Проблемы и перспективы сотрудничества Украины и ее регионов со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. На данном этапе Содружеству необходимо создать все необходимые условия для своего нормального функционирования во всех сферах своей деятельности, а особенно в экономической - это внедрение новых таможенных пошлин, создание эффективного валютного механизма для осуществления хозяйственных связей между странами-членами организации, пересмотреть налогообложения экспорта и импорта товаров, и т.д., что даст толчок для развития внешнеторговых связей стран, а в частности развития торговых взаимоотношений Украины и стран СНГ. Поэтому, тема данной работы является актуальной на сегодняшний день, хотя довольно изученной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Экономические интересы Украины в формировании внешнеторговых связей со странами СНГ…………………………………………………………………………….4
Основные тенденции развития экспортного потенциала Украины в рамках СНГ……………………………………………………………………………….……4
1.2. Внешняя торговля Украины со странами СНГ в контексте изменения конъюнктуры товарных рынков……………………………………………………7
2.Стратегия внешнеторговых отношений Украины со странами………………….14
2.1. Концептуальная модель внешнеэкономических приоритетов Украины..14
2.2. Перспективные направления взаимодействия во внешнеторговой сфере Украины со странами СНГ……………………………………………………………20
Вывод……………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат 2.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

Основываясь на интеграционной теории экономического регионализма в  геополитической стратегии Украины  нами выделено три вектора углубленного экономического внешнеторгового сотрудничества, а именно ЕС, еврорегионы, включая  страны Восточной и Центральной  Европы, Россия и страны СНГ, которым  соответствует три уровня международного сотрудничества. Первый - международный уровень, которому соответствует вектор Европейского Союза и Единого европейского экономичного пространства. Второй - межрегиональный уровень, которому соответствует вектор формирующихся и функционирующих Еврорегионов. Третий -межгосударственный уровень, которому соответствует вектор Российской Федерации и стран СНГ. Особенность данного уровня в том, что в нем выделяется и имеет самостоятельное значение межрегиональный российско-украинский уровень приграничной экономической интеграции, который может осуществляться в рамках Единого экономического пространства.

Остановимся на характеристике каждого вектора и соответствующего ему уровня сотрудничества. Выбор  вектора ЕС, который предполагает международный уровень сотрудничества, обусловливается стратегической парадигмой Украины как европейской страны и особенностями ее геополитического положения, которая называется "Европейский  выбор".

Если говорить о сотрудничестве со странами - новыми членами ЕС и  другими странами Восточной Европы, то его целесообразно развивать  на межрегиональном уровне, то есть в рамках существующих и возможных  Еврорегионов как трансграничной формы  сотрудничества. Одним из преимуществ  развития экономического и научного сотрудничества с Еврорегионами  является их способность к образованию  связей между собой в разных сферах на основе равноправного взаимовыгодного  партнерства. Еврорегионы имеют  значительно больший потенциал, чем простое развитие торговых отношений  с каждой страной в отдельности.

Кроме того, Украина делает акценты на особой миссии, которые  могут сыграть страны этого вектора  в реализации евроинтеграционнои стратегии  Украины через официальную публичную  поддержку стой стратегии.

Исходя из того, что доминирующей во внешнеторговых отношениях Украины  является Российская Федерация, Украина  не может быть не заинтересована во всестороннем развитии экономического сотрудничества с Российской Федерацией и другими странами СНГ. Позитивную роль в этом может сыграть реализация достигнутых договоренностей во время четырехсторонней встречи  Президентов Беларуси, Казахстана, России и Украины, которая состоялась 22-23 октября 2008 года, о создании Единого  экономического пространства (ЕЭП), что  безусловно может внести новые элементы во внешнеэкономические отношения  Украины с ее восточными соседями.

Критически оценивая комментарии  официальных представителей Украины  и России по поводу ЕЭП, мы полагаем, что в Украине и России по разному  трактуют понятие "Единое экономическое  пространство". Для России - это  создание в конечном итоге валютно-экономического союза, для Украины высшая планка - это создание зоны свободной торговли на принципах ВТО, то есть без каких - либо товарных исключений. Примечательно, что исследования, которые проводятся в Украине, касаются последствий вхождения в ЕЭП для всего государства, но при этом практически отсутствует определение роли регионов, особенно приграничных, в этом процессе, не раскрываются основные формы и направления экономического приграничного сотрудничества отдельных регионов Украины в рамках будущего ЕЭП.

