Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть рынок реального капитала и российскую специфику его функционирования.
Задачи курсовой работы
Изучить Теоретические основы функционирования реального капитала
Рассмотреть проблемы формирования, развития рынка реального капитала в России
Объект исследования – рынок реального капитала в экономике России.
Предмет исследования – принципы функционирования и участники рынка реального капитала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования капитала 5
Сущность реального капитала. Его функциональные формы 5
Основной и оборотный капитал 7
Глава 2. Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике 28
2.1. Приватизация и первоначальное появление рынка реального капитала в современной экономики России 28
2.2.Особенности приватизации реального капитала в экономики России 2010-2012 г.г. 39
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа содержит 1 файл

Рынок реального капитала (после правок).doc

— 336.50 Кб (Скачать)

    За  годы реформы были разрушены нормальные условия воспроизводства не только материального продукта, но и главного фактора производства -  человека. Резко упал жизненный уровень населения, усилилось имущественное неравенство в обществе. Тревожен не сам по себе факт усиления мужественного расслоения в условиях перехода к рыночной экономике, а его специфика для России: в разряд бедных попала значительная часть экономически активного и высококвалифицированного населения (техническая   интеллигенция, научные работники, учителя, врачи и т.д.).

    Сложилась ничем не оправданная дифференциация в заработной плате работников финансовой сферы и сферы производства, работников бюджетной сферы и ряда приватизированных предприятий, а внутри предприятий – различие в заработной плате между руководителями и работниками может достигать 10-15 раз, а иногда и значительно больше.

    Реформа способствовала процессу первоначального  накопления капитала, одной из особенностей которого является широкое использование в этих целях экономическими субъектами сугубо спекулятивных сделок. Спекулятивный  характер накопления капитала в условиях экономической и политической нестабильности вынуждает владельцев капитала искать надежные способы его хранения, что ведет к вывозу капитала за рубеж. Вовлечение в сферу  спекулятивных действий государства, предпринимателей, банкиров и населения усиливает процесс перераспределения богатства в интересах немногих, снижает реальный потенциал экономического роста.

    Резко ухудшилась и продолжает ухудшаться демографическая ситуация: снижается рождаемость, увеличивается заболеваемость, снижается средняя продолжительность жизни.

    Возникшая в итоге структура собственности  не только не соответствует критериям экономической эффективности, но и создает предпосылки для обострения социально-экономических проблем в средне- и долгосрочной перспективе.

    В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

    Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении  условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. 

    2.2.Особенности приватизации реального капитала в экономики России 2010-2012 г.г. 

     30 ноября 2009 года Правительство РФ  издало план приватизации на 2010-2012 год. По которому планируется завершить приватизацию порядка 250 федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых приватизационные процедуры были начаты в 2009 году.

К продаже  в 2010-2012 году будут предложены:

     1.Пакеты  акций, размер которых не превышает 50 процентов уставного капитала соответствующих акционерных обществ, за исключением пакетов акций стратегических акционерных обществ или акционерных обществ, принимающих участие в формировании интегрированных структур;

     2.Пакеты  акций акционерных обществ строительного комплекса, агропромышленного комплекса, химической, нефтехимической и полиграфической промышленности, дорожного хозяйства, геологии, водного и воздушного транспорта, машиностроения и др. (за исключением стратегических акционерных обществ).

     Акционерные общества, имущество которых планируются к приватизации в 2010-2012 году, распределены по отраслям экономики следующим образом:

     Крупными (бюджетообразующими) объектами приватизации в 2010 году являются пакеты акций открытых акционерных обществ "ТГК-5"", "Росгосстрах", "Московский метрострой", "Искитимцемент", "Тыретский солерудник".

