Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 20:24, реферат
Монополия – вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.
Естественная монополия и характерные черты. Естественная монополия определяет объём производства исходя из трех принципов:издержки,спрос и максимизация прибыли. Раскрыты плюсы и минусы естественной монополии.
Эксузян.С.
11-БЭ-ЭП
Список литературы:
1)Е. Ф. Борисов – учебник «ЭКОНОМИКА»;
2)С. С. Носова; В. И. Новичкова – экономическая теория для бакалавров;
3) М. В. Сафрончук – учебное пособие «Микроэкономика»;
4)www.genon.ru;
ТЕМА:Проблемы и способы регулирования естественной монополии.
(1)Монополия(от греч. monos - один, poleo - продаю) –вид хозяйственной организации на рынке, которая означает захват крупным хозяйственным объединением подавляющей части рынка в целях своего обогащения.
На рубеже 19-20 вв.
монополизация рыночного
1.Рыночным отношениям
внутренне присуще движение от
одной противоположности к
Но, в свою очередь, конкурентное противоборство неизбежно ведет к тому, что более сильные соперники побивают слабых, продвигаясь по пути монополизации торговли.
2.Как мы знаем, на рубеже 19-20 вв. ускорилось индустриальное развитие производства на основе научно-технического прогресса. Это закономерно вызвало большой скачок в концентрации (укрупнении предприятий) и централизации (объединении хозяйств) в области промышленности. Такое реальное обобществление производства увеличивает масштабы выпуска продукции на крупных хозяйственных объединениях, а тем самым толкает их к монополистическому захвату рыночного пространства.
3.В 20 в. Стали быстро развиваться типы общей долевой и общей совместной собственности. Благодаря известным преимуществам по сравнению с частными предприятиями общая собственность способна наиболее значительно расширять масштабы присвоения и в сфере производства, и в сфере рыночного обращения. Именно таким предприятиям принадлежит рыночная власть.
Получившие сейчас развитие монополистические объединения подразделяются на ряд групп:
МОНОПОЛИИ:
по характеру
и причинам возникновения: естественная,
легальная и искусственная; ( У. Ф. Борисов
– учебник «Экономика» )
(2)ЕСТЕСТВЕННАЯ (ЧИСТАЯ) МОНОПОЛИЯ:ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Естественная, или чистая, монополия- это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей. Известны ее характерные черты.
1.Единственный продавец, т.е. отрасль, состоит из одной фирмы. Здесь «фирма» и «отрасль» - синонимы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.
2.Нет заменителей данного продукта. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него. К таким монополиям относятся регулируемые государством предприятия общественного пользования или так называемые естественные монополии (электрические и газовые компании, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи и др.).Услугам, предоставляемым коммунальными службами, также нет заменителей. Но если они и есть, то они дороги или неудобны.
Чистая монополия
может также иметь
3.Фирма диктует цену. Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияние на цену продукта: она соглашается с ценой. Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения.
4.Вхождение в
отрасль заблокировано в виде:
а)эффекта масштаба; б)естественной
монополии на производство
Таким образом, естественная монополия (монополия в узком смысле) – это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства (земля, газ, нефть, редкие металлы и др.).Естественный монополист производит уникальный продукт – для него нет заменителя. Например, газовое отопление дома. Нет газа – и тепла нет. И получается: являясь единственным производителем газа, монополист занимает господствующее положение на рынке. Будет ли он чинить произвол – вздрючивать цены до невероятных размеров или менять режим подачи газа по своему усмотрению? Может быть, ему так бы хотелось, но это не так. И все потому, что большинство естественных монополистов создаются правительством. Правительство может выдать патент на один из уникальных продуктов, авторское право на какую-то вещь или же лицензию на право заниматься бизнесом на определённом рынке, не имея конкуренции. Кроме того, муниципалитеты дают лицензии компаниям, владеющим электростанциями, газовым компаниям и компаниям, ведающим коммуникациями, чтобы предотвратить дублирование эксплуатации мощностей. Эти компании очень строго контролируются в их деятельности и установлении цен.( С. С. Носова; В. И. Новичкова – экономическая теория для бакалавров)
(3) Изобразим график естественной монополии, когда линия отраслевого спроса D пересекает линию LAC до достижения минимума.
Если мы решим рассредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом объем Q0 = I /3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2.
По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:
· установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере АС - МС. На графике это представлено заштрихованной областью. Достоинство данного варианта политики в том, что выполняется условие максимизации прибыли при совершенной конкуренции Р = МС, когда на других рынках достигается эффективность в структуре выпуска: соотношения между объемами различных видов продукции оптимальны с общественной точки зрения;
· установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворять спрос. Дотации в данном случае не требуется, однако не достигается эффективность структуры выпуска, так как Р>МС, то есть продукции, выпускаемой монополией, производится «слишком мало». В этих случаях естественная монополия не имеет стимулов к снижению затрат, поскольку за снижением затрат может последовать и снижение государственной цены;
· без установления фиксированной цены. Государство проводит аукцион и предоставляет право производить данный вид продукции тому предприятию, которое обязуется вносить в госбюджет максимальную сумму платежа. При этом никакого прямого регулирования цен и выпуска продукции государством не производится.
Предприятие выбирает
объем продукции QМ, при котором MR
= LMC, и назначает цену РМ. В принципе
вся монопольная прибыль может быть изъята
в госбюджет в форме фиксированного платежа.
Достоинство данного варианта в том, что
наблюдается минимум государственного
вмешательства, есть стимул для естественной
монополии снижать затраты, однако грубо
нарушается условие эффективности структуры
продукции.( www.genon.ru)
(2)Определение объёма производства, цены и максимизация прибыли
Естественная монополия определяет объём производства исходя из трех принципов: издержки, спрос и максимизация прибыли.
Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину – постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста (кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив – является нисходящей.
Существуют три значения нисходящей кривой спроса.
1.Цена превышает предельный доход. Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену, для того чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Это означает, что чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигнет своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.
2.Монополит диктует цену и объём производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объём продукции произвести, т.е. одновременно выбирает и цену, и объём производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена – количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объёмом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос «какую комбинацию цены и количества выберет чистый монополист?» ответ один – это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.
3.Максимизация
прибыли. Стремящийся к прибыли монополист
будет производить каждую последующую
единицу продукции до тех пор, пока её
реализация обеспечивает больший прирост
валового дохода, чем увеличение валовых
издержек. Фирма будет наращивать производство
продукции до такого объёма, при котором
предельный доход равен предельным издержкам.(
С. С. Носова; В. И. Новичкова – экономическая
теория для бакалавров)
(3)
Плюсы и минусы естественной
монополии
Плюсы:
Минусы:
Видно, что у естественной
монополии достоинства
Информация о работе Проблемы и способы регулирования естественной монополии