Концептуальным является вывод о том, что, исходя из двуединого назначения региональной экономики (как  части целого и как целого), эффективно развиваться экономическое сотрудничество в векторе "Россия и страны СНГ" может только при тесном взаимодействия межгосударственного и межрегионального приграничного уровней.

Вот почему в российском векторе мы выделяем еще один уровень, а именно межрегиональный приграничный. Как известно, граница Украины  с Российской Федерацией имеет протяженность 2250 км. Одним из таких приграничных регионов является Луганская область. Особенностью региона является то, что он имеет давние экономические  культурные и гуманитарные связи  с приграничными регионами Российской Федерации - Ростовской, Воронежской  и Белгородской областями, - с которыми подписаны Соглашения о сотрудничестве.

Не уменьшая значения проводимой работы в рамках Соглашений о сотрудничестве, они не предусматривают устранения дискриминационных мер с российской стороны по отношению к украинским товарам. Поэтому украинским товаропроизводителям будет трудно и в дальнейшем удерживать позиции на освоенных в приграничных районах сегментах российского  рынка, а тем более наращивать объемы экспорта.

По мнению многих специалистов развитие экономического приграничного  сотрудничества в части сохранения рынков России си стран СНГ для  украинских товаров может способствовать реализация отдельных положений  концепции Единого экономического пространства.

 

Речь идет о провозглашенной  лидерами четырех государств зоны свободной  торговли на основе общепризнанных в  мировой практике принципах - на принципах  ВТО, которые гарантируют равенство  конкурентных возможностей стран-участниц, их международную правовую защиту.

Как свидетельствует мировая  практика, зоны свободной торговли являются не очень эффективными инструментами  обеспечения режима свободной торговли по сравнению с режимом свободной  торговли. Это наиболее простая форма  региональных интеграционных объединений  стран, члены которой, сохраняют  свободу действий в области внешней  торговли, и, в частности, свой таможенный тариф. На практике страны-участницы  зоны свободной торговли устраняют таможенные и некоторые нетарифные барьеры в торговле между собой не полностью, а лишь частично, и таким образом соответствующий режим в таких зонах охватывает более-менее ограниченный круг товаров. Но это прерогатива практиков и дополнительных договоренностей. Мы же речь ведем о самом принципе внедрения такой формы приграничного экономического сотрудничества, как приграничная зона свободной торговли в рамках Единого экономического пространства.

Формирование приграничной зоны свободной торговли на принципах  ВТО можно начать с Ростовской области, с которой Луганская  область имеет разветвленные  связи и обоюдные представительства  предприятий. К тому же формирование зоны свободной торговли на принципах  ВТО не будет противоречить стратегической парадигме Украины - евроинтеграционному  курсу.

Для Луганского региона, как  и для других приграничных регионов Украины, важное значение имеет развитие между регионами межрегиональной  кооперации, создание совместных предприятий  по выпуску новых видов высоколиквидной  продукции, согласование инновационной  и инвестиционной политики. Украина  присутствует в российском строительном комплексе, перерабатывающей промышленности и сфере услуг, однако потенциал  далеко не исчерпан. Например, Луганским  пищевикам уже становится тесно  на отечественном рынке.

 

Между тем создание зоны свободной торговли между приграничными  территориями Украины ,России и стран  СНГ невозможно без решения таких  проблем, как отмена ограничений  на поставку украинской металлопродукции, сахара, спирта в страны содружества  и других дискриминационных мер  на украинские товары. Ведь речь идет не просто о "развитии сотрудничества", а о равноправных конкурентных возможностях регионов.

Максимально использовать все  рассмотренные позитивные моменты  интеграции приграничных регионов Украина  сможет только после тщательного  согласования интересов сторон как  в процессе формирования зоны свободной  торговли, так и на каждом этапе  ее функционирования.

Построенная на основе интеграционной теории экономического регионализма концептуальная модель региональных приоритетов внешнеэкономической  деятельности позволяет сформулировать главное условие интеграции Украины  в мировое хозяйство оптимальное  сочетание различных интеграционных уровней международного, межрегионального, межгосударственного и межрегионального приграничного.

Такое сочетание возможно только в рамках правильного выбора экономических приоритетов во внешнеэкономической  политике и форм ее реализации. Преимущество предложенного подхода по сравнению  с ныне существующими заключается  в том, что он позволяет разрабатывать  инструментарий не только для проведения детального анализа и оценки каждого  интеграционного уровня и направления, а также конкретной формы их реализации, но и является психологически важным в части того, чтобы различные  интеграционные векторы не считались  конкурентами. Кроме того, векторная  риторика позволит воспринимать различные  интеграционные направления как  равнозначные ориентиры для развития в Украине внешнеэкономической  деятельности.

