Проблемы и перспективы развития микролизинга в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:52, доклад

Описание работы

На стадии выведения на рынок, внедрения и становления услуг микролизинга в Республике Беларусь у субъектов, участвующих в данных процессах, неизбежно возникает множество проблем и препятствий. Но несмотря на их наличие необходимо приложить все имеющиеся силы и возможности для их преодоления, так как перспективы развития этой формы финансирования основного капитала малых предприятий очень велики. Внедрение предложений по развитию микролизинга увеличит объемы микрофинансирования, что обеспечит развитие малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь

Работа содержит 1 файл

st_shk.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

С другой стороны, в связи с кризисом наметилась тенденция перетока сбережений из рублевых в валютные и, соответственно, увеличения объема валютных обязательств банков по привлеченным депозитам. Сокращается и срок размещения депозитов, что закономерно ограничивает степень свободы и заинтересованности банков в освоении нового для них рынка микролизинга.  

Таким образом, несмотря на достаточно длительный опыт участия банков в программах лизинга, доказавший их рентабельность и надежность, банки продолжают настороженно относиться к рынку микролизинга, считая его избыточно рискованным и затратным. Поэтому ресурсы банковского микролизинга пока в основном определяются средствами программного финансирования ЕБРР.

Бюджетные средства направляются на финансовую поддержку малого предпринимательства через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства (далее по тексту – БФФПП) и через уполномоченные банки. В части привлечения банков-агентов, «Порядок финансирования» распространяет опыт взаимодействия Минского горисполкома и ОАО «Белгазпромбанк». По договору банковского вклада от 9.10.2008 № 770 Минский горисполком разместил на депозите ОАО «Белгазпромбанк» 870 млн. бел.руб. (411,5 тыс. долларов США) с возможностью увеличения суммы депозита до 2,9 млрд. бел. рублей (1 млн. долларов США).

С точки зрения ресурсной  базы, это 0,45-1,11% от общего портфеля микрокредитов, обслуживаемого ОАО «Белгазпромбанк» и 0,6-1,5% от совокупного микрокредитного  портфеля, сформированного банками, за счет программных кредитов ЕБРР. Учитывая, что речь идет только о средствах Минского горисполкома и об опыте, который намечено распространить на другие области Республики Беларусь, удельная доля бюджетных средств в совокупном портфеле микрокредитов может и должна повышаться. И подтверждению данных утверждений уже с 2010 года с двух до восьми увеличилось количество уполномоченных банков, выдающих льготные кредиты для субъектов малого предпринимательства в Минске. Эти банки станут участниками программы льготного кредитования субъектов малого бизнеса, средства на которые выделяются из городского бюджета. В 2009 году участниками программы были только ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Белгазпромбанк». В 2010 году к ним, согласно решению Мингорисполкома, присоединятся ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Приорбанк», ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Паритетбанк», ОАО «Банк ВТБ», АКБ «Белросбанк». В 2009 году были отработаны механизмы поддержки бизнеса через льготные кредиты. В программе было заложено на эти цели 2 млрд. белорусских рублей, фактически освоено 3,5 млрд. белорусских рублей за счет привлечения других источников. Правительство Республики Беларусь таким способом имеет намерения дойти фактически до каждого субъекта малого предпринимательства, чтобы он мог получить финансовую поддержку. В 2009 году на поддержку малого бизнеса из бюджета было выделено 2 млрд. белорусских рублей, в 2010 году планируется в 10 раз больше — 20 млрд. белорусских рублей. В данном случае актуальными становятся не объемы финансирования, а некоммерческие подходы к определению кредитной политики, выраженные в субсидированных процентных ставках, условием осуществления предпринимательских деятельности в приоритетных сферах и обеспечения социальной отдачи, в частности – расширения сферы занятости.

Новая политика кредитования предпринимателей за счет целевых и временно свободных бюджетных средств через уполномоченные банки обозначает отход органов государственной власти от осуществления несвойственных им функций отбора, оценки заявок на финансирование, предоставление финансовой поддержки и контроля ее целевого использования и своевременного погашения. Сейчас многие эти функции отходят к банку, а государственные органы вводят и контролируют соблюдение условий социальной отдачи. 

Таким образом, ресурсная база микрофинансирования также в основном обеспечивается банками, сохраняющих потенциал ее наращивания как за счет привлечения и реинвестирования депозитов предприятий и населения, так и временно свободных бюджетных средств облисполкомов и Минского горисполкома.

Ресурсные возможности  негосударственных некоммерческих организаций могут быть расширены  в связи с развитием специального и смежного законодательства. 

