Проблемы и перспективы развития региональной экономической интеграции развитых стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 22:15, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio – восполнение или integer – целый. Международная экономическая интеграция – это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями

Содержание

Введение 3

1. Необходимость и сущность интеграции 4

Этапы (уровни) интеграции. 6
2. Основные центры интеграции в современном мире 8

Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС) 8
Особенности и перспективы интеграционных объединения Америки 11
2.3 Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе 13

2.4 Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств 14

3. Препятствия к развитию мировых интеграционных процессов 17

Заключение 18

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Контрольная по мировой экономике.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

    Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции- политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса.

    Таким образом, интеграция - многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств.

    Наиболее  развитым интеграционным объединением, своего рода моделью, на которой отрабатываются отдельные элементы интеграции, является Европейский союз. 
 
 
 
 
 

    2. Основные центры интеграции в современном мире

    По  данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованы после 1995 г. Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный «интеграционный бум». Региональные объединения различаются по глубине, характеру интеграционных процессов и институциональному устройству, по сферам и масштабам  деятельности, по количеству государств-членов. В данной главе рассмотрим наиболее значимые для мировой экономики интеграционные объединения, формирующие интеграционные процессы в современном мировом хозяйстве. 

    2.1 Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза (ЕС)

          Наиболее развитая в мире интеграционная группировка – Европейский союз, расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трёх интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50—е гг. 

    Этапы формирования интеграции

    Цели  западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы:

  • Этап зоны свободной торговли (l958—1969 гг.). В этот период интеграция находилась на уровне зоны свободной торговли: в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов.
  • Этап таможенного союза (1968—1976 гг.) — этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран—основателей, а позже — в рамках постоянно расширяющегося ЕС за счет вступления Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 году и Греции, Португалии и Испании в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в то время членами Европейской ассоциации свободной торговли (Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания). На основе последовательно первой (1975 г.), второй (1979 г.) и третьей (1984 г.) Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран—членов ЕС в определенных пределах («валютная змея»), а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система.
  • Этап общего рынка (1987—1992 гг.). На основе Единого европейского акта (Single European Act), а также подписанного в 1985 году документа White Paper по программе создания внутреннего рынка страны ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе — физические барьеры (пограничные таможенные посты и паспортный контроль), технические барьеры (различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным производителям при государственных закупках) и фискальные барьеры (различия в налогообложении). В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69.

    Этап экономического  союза (с 1993 года по настоящее время). Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе (1990-1993 гг.) валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; на втором этапе (1994—1998 гг.) создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; на третьем этапе (с 1999 г.) сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).  

    Единый  внутренний рынок  ЕС

    Наиболее  крупным достижением интеграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционного передвижения товаров и услуг не только дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьезными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов.

          Программа внутреннего рынка  ЕС (ЕС Internal Market Program) — действовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка товаров и услуг.

          В результате осуществления  программы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги; ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран (они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт); введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС.

    Можно сделать вывод, что Европейский  Союз - наиболее развитое на сегодняшний день интеграционное объединение в мировой экономике. Пройдя путь от таможенного союза до образования свободного рынка единой Европы, экономического и валютного союза, он показал на практике возможность  создания целостной общности стран, проводящей общую экономическую политику, способствующую развитию экономики союза и экономик отдельных стран внутри него. Безусловно, с вступлением новых членов предстоит преодолеть препятствия, связанные с различием в уровнях экономического развития стран Восточной и Западной Европы, но спустя год после последнего расширения ЕС можно сказать, что интеграция новых стран в пространство объединённой Европы проходит достаточно успешно вопреки прогнозам о возникновении масштабных проблем в развитии национальных экономик в связи с этим расширением. 

    2.2 Особенности и перспективы интеграционных объединения Америки

    Североамериканская  Ассоциация Свободной  Торговли (НАФТА)

    Другим  практическим примером международной  интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения "между тремя странами были и остаются основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. В рамках ассоциации демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, подобные существующим в ЕС (Комиссия, Суд, Парламент и т.д.). Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений), поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но  относящаяся к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США.

    НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения; на втором — в течение 5 лет; на третьем — в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе — в течение 15 лет.

    Уже в настоящее время просматривается  стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако для дальнейшего развития интеграционного процесса необходимо создать определенные организационные структуры  и  отработать механизм сотрудничества.  

    Южноамериканский  общий рынок (МЕРКОСУР)

    В Южной Америке интеграционные процессы реализуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР (IОжноамериканский общий рынок), куда вошли Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки.

    Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным  в 1991 г., предусматривалась отмена в  перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

      Уже сегодня 95 % торговли между странами-членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. В отношении импорта из третьих стран вводятся общие таможенные правила. По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интеграция НАФТА и МЕРКОСУР.

    Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика.

    Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. МЕРКОСУР на практике доказал свою эффективность. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены) и по прогнозам возможно дальнейшее расширение этого интеграционного объединения.

    Интеграционные  процессы на Американском континенте замедлены в основном по причине  масштабов экономик отдельных государств и сложностей, связанных с существенной разницей в уровне экономического развития стран.  С другой стороны, очевидны выгоды развития сотрудничества  и углубления интеграционных процессов, что открывает значительные перспективы дальнейшей интеграции экономик стран.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития региональной экономической интеграции развитых стран