Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 02:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть рынок реального капитала и российскую специфику его функционирования.
Задачи курсовой работы
Изучить Теоретические основы функционирования реального капитала
Рассмотреть проблемы формирования, развития рынка реального капитала в России
Объект исследования – рынок реального капитала в экономике России.
Предмет исследования – принципы функционирования и участники рынка реального капитала.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования капитала 5
Сущность реального капитала. Его функциональные формы 5
Основной и оборотный капитал 7
Глава 2. Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике 28
2.1. Приватизация и первоначальное появление рынка реального капитала в современной экономики России 28
2.2.Особенности приватизации реального капитала в экономики России 2010-2012 г.г. 39
Заключение 40
Список используемой литературы 43

Работа содержит 1 файл

Рынок реального капитала (после правок).doc

— 336.50 Кб (Скачать)

    В короткий срок была создана законодательная  база приватизации, где были прописаны  ее  формы, методы, варианты льгот  для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

    Окончательная версия программы приватизации была принята резидентским указом в июне 1992г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа тала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько  групп:

    - подверженные обязательной приватизации (предприятия легкой промышленности, в частности, текстильные, пищевые и мебельные);

    - приватизируемые по специальному  разрешению ГКИ (крупные машиностроительные предприятия);

    - приватизируемые по специальному  разрешению правительства основные  предприятия в стратегических  отраслях – добыче полезных ископаемых и оборонной);

    - предприятия, приватизация которых  запрещена (медицинские учреждения).

    Из  приватизационного процесса оказались  исключены предприятия, имеющие  очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из  программы приватизации, потому что они:

    - не могли бы выжить без массивных государственных субсидий и разу бы обанкротились;

    - были прибыльными и поэтому  избежали ваучерной приватизации  в ожидании следующего этапа  денежной приватизации;

    - были исключены правительством  из программы приватизации;

    - предназначались для более поздней приватизации группами с обширными политическими связями и влиянием.

    Согласно  программе, крупные предприятия  должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы  комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался     доступ для внешних инвесторов.

    Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г. Каждый ваучер, который мог получить любой гражданин за 25 руб., имел номинальную стоимость в 10000 руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

    В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (рудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).

    Трудовые  коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести       первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро замывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.

    Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся  совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.

    Результаты  ваучерного этапа оказались более  скромными, чем ожидалось: приватизированные предприятия не получили никаких дополнительных инвестиционных ресурсов. Однако главное все же было достигнуто: в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора приложение 3).  Массовая приватизация создала предпосылки для распыления акционерного капитала среди множества индивидуальных собственников. В результате массовой приватизации 1992-1994гг. были разрушены старые механизмы контроля, а новые не были созданы. Административный контроль со стороны   профильных министерств и ведомств стал уже невозможен, а рыночные  механизмы контроля со стороны акционеров и фондовой биржи еще не начали действовать.

    После 1 июля 1994г. приватизация (покупка и продажа акций и ваучеров) продолжалась только за деньги. Ваучерную приватизацию, по замыслу, должен был сменить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы стандартными методами, за «живые» деньги. Должен был заработать и фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации начался с 1995г. и имел две основные цели:

    - пополнение государственного бюджета;

    - инвестиционная поддержка приватизированных  компаний.

    Уже в середине 1995г. количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив соответственно 50,5 и 49,5% их общего числа. В 1995г. весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

    На  денежном этапе продажа акций  уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компании. Намеченная схема не смогла эффективно заработать, по крайней мере, по трем причинам:

    1. на заключительном этапе ваучерной  приватизации в целях оживления затухания спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний;

    2. у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений – рынок государственных ценных бумаг;

    3. из-за крайне низких темпов  денежной приватизации на передний  план выдвинулась задача поступлений  в бюджет, оттеснив инвестиционную елевую составляющую.

    Субъектами, предъявившими наибольшей платежеспособный спрос в оде денежной приватизации, стали теневые бизнесмены, бывшие бюрократы, сотрудники органов государственной безопасности и иногда иностранцы.

    Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. Но на их               результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики в России. Залоговые аукционы практически были закрыты для   большинства банков, создавая выгодные условия только «для своих». Поэтому суммы залога и цена последующих продаж оказались в 3-5 раз ниже того, что могло быть получено на открытых торгах.

    Действительный  результат реализации схемы заключался в том, что нескольким нуворишам  и магнатам удалось получить «бриллианты» промышленности по крайне низкой цене. Более того, вопреки идеологии массовой приватизации схема «кредиты в обмен на акции» показала, что правительство вовсе не собиралось придерживаться в ходе приватизации крупных и ценных предприятий принципа приоритетности интересов простых россиян. Данная схема вызвала волну общественной критики приватизации. Фактически имела место успешная попытка создания новой экономической элиты, хотя и вопреки первоначальным принципам приватизации, с помощью сомнительных и мошеннических методов. Новая элита получила активы практически бесплатно.

