Проблемы и перспективы сотрудничества Украины и ее регионов со странами СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:43, реферат

Описание работы

Годы существования СНГ свидетельствуют о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере взаимодействия - экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. На данном этапе Содружеству необходимо создать все необходимые условия для своего нормального функционирования во всех сферах своей деятельности, а особенно в экономической - это внедрение новых таможенных пошлин, создание эффективного валютного механизма для осуществления хозяйственных связей между странами-членами организации, пересмотреть налогообложения экспорта и импорта товаров, и т.д., что даст толчок для развития внешнеторговых связей стран, а в частности развития торговых взаимоотношений Украины и стран СНГ. Поэтому, тема данной работы является актуальной на сегодняшний день, хотя довольно изученной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Экономические интересы Украины в формировании внешнеторговых связей со странами СНГ…………………………………………………………………………….4
Основные тенденции развития экспортного потенциала Украины в рамках СНГ……………………………………………………………………………….……4
1.2. Внешняя торговля Украины со странами СНГ в контексте изменения конъюнктуры товарных рынков……………………………………………………7
2.Стратегия внешнеторговых отношений Украины со странами………………….14
2.1. Концептуальная модель внешнеэкономических приоритетов Украины..14
2.2. Перспективные направления взаимодействия во внешнеторговой сфере Украины со странами СНГ……………………………………………………………20
Вывод……………………………………………………………………………………22
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат 2.docx

— 46.93 Кб (Скачать)

На этапе социально-политических и институционально-экономических  преобразований Украина стоит перед  выбором наиболее перспективных  направлений государственной политики, определяющих новые контуры общества. В научных исследованиях рассматривается  множество вариантов развития: продолжение  рыночных реформ при сырьевой ориентации народного хозяйства; активизация  экономических преобразований на основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новой социально-экономической  стратегии, а также интеграции страны в мировое хозяйство. Вместе с  тем возможен и инновационный  путь развития экономики, предполагающий взаимосвязанное становление научно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной и других сфер.

В последнее время в  как в Украине, так и в других странах СНГ наблюдается значительное снижение инновационной активности промышленности в целом. Быстрое  сокращение производственного потенциала и уменьшение затрат на его обновление привело в наших странах за последние годы к коренным изменениям состояния производственного комплекса. В большей части он физически и морально устаревший. В отраслях промышленности наблюдается снижение объемов производства наукоемкой продукции, которые определяют технический и технологический уровень страны. Инновационная активность уменьшается под влиянием низких платежеспособности и спроса, как со стороны государства, так и со стороны негосударственного сектора экономики. В условиях сокращения спроса предприятия и организации в первую очередь сокращают объемы производства наукоемкой продукции в пользу более дешевой и технологически простейшей. В Украине показатели инновационной активности, немного лучше, чем в странах СНГ, но далеко не отвечают показателям развитых стран, кроме того, они продолжают снижаться.

Для Украины, обладающей достаточно мощным научным потенциалом, видится  оптимальным именно этот путь экономического развития, поскольку инновационная  деятельность имеет особое значение в современной рыночной экономике.

В последнее время вопрос инновационного развития страны наконец-то получил достаточную степень  внимания, важность его осознается на всех уровнях нашего общества и  за пределами нашей страны, а в  частности в государствах СНГ. Уже  в 2009 г. наметились позитивные сдвиги в  сфере науки и инноваций: увеличились  объемы финансирования научных и  научно-технических работ, которые  в 2008 г. составили 2046,3 млн. грн, что на 492,2 млн. грн больше, чем в 2007 г., и  на 785,4 млн. грн превышает объемы финансирования 2006 г.

Следует отметить, что несколько  возросла доля средств государственного бюджета в общем объеме финансирования научно-технической деятельности. Так, в 2007 г. эта доля составила 28,79% от общего объема; в 2008 г. на долю средств государственного бюджета пришлось 27,55%, а в 2009 г. - 30%. Общее количество промышленных предприятий, внедривших инновации, увеличилось  с 1376 в 2008 г. до 1491 в 2009 г., т.е. приблизительно на 8 %. Соответственно, увеличился и  общий объем инновационных затрат в промышленности - с 1175,7 млн. грн  в 2008 г. до 1760,1 млн. грн в 2009 г. (приблизительно на 49%).

