Проблемы и способы регулирования естественной монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Монополия – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.
Естественная монополия и характерные черты. Естественная монополия определяет объём производства исходя из трех принципов:издержки,спрос и максимизация прибыли. Раскрыты плюсы и минусы естественной монополии.

Работа содержит 1 файл

Монополия.docx

— 178.64 Кб (Скачать)

Способы регулирования естественной монополии  

1. Прямое государственное  регулирование (возможности  и границы)  

Чаще всего механизм и границы такого регулирования  определяются национальными законодательными актами. В частности, в Российской Федерации действует уже упоминавшийся Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определяет и отрасли, относящиеся к естественной монополии, и способы прямого ее государственного регулирования.  

Считается, что прямое государственное регулирование  посредством определения тарифов  или решающего влияния на них  естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий  снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.   

При реализации данного  подхода возникают сразу же несколько  проблем: 1) необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста  или придания таковых функций  уже действующей антимонополистической  структуре, 2) сложность точного определения  реальных издержек производителя услуг — естественной монополии.    
 

2. Торги за франшизу (возможность  использования и  эффективность в  различных условиях)  

Другой способ регулирования  естественной монополии связан с  использованием механизма экономической  организации. Это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.  

3. Ценовая дискриминация  

Возможность использования  ценовых дискриминаций имеется  как у естественной монополии  для увеличения чистого дохода, так  и у регулирующих субъектов для  снижения общего негативного эффекта  от деятельности данного предприятия  естественного монополиста. Что такое ценовые дискриминации? Экономическая теория дает на этот вопрос следующий ответ — практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.   

Предпосылки возникновения  ценовых дискриминаций следует  искать в противоречиях рыночного  механизма. С одной стороны, рынок — великий усреднитель. За спиной производителей, после процесса производства, он определяет продажную цену товара. С другой стороны, каждый экономический субъект (в нашем случае — потребитель) уникален (различны потребности, оценки полезностей, доходы и прочее). Таким образом, при единой рыночной цене всегда есть покупатели, которые готовы заплатить за данный товар больше, чем установившаяся рыночная цена. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и обособленность определенных рынков (институциональную, географическую и др.). Это также создает возможность использования различных цен на данных рынках при продаже одного и того же товара.  

Естественные монополии  достаточно часто прибегают к  практике ценовых дискриминаций  для максимизации своего чистого  дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.   

Практика использования  ценовой дискриминации может  быть применена обществом не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу. Таким образом, ценовая дискриминация становится «обоюдоострым орудием», которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и обществом для достижения своих целей. В результате возникает определенный «баланс интересов» и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).(www.genon.ru) 

(4) МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ 

Во многих странах, включая Россию, остро стоит вопрос о реформировании естественных монополий. Общая идея – введение элементов  конкуренции в подразделения  естественной монополии или при  входе на рынок для повышения  эффективности ее деятельности. Рассмотрим три основные теоритические модели реформирования естественной монополии. Общий принцип, характерный для  всех трех случаев заключается в  разделении деятельности монополии  на две стадии – производственной и инфраструктурной ( т.е. сети по доставке произведенной энергии, нефти, газа и т.п. потребителям ).

Первая модель –  сохранение полностью интегрированной  монополии, объединяющей как производство, так и сетевое, инфраструктурное хозяйство – классическая модель монополиста с вертикальной интеграцией.

Вторая модель реформирования – модель с вертикальным разделением. В данном случае стадия производства отделяется от стадии сетевой доставки продукции. Это позволяет на стадии производства ввести элементы конкуренции, а на стадии доставки ( сетевой транспортировки  потребителю ) компания выступает как  крупный монополист. По модели вертикального  разделения в России реформируется  электроэнергетика.

Третья модель –  смешанная: вертикальная интеграция с  конкуренцией. Монопольная власть ограничивается методом «функционального разбиения» . Например, предприятие одно, а хозяйственная отчетность – раздельная по производству и инфраструктурной деятельности. Также государством регулируется внутрифирменные цены, которыми пользуются внутренние подразделения монополиста.

Как показывает мировой  опыт реформирования естественных монополий, такая модель лучше всего подходит для телекоммуникаций. Для железнодорожного сектора наилучшей является модель вертикально интегрированного монополиста, а для электроэнергетики –  модель вертикального разделения.( М. В. Сафрончук – учебное пособие «Микроэкономика») 

  (2)ЦЕННОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБЩЕСТВА

В условиях свободной  конкуренции фирмы постоянно  находятся под давлением со стороны  конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объём продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что ,с точки зрения общества, является оправданным.

Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В этой связи ценность естественной монополии ,с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от её услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле её общественная ценность положительна и велика.( С. С. Носова; В. И. Новичкова – экономическая теория для бакалавров)

(3)АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:

    обеспечения баланса интересов  потребителей (доступные  цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные  для кредиторов и  новых инвесторов);

    определения структуры тарифов  на основе принципов  справедливого и  эффективного отнесения  издержек на тарифы для различных  типов потребителей;

    стимулирования  предприятий к  сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению  эффективности инвестиций;

    создания  условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого  равного доступа  конкурентов к  информационным сетям).

Наиболее  разработанным принято считать  антимонопольное законодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на " трех китах ", трех основных законодательных актах:

Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую  практику в области сбыта, ценовую  дискриминацию (не во всех случаях, а  только тогда, когда это не диктуется  спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты  и др.

Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную  деловую практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация  и др.

В августе 1995 года был принят закон " О естественных монополиях ", также в России существует закон от 22.03.1991 года " О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках ". Но в отличие от американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то есть проблема решена формально-административным образом.

Нашу экономическую  политику все время кидает из административного  произвола по управлению производством  к стихии самостоятельности хозяйственных  ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям.(www.genon.ru) 

Информация о работе Проблемы и способы регулирования естественной монополии