    Часто оцениваемые как позорные, совершенные  на основе тайного говора и коррумпированные, залоговые аукционы привели к  замедлению хода российской приватизации после 1995г. На последнем этапе приватизации, в 1996-1997гг., правительство выставляло на продажу остающиеся у него пакеты акций в рамках инвестиционных тендеров. Это послужило так называемой «войны банкиров». На первых этапах приватизации собственности было столь много, что заинтересованные стороны могли легко приходить к соглашению относительно ее раздела. Когда количество лакомых кусков сократилось, финансово-промышленные группы и банки, контролируемые олигархами, вступили в открытую войну. В конце концов, российская приватизация обернулась попыткой сохранить status quo: никаких ликвидаций предприятий, практическое отсутствие продаж активов, отказ от разукрупнения предприятий во имя развития конкуренции, отсутствие поддержки вновь создаваемых фирм. Напротив, правительство посчитало нужным стимулировать слияния и  возникновение крупных холдингов в таких секторах, как нефтяная промышленность, электроэнергетика и телекоммуникации.

    Несомненным результатом проводимой реформы  явился процесс трансформации централизованной плановой системы в рыночную экономику смешанного типа. Сложилась многоукладная экономика, появился класс собственников в лице владельцев приватизированных предприятий и  недвижимости. В структуре занятых выросла доля лиц, занятых в негосударственном секторе. Так, если в 1991г. на предприятиях государственной формы собственности было занято 75,4%, то в 1995г. их доля составила 42,1%, в то же возросла доля занятых в частном секторе с 13,3% до 34,4% и на совместных предприятиях – с 10,3 до 22,8%.

    Среди приватизированных предприятий 51% составляют предприятия торговли, бытового обслуживания и общественного питания. Доля приватизированных предприятий в производстве составляет 33%. В аграрном секторе создано 293 тыс. фермерских хозяйств.

    С переходом к денежному этапу приватизации начался процесс концентрации прав собственности, что находит выражение в создании финансово-промышленных групп, усиления их роли в реальном секторе экономики. Широкое развитие получил процесс создания рыночных институтов.

    Увеличилось количество фондовых и товарных бирж, брокерских контор и фирм, коммерческих банков, идет процесс концентрации банковского капитала. Происходят изменения в структуре денежных доходов населения: увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности, от финансово-кредитных операций.

    К сожалению, отмеченные позитивные сдвиги в экономике происходили на фоне глубоких негативных результатов проводимой реформы. Основными из них являются: обвальный спад производства, резкое снижение жизненного уровня населения, усиление сырьевой ориентации экономики и рост зависимости от внешнего рынка, сокращение отечественного рынка для собственных товаропроизводителей. Ухудшились макроэкономические показатели: упала в два раза доля России в мировом производстве, снизились объемы ВВП, капитальных вложений в производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, рыночного товарооборота, реальных доходов населения. Разрыв в доходах между богатыми и бедными слоями населения возрос с 4,5 раза до 13,5 раза. Тяжелое положение обусловлено особенностями реформы. Предполагалось, что либерализация цен и приватизация сами по себе приведут к созданию конкурентной среды, свободному переливу капиталов. И в этой ситуации преимущественное развитие получат отрасли конечного спроса. Однако этого не произошло, а произошел обвал цен и глубокий спад производства. Предполагалось, что либерализация приведет к массовым банкротствам слабых, технологически устаревших предприятий. Однако в тяжелом  положении оказались и весьма перспективные высокотехнологичные предприятия. При общем глубоком спаде производства наблюдается большая  неравномерность: наиболее тяжелое положение сложилось в легкой, машиностроительной, пищевой, нефтехимической промышленности, т.е. в тех областях, которые должны работать на потребительский рынок и рынок инвестиций. Более благоприятная ситуация лишь в отраслях топливно-энергетического комплекса, активно работающего на экспорт. В аграрном    секторе спад производства идет на фоне общего снижения эффективности  использования земель и падения продуктивности животноводства.

    В целом реальный сектор экономики  стал характеризоваться тенденцией сужающегося воспроизводства, разрушением базисных производств,            обеспечивающих научно-технический прогресс, что увеличивает зависимость нашей экономики от мирового рынка. Даже в области потребительских товаров выросла зависимость от импортных поступлений, в то время как отечественные товаропроизводители испытывают трудности с реализацией производимой продукции. За годы реформы в структуре экономики страны повысился     удельный вес сырьевых отраслей и отраслей низкой степени переработки. Российская экономика все более принимает черты колониальной экономики.

Информация о работе Проблемы функционирования рынка реального капитала в российской экономике