Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:42, реферат

Описание работы

Россия чрезвычайно богата природными ресурсами и обладает давними научно-исследовательскими, промышленными и культурными традициями. Актуальность использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект иностранных инвестиций в РФ
1.1.Сущность и виды иностранных инвестиций 4
1.2. Правовой аспект регулирования иностранных инвестиций в РФ 7
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1.Причины и следствия иностранных инвестиций 9
2.2. Состояние инвестиционного климата 12
2.3. Иностранные инвестиции в условиях кризиса 2008-2009 гг 14
Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России
3.1. Меры на ближайшую перспективу 17
3.2. Меры на среднесрочную и долгосрочную перспективу 20
Заключение 25
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

ref0.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      "Думаю,  что в  2009 году рынок будет  закрыт для привлечения инвестиций. Может быть, в конце года некоторое  ослабление тех ограничений, которые  сегодня есть. Но этот год, это не тот год, когда можно будет привлекать новые ресурсы", - заявил Греф в интервью телеканалу Russia Today.

      По  его словам, ставка рефинансирования в настоящее время является запретительной для инвестиций, для длинных вложений денег. "Но на сегодняшний день пока нет большой альтернативы для снижения этой ставки. Думаю, что еще какой-то период времени эта ставка будет находиться на достаточно высоком уровне. Потом, если инфляция не будет такой высокой, то вполне возможно ее снижение. Она должна быть на уровне ниже 10%, чтобы можно было возобновить инвестиционный процесс. Но в этом году, я думаю, что она на такой уровень не уйдет", - считает Греф.

      9 декабря 2008 года вышел доклад  Всемирного банка "Глобальные  экономические перспективы - 2009". Выводы доклада не утешают, мировая экономика сейчас проходит фазу от роста к глубокой депрессии. Нефть в 2009 году будет стоить в среднем 75$ за баррель. Финансовый кризис 2009 повлияет и на темпы роста ВВП в России, причем сильнее из всех стран БРИК. Из-за кризиса 2009 года прогнозируется сокращение роста ВВП в 2 раза, с 6% в 2008 году до 3% в 2009 году. Отток капитала из России во время финансового кризиса в 2009 году составит по прогнозам банка 100 млрд. долларов, что в 2 раза больше чем в 2008 году. Здесь можно проследить явную взаимосвязь оттока инвестиции с темпами роста ВВП. Инфляция в 2009 году составит 12% (очень оптимистичный прогноз). Оживление экономики после кризиса прогнозируется в 2010 году. В качестве комментария к этому прогнозу можно сказать, что это один из самых оптимистичных прогнозов по финансовому кризису 2009 года. В 2009 году произойдет резкое сокращение объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран – на $180 млрд, или 31%, прогнозирует Всемирный банк (ВБ). Урон развивающихся стран, в том числе и России, от мирового экономического кризиса может оказаться больше, чем ожидалось. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы и перспективы  привлечения иностранных  инвестиций в экономику  России

3.1.  Меры на ближайшую  перспективу

      1. Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

  • верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде до 20%.
  • необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды хотя бы до 30%;
  • для того чтобы, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано;
  • требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам;
  • важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством;
  • улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства. [13]

      2. Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

  • банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии, до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам;
  • создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;
  • повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах;
  • ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

      3. Внешнеэкономическая и таможенная политика.

  • активизировать усилия по вступлению в ВТО. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО;
  • ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ.[9]

      4.Защита прав собственности.

  • необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров (особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров), а также внести соответствующие изменения в закон «Об акционерных обществах», исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров;
  • необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы;
  • стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов;
  • срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий;
  • ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания;
  • уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

      5. Свобода входа на рынок.

      Необходимо  упростить процедуры по организации  бизнеса.  
Надо создать технологию, базирующуюся на принципе «одного окна», когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию и за относительно короткий отрезок времени, исчисляемый несколькими днями, получить разрешение или четко аргументированный отказ. Одновременно требуется создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.[6]

      6.  Борьба с коррупцией.

      В условиях России наиболее эффектным  путем сокращения масштабов коррупции  является дальнейшая либерализация, ограничение  возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями. Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

      Следует рассмотреть вопрос о законодательном  введении запрета на профессии в  отношении руководителей и сотрудников  органов власти, уличенных в коррупции.

          7.  Бухгалтерский учет.

