Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:33, курсовая работа
Проблема экономического роста многоаспектна и, наряду с чисто экономическими сторонами, связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера. В месте с тем не вызывает сомнений, что растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международной арене. Экономический рост является объективно необходимым для всех развивающихся стран с целью преодоления экономической отсталости.
Введение.
Экономический рост: сущность и необходимость.
Показатели экономического роста.
Типы и факторы экономического роста.
Последствия экономического роста.
Экономический рост и проблема устойчивого развития.
Особенности экономического развития в России и за рубежом.
Экономический рост за рубежом.
Экономический рост в России.
.
Поиск новой модели экономического роста.
Заключение.
Список литературы.
Стремясь сочетать антикризисные меры с модернизацией, российское правительство в последние два года начало задействовать некоторые новые элементы в своей экономической политике, существенно отличные от того, что было характерно для 2000– 2008 гг.
Прежде всего, это новая макроэкономическая реальность – устойчивое сохранение бюджетного дефицита и наращивание бюджетных заимствований.
Этому способствовало наличие значительных резервов, а также низкий уровень государственного долга, сложившийся к началу кризиса.
Другой новацией политики, естественным образом вытекающей из предыдущей, является поворот к политике роста налогов. На протяжении практически всей посткоммунистической истории России после установления принципиально новой налоговой системы в 1992 г. налоги только снижались (в отличие от акцизов на углеводороды, табак и алкоголь). Решительные меры по снижению налогов были предприняты в 2000– 2001 гг. Важно учитывать, что одной из важных, хотя и не декларируемых причин снижения налогов было стремление установить их на том уровне и при той модели, которую государство было способно администрировать, т.е. устанавливать ставку налога на уровне, близком к эффективной.
Теперь
произошло изменение тенденции.
За последнее время были существенно
повышены социальные отчисления (прежде
все в Пенсионный фонд), а также
усилилось налогообложение
Однако
налицо и то, что повышение налогообложения
труда дестимулирует
Стремясь
к некоторому смягчению негативного
воздействия роста налогов, власти
стали более активно
В
целях компенсации роста
Наконец, в 2010 г. вновь актуальной темой стала приватизация. Правительство приняло масштабную программу приватизации, по которой в частные руки должны уйти как пакеты акций, в которых государство является миноритарием, так и миноритарные пакеты акций крупнейших государственных компаний или компаний с абсолютным доминированием государственного пакета. Среди последних – «Роснефть», РЖД, «Русгидро», Сбербанк, ВТБ и другие. По-видимому, задачами приватизации будет являться привлечение стратегических, а также пополнение доходов бюджета. Однако первая задача в современной ситуации должна быть ключевой, хотя только время покажет, удастся ли ее решить на практике.
В настоящее время перед Россией открываются два варианта социально-экономической политики, причем выбор остается за политической элитой и должен быть сделан в ближайшее время.
Первый вариант предполагает развитие существующей модели роста и ее адаптации к вызовам по мере их появления. Государство в этой конструкции является основным источником роста – и как источник ключевых финансовых ресурсов, и как нейтрализатор «рыночной стихии», и как держатель ключевых институтов, необходимых для экономического роста. Государство определяет приоритеты, концентрирует на них политический и финансовый ресурс, выстраивает финансовую систему, опираясь на принадлежащие государству банки и биржи, напрямую руководит ключевыми производственными компаниями.
Государственный спрос не только на товары и услуги, но и на институты оказывается здесь системообразующим. От государства же зависит в значительной мере и спрос домохозяйств.
Второй вариант предполагает усиление роли частных источников роста (частных фирм и домохозяйств). Они должны замещать и постепенно вытеснять государство из предпринимательской зоны. Государство должно создавать максимально благоприятные условия для функционирования частных экономических агентов, стимулировать их интерес к развитию, т.е. стимулировать предложение товаров и услуг на рынке.
Эта
дихотомия хорошо известна из экономической
теории и из экономической истории.
Она возникла задолго до появления
современного глобального кризиса.
Выбор между экономикой спроса и
экономикой предложения лежит в
основе характерной для всего
ХХ века дискуссии между кейнсианскими
и неоклассическими моделями экономического
роста.
Основными элементами этой модели являются:
- обеспечение высокого уровня социальной и политической стабильности в обществе в качестве ключевой цели, к которой стремится правительство;
- наличие высоких и растущих цен на углеводороды;
- наращивание бюджетных расходов как важнейшего источника спроса;
- постепенное повышение налогов;
- сохранение значительного инфляционного потенциала;
- усиление роли индивидуальных (адресных) решений в противовес созданию общих правил игры.