 

 

 

2.2. Перспективные  направления взаимодействия во  внешнеторговой сфере Украины  со странами СНГ

22 сентября 2009 г. в столице  Туркменистана Ашхабаде под председательством  премьер-министра Украины Юлии  Тимошенко прошло заседание Совета  глав правительств стран СНГ,  на котором был утвержден Экономический  блок стратегических документов

Экономический блок включает ряд стратегических документов. Это  стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года, приоритетные направления сотрудничества в сфере  транспорта на период до 2020 года, комплекс совместных мер по повышению продовольственной  безопасности государств-участников СНГ  и другие

По его словам, в проекте  стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года дана оценка места Содружества в мировой  хозяйственной системе и экономической  ситуации в СНГ, обозначены факторы, влияющие на развитие экономического взаимодействия государств-участников Содружества.

В документе определены цели, задачи и этапы экономического развития, а также основные сферы экономического сотрудничества. Реализация стратегии  позволит более полно использовать социально-экономический потенциал  и повысить конкурентоспособность  каждого государства - участника  СНГ и Содружества в целом.

Сотрудничество государств СНГ в области транспорта определено ключевой сферой взаимодействия в 2009-2012гг. в рамках Содружества.

В проекте Приоритетных направлений  сотрудничества государств-участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года выделены актуальные направления  согласованной транспортной политики, определены приоритетные направления  сотрудничества и первоочередные задачи по их реализации по каждому из видов  транспорта, сообщил источник.

Проект Основных направлений  развития рынка международных автотранспортных услуг разработан в целях создания равных и благоприятных условий  для осуществления международных  автомобильных перевозок в рамках Содружества и интеграции автомобильного транспорта СНГ в мировой рынок транспортных услуг.

Предполагается, что результаты проведенной оценки международного опыта и реальной судебной практики в этой сфере, итоги анализа соответствия межправсоглашений в рамках СНГ  требованиям антимонопольного законодательства, а также структуры затрат авиакомпаний и условий их доступа к услугам  топливно-заправочных комплексов и  аэропортам будут учитываться соответствующими структурами государств Содружества  при подготовке управленческих решений  в этой области.

Главы правительств планируют  также одобрить ряд международных  договоров, в том числе соглашение об основных принципах политики в  области валютного регулирования  и валютного контроля, соглашение о совместном фильмопроизводстве, а  также ряд решений в сфере  здравоохранения.

В частности, соглашение о  сотрудничестве в борьбе с обращением фальсифицированных лекарственных  средств обяжет стороны информировать  друг друга о фактах выявления, распространения  и уничтожения фальсифицированных лекарственных средств, способах зашиты лекарственных средств, методиках  подтверждения их подлинности.

Среди миграционных документов источник особенно выделил Конвенцию  о правовом статусе трудящихся-мигрантов  и членов их семей, которая должна обеспечить принцип равенства обращения  в отношении мигрантов и граждан  принимающего государства.

Численность иностранных  работников, привлеченных из государств-участников СНГ к трудовой деятельности на территории стран-участников, в 2008 году составляла около 350 тысяч человек, а в первом полугодии 2009 г. - более 1,3 миллиона человек. Квота на 2009 год предусматривает  привлечение в страны СНГ почти  четырех миллионов иностранных  работников.

 

 

 

 

Вывод

В данной работе была рассмотрена  тема развития внешнеторговых отношений  Украины и стран Содружества  Независимых Государств, их экономическое  развитие за последние года и тенденции  дальнейшего развития.

В своем развитии СНГ уже  преодолело примитивный сценарий "или  интеграция, или дезинтеграция". Процессы, происходящие в Содружестве, имеют более сложный характер. Отношения на постсоветском пространстве становятся полноценными международными отношениями. Это свидетельствует  о том, что оно оформляется  в международный регион. СНГ при  этом является фактором изначального структурирования пространства, и эта  его роль пока еще не сыграна до конца. Несмотря на неравномерность  экономического развития, страны Содружество  смогло сформировать институты и  механизмы межгосударственного  взаимодействия, создать основы рыночного  хозяйства, преодолеть различные негативные тенденции.

Информация о работе Проблемы и перспективы сотрудничества Украины и ее регионов со странами СНГ