      Надо  стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:

  • пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности (далее - Комиссия);
  • предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу принятых нормативных документов с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам;
  • повысить роль института профессиональных бухгалтеров.

3.2. Меры на среднесрочную  и долгосрочную  перспективу

          1. Структурные реформы.

      По  сути, важнейшими составляющими структурных  реформ являются:

  • защита прав собственности;
  • укрепление корпоративного управления;
  • усиление дисциплины исполнения контрактов;
  • развитие банковской системы и институтов финансового рынка;
  • реформирование естественных монополий;
  • проведение земельной реформы.

      Дальнейшие  структурные реформы потребуют  существенного совершенствования  законодательного обеспечения. На сегодняшний  день законопослушное поведение  для инвестора нерационально, поэтому, несмотря на очевидные достижения, законодательство следует менять.

      Следует устранить противоречивость и дублирование трех основных законов – «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений», регламентирующих инвестиции, для чего, может быть, следует принять единый закон об инвестициях. Также следует устранить противоречия между законодательными актами, регламентирующими различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, необходимо гармонизировать положения федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.[8]

      Необходимо  содействовать развитию различных  форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты  и правила корпоративного поведения. Требуется разработка законодательства, полностью регулирующего создание и деятельность холдинговых компаний. Необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами систему налогообложения внутри холдингов. Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок и т.д.

      2. Укрепление институтов государственной власти.

      Важнейшее направление перспективных действий по улучшению инвестиционного климата - преодоление слабости государства. Тут необходимы следующие меры:

  • осуществление судебной реформы с целью обеспечения независимости судов, увеличения эффективности и пропускной способности                                судебной системы; укрепление федерализма путем более четкого разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами, обеспечения исполнения федеральных законов;
  • необходимо произвести разделение государственного аппарата по функциональному принципу: структуры, занимающиеся производством благ (оказанием услуг), должны быть отделены от регулятивных органов, а политические подразделения - от технологических. Во всех естественных монополиях должны быть выделены в независимые компании те технологические сегменты, которые позволяют организовать конкурентную среду, и те хозяйственные подразделения, которые не связаны непосредственно с производством. Производство услуг, для которых участие государства не является обязательным фактором, должно передаваться в частный сектор, где производитель определяется на открытом конкурсе;
  • Правительство должно демонстрировать готовность решать проблемы, наиболее привлекающие внимание инвесторов: защиту прав собственности (в том числе и интеллектуальной), выполнение контрактных обязательств. Следует рассмотреть вопрос о территориях тех субъектов Федерации, которые противодействуют исполнению федеральных законов, вводят в действие местные законы.

      3. Среди мероприятий, направленных на борьбу с коррупцией, в среднесрочной перспективе следует выделить следующие:

  • формирование межведомственной антикоррупционной структуры;
  • разработка антикоррупционных программ на муниципальном и региональном уровнях, объединяя их в федеральную программу;
  • взаимодействие с предпринимательским сообществом России, профессиональными организациями и международными антикоррупционными структурами и разработка акций при их участии;
  • подписание международных антикоррупционных конвенций;

      4. Финансы и государственный долг.

      Долгосрочная  бюджетная политика должна строиться исходя из того, что для достижения высоких темпов развития экономики государственные расходы не должны превышать 25-30% ВВП. Прежде всего, необходимо достигнуть всеобъемлющего урегулирования государственного долга. Требуется срочное создание современной системы управления государственным долгом, которая учитывала бы временную структуру обязательств, возможные источники их покрытия, способность экономики обслуживать долг, текущую конъюнктуру рынка, а также оптимизацию соотношения между внутренним и внешним долгом. Необходима законодательная конкретизация правовых норм, регламентирующих заимствования государства. Требуется установить более жесткие и конкретные, чем в Бюджетном кодексе и законах о бюджете, ограничения по заимствованиям государством, в том числе.

      Одновременно  следует повысить уровень обеспечения  государственных ценных бумаг, снизив тем самым риск инвестиций. В этом направлении, во-первых, необходимо осуществить  переход функций эмитента государственных  ценных бумаг от Министерства финансов РФ к Казначейству, ценные бумаги которого были бы обеспечены конкретным имуществом Казначейства; во-вторых, необходимо создать четкую и эффективную систему обращения взысканий на государственное имущество в случае неисполнения государством своих обязательств по займам.

      Для стабилизации экономики и улучшения  инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.[9]

      Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

Информация о работе Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России