Сложившаяся
в 2000-х годах и действующая
поныне модель экономического роста
основывается на наличии значимых,
дешевых и незаработанных финансовых
ресурсов, источником которых является
не рост производительности труда, а
благоприятная
Государство
выступает важнейшим источником
спроса в экономике. Прежде всего
это спрос со стороны средних
и бедных слоев населения, связанных
с государственным бюджетом(
Другой мощной сферой государственного спроса являются инвестиции в инфраструктуру. Однако, понимая высокий уровень коррупции в этом секторе, правительство весьма осторожно в своих инфраструктурных вложениях – в отличие от социальных расходов.
Выбор
между приоритетом
В
то же время социальные расходы в
значительной мере влияют на рост инфляции,
а также вызывают повышенный спрос
на товары дешевого импорта. Как показала
практика последних лет, рост спроса
на дешевые товары и услуги удовлетворяется
не отечественным
Еще одной проблемой социальных расходов является их необратимый характер. Отказаться от взятых социальных обязательств можно только в условиях тяжелого политического и экономического кризиса.
Здесь нельзя прибегнуть к аргументам отсутствия должного уровня доходов бюджета. Расходы на инфраструктуру в этом смысле гораздо более политизированные, от них легче отказываться.
Приоритет социальной стабильности в этой модели будет подталкивать к проведению консервативной политики на рынке труда – к политике, препятствующей высвобождению занятых, а значит, и к структурному обновлению. Высвобождение будет допустимо только очень осторожное и под контролем государства.
Наконец, экономика, основанная на государственном спросе, принципиально более склонна к сохранению и поддержанию монополий, а также к инфляции. Монополии будут обеспечивать стабильность экономико-политической ситуации, хотя и ценой более низкого качества товаров и услуг при более высокой инфляции.
Доминирование
государственного спроса смягчит потребность
экономических агентов в
Государство будет, по-видимому, усиливать индивидуальный (адресный) характер своих решений, предоставляя стимулирующие льготы для отдельных типов инвесторов и производителей – льготы, компенсирующие повышение налогов, высокие процентные ставки и высокие административные барьеры.
Рост для структурной модернизации – экономика предложения
Модернизация
должна будет сделать основной акцент
не только (и даже не столько) на темпы
роста, сколько на его качество. Это
требует выработки новой модели
роста, основанной на стимулировании предложения
товаров и услуг, т.е. на создании
условий для успешного
Можно выделить следующие основные элементы этой модели:
- снижение, а не рост бюджетной нагрузки относительно ВВП, т.е. снижение расходов бюджета и налогов. Практически все успешные примеры догоняющего развития в постиндустриальном мире происходили в странах с бюджетной нагрузкой ниже, чем в странах самых передовых. Особенно важно недопущение роста (и постепенное снижение) налогов на труд;
- восстановление макроэкономической сбалансированности, т.е. сокращение бюджетного дефицита при рационализации и повышении эффективности бюджетных расходов;
-
валютная политика должна быть благоприятна
для инвестиционного процесса. Это означает
поэтапное продвижение к превращению
рубля в региональную резервную валюту.
В
связи с тем что существенно
снижается эффективность
- обеспечение открытости экономики как важнейшего условия стимулирования внутренней конкуренции, развитие Таможенного союза, единого экономического пространства, присоединение к ВТО и ОЭСР, в перспективе продвижение к единому экономическому пространству с ЕС, что может рассматриваться в качестве стратегической цели внешнеэкономической политики. Все это не отрицает мер по текущей поддержке несырьевого экспорта;
- нейтрализация конъюнктурных доходов – возвращение к идеологии и практике формирования Стабилизационного фонда из средств, вырученных от продажи углеводородов выше определенной (и не изменяемой на протяжении нескольких лет) цены;
- глубокое реформирование отраслей человеческого капитала (социального сектора), прежде всего пенсионной системы и здравоохранения. Приведение их в соответствие с демографическими и финансовыми реалиями постиндустриального времени.
- усиление частных и индивидуальных принципов функционирования этих секторов, а также увязки их развития с формированием источников долгосрочных инвестиций;
- последовательное проведение приватизации с доминированием в ней не фискальных, а социальных и политических задач – формирование широкого слоя неолигархических собственников средств производства (среднего и крупного бизнеса), формирование среднего класса и привлечение стратегических инвесторов.
Информация о работе Проблемы и перспективы экономического роста в России