Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:15, реферат
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями
Введение 3
1. Необходимость и сущность интеграции 4
Этапы (уровни) интеграции. 6
2. Основные центры интеграции в современном мире 8
Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС) 8
Особенности и перспективы интеграционных объединения Америки 11
2.3 Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 13
2.4 Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств 14
3. Препятствия к развитию мировых интеграционных процессов 17
Заключение 18
Список литературы
2.3 Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также новые индустриальные страны «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая 21 государство региона.
АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань, Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.
АТЭС
формально имеет
2.4 Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств
Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств - бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических, культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов.
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:
Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.
За шесть лет, прошедших с момента принятия «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития; достигнуто соглашение о формировании экономической системы Содружества и создании Международного экономического комитета (МЭК); завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к «Общему рынку», где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества.
Следует, однако, признать, что в международной иерархии СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 % мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 % объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место в первом полугодии 1997г., в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте - изделий машиностроения,- перерабатывающих отраслей.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях.
В середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые направления: в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения — «союз четырех» (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) и «союз двух» в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое «тройственное соглашение».
Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества; во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ.
Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран.
В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран Содружества зависит от того, какие тенденции — разъединительные или объединительные — будут приоритетными в рамках СНГ.
Окончательный
результат взаимодействия интеграционных
и интеграционных процессов на постсоветском
пространстве будет зависеть от многих
причин, в том числе от результатов реформ,
состояния экономики, политики правящих
кругов стран — членов СНГ, осознания
народами важности сближения, политики
третьих стран, других факторов, как в
рамках СНГ, так и за его пределами. Но
главным фактором будут результаты развития
российской экономики и системных реформ
в России — естественного интеграционного
ядра СНГ.
Как
следует из вышеописанных примеров,
возникновение и развитие интеграционных
группировок суверенных государств - процесс
сложный и противоречивый. Основным его
противоречием является противоречие
между национальными, государственно
оформленными, и интернациональными экономическими
интересами. Первые - объективное следствие
возникновения и развития суверенных
государств и национальной экономики,
вторые - отличительная черта интернационализации
хозяйственной жизни, следствие возрастающей
целостности мирового хозяйства, возникновения
и развития международного производства,
экономической транснационализации и
глобализации. Указанное противоречие
- основное противоречие всего процесса
интернационализации хозяйственной жизни,
обнаруживающееся на каждой его стадии
в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции
это противоречие проявляется, во-первых,
в столкновении экономических интересов
государств внутри интеграционного образования,
во-вторых, как противоречие интересов
различных региональных интеграционных
группировок, в-третьих, как противоречие
интересов региональной интеграции и
международных экономических организаций
и корпораций.
На проявления основного противоречия
большое влияние оказывают: уровень социально-экономического
развития стран-участниц интеграции; масштабы
и темпы экономических и политических
преобразований; характер рыночных и политических
реформ; противоречия между экономикой
и политикой, обусловленные и субъективными
факторами (в том числе национальными
амбициями, стремлением к использованию
власти в личных целях руководящих элит
отдельных государств); состояние международных
экономических и политических отношений,
в частности, характер мировой рыночной
конъюнктуры. Экономические интересы
государств сталкиваются при определении
цен и таможенных пошлин на товары и услуги,
условий иностранного инвестирования,
кредитования проектов, при решении проблем
использования интеллектуальной собственности,
проблем развития международного производства,
создания свободных экономических зон,
при разработке и реализации международных
договоров и совместных законодательных
актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому
ограничению суверенитета. В то же время
национальные интересы зачастую вступают
в противоречие с интернациональными
интересами при решении глобальных проблем
экологии, развития транспорта и энергетики,
миграционных процессов, конверсии военного
производства, использования достижений
науки, научно-технического прогресса,
образования, здравоохранения и т.д. Для
последовательного разрешения всех этих
противоречий необходим механизм межгосударственного
сотрудничества, который обеспечивал
бы оптимальное сочетание национальных
и интернациональных интересов.
Заключение
Создание международных интеграционных объединений на основе сложных многоуровневых интеграционных процессов - одна из определяющих тенденций развития мировой экономики на пороге XXI в. Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире можно сделать следующие выводы:
- зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами-участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины;
- таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
- общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для товаров, услуг, капитала и людей;
- экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Дальнейшее
развитие и совершенствование форм
международной экономической