     Кроме того, в случае принятия Президентом  Российской Федерации решения о  прекращении или снижении доли участия Российской Федерации в управлении акционерными обществами, включенными в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в 2010 - 2011 годах будут приватизированы пакеты акций морских и речных портов, пароходств и судоходных компаний, включая акции открытых акционерных обществ "Мурманский морской торговый порт", "Современный коммерческий флот" (не более 25 процентов минус 1 акция из находящихся в федеральной собственности акций), "Новороссийский морской торговый порт", "Аэропорт Кольцово", "Аэропорт Анапа", "Аэропорт Толмачево".

     В 2010 - 2012 годах будет также продолжена работа по формированию на основе акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, интегрированных структур в стратегических отраслях экономики.

     В 2010 году планируется приватизировать 56 объектов иного имущества государственной казны Российской Федерации, в том числе объекты недвижимого имущества, морские и речные суда.

     Исходя  из оценки прогнозируемой стоимости  предлагаемых к приватизации объектов в 2010 году ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 18 млрд. рублей. В 2011 и 2012 годах ожидаются поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в размере 6 и 5 млрд. рублей соответственно.

     Прогноз доходов от продажи федерального имущества может быть скорректирован в случае принятия Правительством Российской Федерации решений о приватизации акций и иного имущества, имеющего высокую инвестиционную привлекательность.

     Пакеты  в значительной части предприятий, фигурирующих в плане на 2010-2012 год, вряд ли будут реализованы. В условиях рыночной неопределенности далеко не все активы могут быть интересны покупателям, если государство хочет от них избавится, то придется отдавать за цену ниже рыночной. Это касается, прежде всего, мелких предприятий, которые задержались в госсобственности либо с советских времен, либо попали туда в результате хозяйственной неразберихи 90-х. Так что вряд ли стоит рассчитывать на серьёзный доход от продажи неликвида, из которых в основном состоит список. Это такие «лоты», как Тихорецкая автоколонна №1200, завод «Ахтарский» по добыче и переработке кормовой ракушки, Галичская льносеменоводческая станция или теплоход буксир «Игарка» 1971 года постройки. Судя по документам Росимущества, это и другое подобное имущество уже не раз безрезультатно выставлялось на торги. Очевидно, ценности в глазах потенциальных покупателей не представляет.

     Учитывая  финансовую значимость очередного этапа  приватизации, правительство решило интенсифицировать процесс. И подготовило целый ряд поправок в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества». Предлагается использовать для продажи госимущества электронные торги. Такая форма могла бы удешевить процесс приватизации, придать ему быстроты, оперативности и, что главное, прозрачности. Но если сравнит с опытом других стран, любые длительные интернет-проекты требуют длительной разработки и введение в действие. Скорее всего, даже если это осуществимо с финансовой точки зрения, работа над созданием системы электронных торгов займет минимум год.

     Более существенные изменения касаются ценообразования. Процесс определения цены предприятия  переводится на рыночные рельсы. Если ранее цена определялась исходя из его балансовой стоимости, то теперь начальная цена определяется самим собственником на основание отчета об оценке. Вероятнее всего, оплата услуг независимого оценщика будет производится из бюджетных средств. Не исключено, что привлекаться могут оборотные средства предприятий, особенно если они находятся в 100 процентной госсобственности.

     Многие  эксперты считают нынешний этап приватизации несвоевременным из-за невозможности продавать госпакеты по реальной стоимости. Нельзя сказать, что экономика России оттолкнулась от дна, сейчас не самый лучший момент для приватизации с точки зрения ценообразования.

      Заключение

      Капитал представляет собой сложное явление, имеющее несколько форм проявления в процессе своего функционирования. Первоначально капитал представляет собой вещь, деньги, стоимость, которые направляются в область хозяйственной деятельности, т.е. инвестируются. Поэтому капитал выступает в форме авансированной стоимости. Однако стоимость авансируется с целью получения прибыли, в связи с чем капитал становится стоимостью, обеспечивающей получение прибавочной стоимости.

            В процессе своего движения реального капитал выполняет различные функции: создания  условий для производства (денежный капитал), организации и управления производством с целью получения стоимости, превышающей авансируемую стоимость (производительный капитал), реализации произведенных товаров и их стоимости (торговый капитал).