В. Инфраструктурный. Банки и другие микрофинансовые институты в Республике Беларусь действуют разобщено, поэтому инфраструктура, как таковая здесь еще не сложилась ни на уровне микрофинансового обслуживания, ни в сфере сопряженных услуг. Это закономерная ситуация для любой новой системы, тем более для сравнительно небольших объемов микрофинансового рынка в стране. Но инфраструктурные ограничения очевидно сдерживают развитие микрофинансирования. Например, либерализация надзорных требований Национального Банка Республики Беларусь к обеспечению микрокредитов не послужила достаточным стимулом для активизации банков в этом секторе. Банки справедливо придерживаются консервативной кредитной политики, разрабатывая собственные, более гибкие условия обеспечения (поручительства, гарантийные депозиты, неустойку). В свою очередь, многие заемщики с низкими уровнями доходов затруднены даже в предоставлении упрощенных форм обеспечения и, следовательно, в доступе к банковским микрокредитам. Очевидно, что услуги по привлечению внешних гарантий, страхованию банковских рисков или ответственности заемщика помогли бы снять эти ограничения.

Несмотря на то, что  на микрофинансовом рынке сейчас фактически представлены институты  разного уровня, обладающие различными правомочиями и ресурсным потенциалом, все они пока обслуживают самый  нижний – «первичный» уровень  микрофинансирования, обеспечивающий непосредственное обслуживание заемщиков.  При этом различные сектора несоразмерны по объемам осуществляемых операций, а институты разобщены в применяемых методологиях и стандартах.  Формирование институтов «второго уровня», обслуживающих банки и микрофинансовые организации, поможет координации и согласованному развитию сектора в целом.

В настоящее время  институты «второго уровня» представлены в банковском секторе внедряемым  «бюро кредитных историй», ООО  «Ти Эй Консалт», подготавливающем банки к участию в программе микрокредитования, ЕБРР, координирующем осуществление,  систематизирующим и популяризирующем результаты этой программы.

Органы государственного управления, финансирующие микрокредитную деятельность уполномоченных банков посредством  размещения в депозиты временно свободных бюджетных средств, могут рассматриваться как своеобразный элемент ресурсного обеспечения «второго уровня». Им же в настоящее время принадлежат и координирующие функции в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства.

В некоммерческом секторе  прообразом института «второго уровня»  является ассоциация кредитных кооперативов и система мероприятий, осуществляемых ПРООН в Республике Беларусь в  целях популяризации и обучения основами микрофинансирования.

Одна из самых больших проблем для микролизинга со стороны лизингодателя — необходимость постоянного поиска долгосрочного финансирования для расширения деятельности микролизинговой компании. Лизинговые операции по сути своей основаны на привлечении заемных средств. Сокращение банковского кредитования, как главного источника финансирования лизинговой деятельности для большинства лизинговых компаний, крайне плохо сказывается не только на развитии бизнеса, но и на рефинансировании проблемных лизинговых проектов, которые, как ни скрывай - есть и еще будут. И любая микролизинговая компания или микрофинансовая организация, которая имеет подразделения, занимающиеся лизингом, заинтересована в наличии постоянных, готовых к использованию вливаниях капитала, необходимых для проведения сделок. Важно помнить, что найти источники инвестирования в нужном объеме, на относительно длительный срок и под приемлемый процент во время финансовой нестабильности весьма сложно. Микролизинг работает с очень маленькими суммами, которые в реальной жизни не интересны потенциальным кредиторам, отсюда замкнутый круг — чтобы стать по-настоящему доходным предприятием, необходимы определенные ресурсы, которые получить, в силу специфики деятельности микролизинговой компании, отнюдь не просто. В связи с этим многие микролизинговые компании, для проведения сделок, выстраивают партнерские отношения как с поставщиками оборудования, так и с лизингополучателями. Микролизинг имеет преимущества для всех сторон, принимающих участие в сделке. Финансовый риск лизингодателя ниже по сравнению с подобными рисками кредитных организаций, так как лизингодатель является собственником предоставляемого оборудования до полного исполнения договора микролизинга. Поставщикам и производителям имущества сделка микролизинга дает возможность реально увеличить продажи своего оборудования, для чего он ищет возможности предоставления товарных кредитов, пожалуй, единственного действенного и недооцененного в условиях сокращающихся продаж источник средств. Авансы лизингополучателей – являются обеспечительным механизмом, согласно которой лизингополучатель как инициатор проекта существенным образом участвует собственными деньгами в своем начинании. Есть еще два способа получения наличности: досрочное закрытие сделок с продажей лизингового имущества и консолидация (правильнее говоря - санация на условиях поглощения как альтернатива полному банкротству), но на них я не буду подробно останавливаться.

С точки зрения финансовых институтов и кредитных учреждений, малый и средний бизнес, а также  вновь создаваемые фирмы традиционно относились к категории компаний с высокой степенью риска. Еще совсем недавно считалось, что лизинговые организации недоступны для мелких предприятий, но сейчас некоторые из них стали специализироваться именно на обслуживании малого бизнеса. Значимость этого направления деятельности трудно переоценить, она очень важна для будущего развития экономики, так как позволяет в короткие сроки включить в реальное производство большое количество предпринимателей, активно заинтересованных в создании и развитии новых принципов хозяйствования. К тому же, как показал финансовый кризис 1998 года, именно малые и средние фирмы в большинстве случаев исполняли принятые на себя обязательства, тогда как крупные лизингополучатели часто оказывались не в состоянии продолжать сделку в изменившихся экономических условиях. Что хорошо и что плохо для лизинговой компании, когда она работает с представителями малого бизнеса? Хорошо то, что, сотрудничая с небольшим предприятием, компания диверсифицирует риски, так как имеет обширный портфель проектов. Плохо то, что хоть риски и диверсифицируются, они все равно увеличиваются, так как положение небольших фирм во многом зависит от изменений в законодательстве.

Итак, поскольку в любой  сделке микролизинга задействовано  как минимум три субъекта хозяйствования (лизингополучатель, лизингодатель, поставщик предмета лизинга), то сформулируем проблемы сдерживающие развитие данной услуги с трех точек зрения (далее по тексту – т.з.):

Проблемы, сдерживающие развитие микролизинга с т.з. лизингополучателя:

  • низкая информированность об услуге – микролизинг;
  • отсутствие четкой и ясной долгосрочной государственной политики по отношению к субъектам малого предпринимательства;
  • высокие процентные ставки на кредитные ресурсы на денежном рынке Республики Беларусь;
  • низкая финансовая грамотность граждан, желающих начать свое дело.

Проблемы, сдерживающие развитие микролизинга с т.з. лизингодателя (лизинговой компании, банка):

  • высокие риски, связанные с хозяйственной деятельностью лизингополучателя в течение действия договора микролизинга;
  • отсутствие необходимых документов для тщательного анализа лизингополучателя;
  • отсутствие в распоряжении долгосрочных свободных денежных средств;
  • высокие трудозатраты на финансовый анализ, контроль и документооборот в течение каждой микролизинговой операции;
  • сложная правовая процедура изъятия объектов лизинга, а так же возникающие  с этим дополнительные расходы по реализации их на рынке бывшего в использовании  оборудования.

Проблемы сдерживающие развитие микролизинга с т.з. поставщиков предметов лизинга:

  • отсутствие возможности предоставления отсрочек и рассрочек по платежам;
  • отсутствие оборудования на складах, так как много оборудования изготавливается под заказ;
  • многое высокотехнологичное оборудование для малого бизнеса не выпускается предприятиями Республики Беларусь.

Таким образом, микролизинг, являясь эффективным инструментом для развития организаций относящихся  к субъектам малого предпринимательства, находится сейчас в ситуации заложника, в связи с кризисом ликвидности, высоких рисков, которым подвержены эти организации и низким уровнем экономического образования населения.

В Республике Беларусь с  помощью микролизинга можно решить ряд следующих проблем:

  • развитие малого предпринимательства и поощрение предпринимательской активности населения;
  • обновление средств производства предприятий всех форм собственности;
  • целенаправленное кредитование и приобретение необходимого оборудования, транспортных средств и т.п.;
  • развитие наиболее эффективных направлений производства через систему заключения микролизинговых договоров;
  • улучшение финансовых показателей деятельности субъектов малого бизнеса;
  • оптимизация налогооблагаемой базы предприятий.

Что касается подготовки специалистов в области  микролизинга, то следует отметить следующее: учебные заведения республики пока не занимаются подготовкой кадров для этой сферы деятельности. К сожалению, профессионалов в области лизинга очень мало. Специалист, работающий в лизинговой компании, должен обладать широким спектром знаний, в частности, разбираться в вопросах банковского кредитования, аудирования, бизнес-планирования; уметь проанализировать баланс потенциального лизингополучателя, оценить его платежеспособность; хорошо ориентироваться в нормативно – правовой базе лизинга; знать психологию ведения переговоров - то есть, нужны знания во многих смежных областях.

Рассмотрим перспективы  развития микролизинга в Республике Беларусь:

Как уже было сказано  выше, лизинговые компании Республики Беларусь ограничены внешними факторами, а именно кредитованием банковской системы.

В январе – октябре 2009 г. в результате воздействия внешних  факторов, связанных с мировым  финансово-экономическим кризисом, макроэкономическая ситуация в стране по сравнению с аналогичным периодом 2008 года характеризовалась замедлением темпов экономического роста, снижением инвестиционной активности, замедлением темпов роста реальных денежных доходов населения, а также увеличением отрицательного сальдо внешнеторговых операций.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития микролизинга в Республике Беларусь