 

Более интенсивным стало  внедрение прогрессивных технологических  процессов и освоение новых видов  промышленной продукции, которые на протяжении последних пяти лет переживали глубокий спад. Так, в 2009 г. было внедрено 1403 новых прогрессивных технологических  процесса, что на 16,6% больше, чем в 2008 г. В 2009 г. было освоено производство 15323 новых видов продукции, что  на 2678 наименований (или на 21,17%) больше, чем в 2008 г. Вместе с тем, существует и множество негативных тенденций, среди которых выделяются следующие:

– Сокращение научных кадров

– Старение научных кадров высшей квалификации;

– Эмиграция докторов и  кандидатов наук: в последние пять лет за пределы Украины ежегодно выезжает в среднем 35 докторов и  около 110 кандидатов наук.

Таким образом, большинство  показателей свидетельствует о  катастрофическом снижении инновационной  активности в Украине. При этом ситуация в государствах СНГ не лучше, а  по некоторым показателям - даже хуже. Во многом ухудшение показателей  в инновационной сфере, как уже  было отмечено, связано с ухудшением научного потенциала стран.

На сегодня СНГ является одним, из наибольших инвесторов в Украине, Общий объем вложенных инвестиций на 01.12.2009 из стран СНГ - 15924,0 млн. долл. США, что составляет 45,8% общего объема инвестиций в Украину (на 01.12.2008 - 12069,9 млн. дол. США, 31,5%).

Из прямых инвестиций наибольшие объемы вложены из Росси - 9620,7 млн.дол. США (35,3% общего объема инвестиций из стран  СНГ), Белоруссия - 3011,7 млн. дол. США (18,9%), Туркменистан - 1600,8 млн. дол. США (10,1%).

По проведенной оценке инновационной и инвестиционной деятельности можно сделать следующий  вывод, что Украина активно сотрудничает в этой сфере со странами СНГ, хотя некоторые показатели не соответствуют  уровню аналогичных показателей  в развитых странах.

Главной особенностью отношений  Украины со странами СНГ является их высокая зависимость от внешнеэкономических, чисто политических факторов. Вместе с тем целая совокупность факторов определяет этот регион как потенциально особенно важный для украинской экономики. Наиболее весомые из них - исторические традиции взаимодействия в рамках единого народнохозяйственного комплекса, относительная близость рынков сбыта продукции, возможность обмена продукцией, которая менее конкурентоспособна в других регионах мира, а также остатки бывшей производственной кооперации между предприятиями.

Вторая особенность отношений  Украины со странами СНГ связана  с медленным продвижением экономических  реформ в этом регионе.

Еще одной особенностью сотрудничества Украины со странами этого региона  является непропорциональное направление  ее внешнеэкономических связей с  доминированием одного партнера - России. РФ занимает первое место среди внешнеторговых партнеров Украины - экспорт товаров - 770027,3 тыс.долл. США в январе 2009 г. От торговли с РФ существенно зависит украинский экспорт и особенно импорт. При анализе украинско-российских экономических отношений обычным выводом является констатация того, что именно от России Украина получает преимущественную долю своего критического импорта (прежде всего энергоносителей и комплектующих для машиностроения) и только Россия (вместе с другими странами СНГ) в современных условиях способна приобрести неконкурентоспособные в других регионах мира украинские товары. Недостаточно внимания уделяется ряду других не менее важных факторов зависимости Украины от экономического сотрудничества с Россией.

Среди этих факторов необходимо указать на небольшие потенциальные  возможности географической диверсификации внешней торговли Украины в рамках СНГ. В 2009 г. следующее место за РФ среди ее торговых партнеров занимала Белоруссия, сумма внешней торговли которой равна 88654,8 тыс.долл.США. Далее  идет Казахстан. На долю торговли Украины  с шестью членами СНГ, не входящими  в Таможенный союз - ЕАЭС, в 2009 г. приходились  всего 13,7% торговли с этим регионом. Значительные трудности составляет и переориентация внешнеэкономических  связей на других партнеров за пределами  СНГ, которые позитивно относятся  к расширению политического и  экономического сотрудничества с Украиной. В региональном разрезе СНГ в краткосрочном и среднесрочном периоде будет сохранят свою позицию как ведущий партнер Украины в сфере экономических отношений.

При оценке взаимодействия с этим партнером необходимо учитывать  тот факт, что сейчас и в значительной перспективе на будущее СНГ в  отношении Украины выступает  одновременно как рынок покупателя и как рынок продавца.