             Функционирование  предприятий в условиях рынка  предлагает поиск и разработку  каждым из них собственного  пути развития. Иными словами, чтобы не только удержаться, но и развиваться в рынке, предприятие должно улучшать состояние своей экономики; иметь всегда оптимальное соотношение между затратами и результатами производства; изыскивать новые формы приложения капитала, находить новые, более эффективные способы доведения продукции до покупателя, проводить соответствующую товарную политику и т.д. Это должно сочетаться с полным использованием внутренних факторов развития производства, которые по своему содержанию и назначению довольно многочисленны.

     Специфика сложившейся в начале процесса  приватизации  в  России  ситуации характеризуется следующими чертами: практическое отсутствие крупных  частных фирм, слабость негосударственного сектора, отсутствие финансовых компаний  и инвестиционных банков.  Формализация  и  унификация  структур  экономической деятельности до сих пор сказывается на темпах и масштабах приватизации.

     Различные  способы  приватизации  приводят  к  передаче  государственного имущества  в «частную», «общую долевую» или  «акционерную» собственность.  При продаже  предприятия  происходит   реальная   приватизация   государственной собственности.  Преобразование  предприятия  в  акционерное  общество  можно назвать  формальной  приватизацией,  так  как  после  выкупа  акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива  остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы .

     В переходной экономике приватизация осуществляется в больших масштабах и более быстрыми темпами, чем в развитой рыночной экономике. Россия прошла этапы массовой ваучерной и денежной приватизации. В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой завершена приватизация мелких предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг. Приватизация крупных предприятий происходит медленнее, чем намечалось первоначальными государственными программами, и с большими трудностями. Рыночная реструктуризация крупных компаний требует целенаправленного участия государства, а также проведения реформ предприятий.

     Содержание  системы отношений приватизации раскрывается через  ее  цели.  В этом аспекте приватизация – не цель реформы,  а ее инструмент.

     Экономическая  реформа   в   России   (структурная, ценовая,   финансовая) проводится в каждой сфере как  бы  в  разных  временных 

потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного  и  муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы,  проходило  быстро, последовательно  и  стала  (наряду  с либерализацией  цен)  самым ощутимым проявлением изменений в экономике. 
 

      Список  литературы 

  1. Российская  Федерация. Законы. Об инвестиционных фондах [текст]: [федеральный закон  от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ  с изменениями от 23 июля 2008 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 49. - Ст. 4562.
  2. Деньги. Кредит. Банки (учебник)/Под ред. проф. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 464с.
  3. Финансы. Денежное обращение. Кредит (учебник)/Под ред. проф. Л.А.Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 479с.
  4. Экономика: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ,2009.
  5. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  6. Экономическая теория: Учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Т. К. Велби, Изд – во Проспект, 2009. – 544 с.
  7. Эффективный экономический рост: теория и практика: Учебное пособие для студентов экономических вузов / Под ред. Т. В. Чечелевой – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 320 с.
  8. Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа. – СПб.: Питер, 2009. – 430 с.
  9. Фадеев А.И. Состояние рынка ценных бумаг (специфика российского варианта) // РЦБ. – 2010. – №6. – С.53–55
  10. Ханштейн О. Российский рынок ценных бумаг ставит рекорды // Газета «Финансовая Россия». – №2. – 2009. – С.29–33
  11. Дарушин И. Теоретические основы функционирования срочного рынка и его социально–экономическая роль // Рынок ценных бумаг. – 2009. – № 4. – С.33–36
  12. К.Н.Гусева. «Долгосрочное кредитование»/Деньги и кредит.2009. №7.
  13. М.Игнацкая. «Финансы, кредит и денежное обращение в развитых странах» / Экономист. 2009. №4.
  14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистикиhttp://www.gks.ru/
  15. Официальный сайт Российского информационного агентства http://rian.ru/economy/20090127/97810994.html

Информация о работе Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике