров (покупка плазменной панели). Другая часть дохода рабочими сберегается. Следовательно, у каких-то иных хозяйственных агентов (производителей плазменных панелей) увеличится их денежный доход. Часть его производители плазменных панелей также потратят на покупку потребительских товаров, например, автомобилей. Другая же часть дохода ими также будет отложена в виде сбережений. Процесс начинает захватывать все новые и новые слои населения, которые, получив свои доходы, предъявят их в виде спроса на рынке потребительских товаров.
Возникает цепная реакция: первоначальные 1 млн. долларов в виде инвестиций вызовут рост совокупного спроса, или используемого национального дохода более чем на 1 млн. долларов, то есть 1 млн. долларов нужно умножить на некий коэффициент. Этот коэффициент и есть мультипликатор.
Чем выше склонность к потреблению, тем
больше k, тем большее увеличение национального
дохода будет сопровождать первоначальный
прирост инвестиций.
До
настоящего момента мы рассматривали
эффект мультипликатора, связанный
с ростом потребительских расходов.
Однако первоначальные инвестиции воздействуют
и на объем занятости. Здесь можно
заметить, что вообще принцип мультипликатора
был впервые описан английским экономистом
Р. Канном в 1931 году, еще до выхода в свет
работы Дж. Кейнса «Общая теория занятости,
процента и денег» (1936 г.). Р. Канн исследовал
как первоначальные инвестиции, увеличивая
доходы и создавая занятость в каком-либо
секторе экономики, способствуют вторичной
занятости в отраслях или сферах производства,
которые создают товары потребительского
назначения. В нашем примере первичная
занятость создала, например, доходы рабочих,
которые приобрели плазменные панели.
Рост спроса на этот товар побудит производителей
плазменных панелей расширять производство,
закупать оборудование, нанимать рабочих.
Таким образом, первоначальные инвестиции
в долгосрочном аспекте дают толчок расширенному
воспроизводству, порождая новые инвестиции,
новые рабочие места и увеличивая в целом
национальный доход.
Теоретически
концепция мультипликатора
Отсутствие
равновесия между
инвестициями и сбережениями
может привести к
двум отрицательным
для функционирования
экономики эффектам:
1) инфляционный разрыв – наступает тогда, когда инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Это означает, что предложение сбережений отстает от инвестиционных потребностей. Поскольку реальных возможностей увеличения инвестиций нет, размеры совокупного предложения вырасти не могут. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения;
2) дефляционный разрыв – наступает тогда, когда сбережения, соответствующие уровню полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, ведь население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.
И,
наконец, важно подчеркнуть, что
эффект мультипликатора может проявить
себя не вообще, в абстрактно взятой
экономике рыночного хозяйства,
а лишь в условиях экономики неполной
занятости. Такой вывод не кажется
неожиданным. Действительно, если все
ресурсы общества задействованы полностью,
то откуда же будут черпаться дополнительные
рабочие руки и производственные мощности?
Это обстоятельство лишний раз подчеркивает
тот факт, что применимость тех или иных
научных конструкций всякий раз должна
соотноситься с конкретной ситуацией
конкретной страны.
Акселератор
инвестиций.
Эффект мультипликатора инвестиций дополняется эффектом акселератора.
Акселератор
инвестиций – коэффициент, показывающий
соотношение меду приростом инвестиций
в данном году и приростом ВНП в предыдущем.
U = I текущий год / Δ ВНП прошлый год
Экономическое
развитие станы является не только
следствием вложения в нее инвестиций,
но служит исходной базой для увеличения
их в будущем. В связи с этим целесообразно
все инвестиции разделить на автономные
и производные. Величина первых не
зависит от сложившегося уровня ВНП и
может рассматриваться в качестве первоначального
толчка к активным действиям предпринимателей
на рынке. Именно эти инвестиции и создают
эффект мультипликатора. Величина
вторых является следствием предыдущего
развития: предприниматели, видя, что объем
национального производства растет и
конъюнктура рынка улучшается, стремятся
использовать благоприятные условия и
расширяют инвестиции. В результате на
автономные инвестиции накладываются
производные, что ведет к ускорению развития,
то есть эффекту
акселератора.
3. Проблемы инвестиционной политики России.
Современное состояние инвестиционного процесса в РФ характеризуется как кризисное. При этом к основным причинам инвестиционного спада относятся:
Каждая их названных проблем оказывает негативное воздействие на развитие инвестиционного процесса в РФ, но решать указанные проблемы необходимо в комплексе для достижения основной цели – повышения уровня экономического роста в России. Все названные негативные черты современной инвестиционной ситуации в России в первоисточнике имеют неэффективную государственную политику.
Неэффективность инвестиционной политики правительства заключается в следующем:
Перечисленные негативные черты российской инвестиционной политики являются причинами ее неэффективности, иными словами, современная отечественная государственная инвестиционная политика не приносит значительных положительных результатов в части оживления инвестиционного процесса, привлечения инвесторов и усиления инвестиционной активности.
Следовательно, чтобы изменить к лучшему сложившуюся ситуацию в инвестиционной сфере необходимо кардинальным образом реформировать государственную инвестиционную политику.
В качестве основных
Вопрос
о привлечении иностранных
Проблема 2006 года, стоящая перед Россией, затрагивает все сферы деятельности. По оценкам специалистов, через год ожидается выбытие до 25% (в 2007 г. до 50%) производственных фондов вследствие их износа. И для обеспечения хотя бы его простого воспроизводства основного капитала объем инвестиций должен быть увеличен в 3 раза.