По совокупности геополитических  факторов отношения Украины с  СНГ можно сгруппировать следующим  образом:

  • отношения с Россией, доминирующей в СНГ и в отношениях с Украиной;
  • отношения с другими членами ЕАЭС;
  • отношения с группой ГУАМ, сформированной в апреле 1997 г. в Вашингтоне.

Таблица 1

Структура внешней торговли товарами с некоторыми странами СНГ за январь 2010г.

Страна

Экспорт

Импорт

Сальдо

Стоимость, тыс.дол. США

Азербайджан

43432,9

2021,0

41411,9

Армения

11603,7

1775,7

15235,4

Белоруссия

88654,8

73419,4

9828,0

Грузия

26613,0

6025,8

20587,2

Казахстан

51855,7

194704,0

-142848,3

Киргизстан

4417,0

798,7

3618,2

Молдова

45046,3

7411,5

37634,8

Россия

770027,3

980192,3

-210165,1

Таджикистан

1734,8

508,3

1226,5

Туркменистан

10567,5

606148,4

-598125,8


 

 

 

 

 

  1. СТРАТЕГИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УКРАИНЫ СО СТРАНАМИ СНГ

2.1. Концептуальная модель внешнеэкономических приоритетов Украины

Начало XXI в. в мировом  хозяйстве отмечено активизацией глобально-эволюционных и трансформационных тенденций  в развитии экономики на основе интеграции стран, регионов, производств, технологий в системе ТНК, международной  капитализации рынков. Весь трансформационный  период становления независимости  Украины связан с определением ее места в мировой системе хозяйствования и в различных интеграционных объединениях. Поскольку Украина  занимает одно из первых мест в мире по показателю отношения объема внешнеторгового  оборота к ВВП, то внешнеэкономическая  деятельность Украины привлекает к  себе повышенное внимание. Внешнеторговый оборот Украины практически совпадает  с ее ВВП, а это означает, что  весомая доля украинского бизнеса  так или иначе связана с  внешнеэкономическими операциями.

Между тем коэффициент  покрытия импорта экспортом в 2009 году был равен всего 1,12. В связи  с этим возникает необходимость  совершенствования ВЭД в направлении  преобразования внешнеэкономических  связей в активный фактор углубления рыночных реформ и включения Украины  в международное разделение труда  и мирохозяйственные интеграционные процессы с тем, чтобы в перспективе  в Украине превалировала экспортноориентированная экономика. А это в свою очередь  возможно лишь при проведении многовекторной интеграционной политики.

Несмотря на рациональность именно такого подхода, в политической и научной среде явно преобладают  две противоположные точки зрения. Первая - участие Украины в проекте  Единого экономического пространства, который с самого начала его инициирования  вызвал и продолжает вызывать неоднозначные, иногда диаметрально противоположные  оценки его экономических целей, природы, параметров осуществления  и возможных последствий. Второе - интеграция Украины в Европейское  пространство, получение полноправного  членства в ЕС и подчинение этой цели всех других направлений внешнеэкономической  политики, включая отношения с СНГ. Несмотря на противоречивость этих направлений, и в первом, и во втором случае мы имеем дело с экономической интеграцией.

Проблемы экономической  интеграции уже длительное время  изучаются отечественными и зарубежными  учеными - экономистами. Между тем  до настоящего времени в научной  литературе не уделялось внимание вопросам многовекторного интеграционного  взаимодействия, исследованию вариантов  развития интеграционной системы взаимоотношений  стран. Данная проблема комплексно не рассматривалась ни в одном источнике. Можно констатировать, что еще  не сложилась теория многовекторной экономической интеграции.

В этой связи целью настоящей  статьи является описание концептуальной модели региональных приоритетов международного сотрудничества Украины, а также  возможных форм проявления многовекторной экономической интеграции.

Динамика внешнеэкономических  связей Украины свидетельствует  о том, что особенностью внешнеэкономической  политики Украины является ее многовекторность, в основу которой положено приоритетное развитие экономических отношений  с теми странами, которые рассматриваются  как стратегические партнеры Украины.

Из всего многообразия связей главными партнерами экспортно-импортных  операций Украины являются СНГ и  Европейский Союз, причем страны содружества  среди всех партнеров занимает доминирующее положение.

Информация о работе Проблемы и перспективы сотрудничества Украины и ее регионов со странами СНГ