Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа
Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Первый мировой экономический кризис, который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году. Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций.
Введение
Кризисы сопровождают
всю историю человеческого
1.Теоретические
основы анализа
1.1. Экономический кризис как элемент внешней среды предприятия
В жизни предприятия кризисы или угроза кризисов - постоянное явление. Первопричиной, то есть возможностью возникновения экономических кризисов, является разрыв между производством и потреблением товаров. В условиях постоянно меняющихся факторов внешней среды и внутренних условий осуществления экономической деятельности увеличивается вероятность периодического возникновения кризиса предприятия, который может приобретать различные формы. Одной из таких форм является кризис предприятия, несущий наибольшие угрозы его функционированию и развитию. Кризис предприятия представляет собой процесс, протекание которого детерминировано во времени. Как процесс экономический кризис имеет свое начало и конечен во времени. Кроме того, экономический кризис характеризуется не просто как процесс, а как многостадийный процесс, определяющий дифференциацию механизмов антикризисного управления в разрезе отдельных стадий его протекания на предприятии. Общие временные границы этого процесса характеризуются периодом времени от начала экономического кризиса до его разрешения. Кризис предприятия является объективным экономическим процессом. Кризисы неизбежны в деятельности любого предприятия и получают повсеместное проявление. Более того, кризис рассматривается не только как объективно неизбежный, но и как объективно необходимый процесс, несущий импульс интенсификации развития предприятия. Объективная природа кризиса предприятия отражает не только закономерность его наступления, но и возможность его разрешения. Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, в нарушении условий воспроизводства общественного капитала, в массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. Существуют основные факторы, обуславливающие кризисное развитие предприятия. В процессе изучения и оценки эти факторы подразделяются на две основные группы: - не зависящие от деятельности предприятия ( внешние или экзогенные факторы); - зависящие от деятельности предприятия ( внутренние или эндогенные факторы). Особенностью кризиса предприятий является его высокая зависимость от внешних факторов - уровня регулирования финансовой деятельности предприятия, конъюнктуры финансового рынка, степени развития его инфраструктуры и т.п., колеблемость которых в динамике носит наиболее интенсивный характер. Вместе с тем, этот кризис довольно часто возникает и под воздействием негативных внутренних факторов. Часть их этих внутренних факторов может носить субъективный характер. Как правило, такой кризис может быть относительно быстро разрешен за счет внутренних механизмов антикризисного управления. Кризис, генерируемый как внутренними, так и внешними факторами является наиболее сложным по возможностям разрешения и носит более длительный характер. В составе социально-экономических факторов рассматриваются только те, которые оказывают негативное воздействие на хозяйственную деятельность данного предприятия, т.е. формируют угрозу его финансового кризиса. При рассмотрении рыночных факторов исследуются негативные для данного предприятия тенденции развития товарных (как по сырью и материалам, так и по выпускаемой продукции) и финансового рынков. У России, как страны, расположенной на огромной территории, есть специфические внешние факторы кризиса, связанные с различием уровней политического, экономического развития, различием климата регионов. Политическая, экономическая и финансовая нестабильность в России вызывает неуверенность у предпринимателей в успешности и даже возможности деятельности, отражается на всех составляющих организации производства, материально-технического обеспечения, сбыта продукции. Несмотря на замедление высоких темпов инфляции в последнее время, постоянные инфляционные ожидания не способствуют реализации предприятием стратегических целей и сопряжены с недостаточно гибкой, а часто разорительной налоговой системой государства, кредитной политикой. Высокие для конечного потребителя цены стимулируют не расширение производства, а его сокращение. Эти цены, назначаемые предприятием на свою продукцию, часто имеют своей причиной не столько необоснованную ценовую политику, сколько внешние ценообразующие факторы. А это ведь, в свою очередь, к падению конкурентоспособности товаров и снижению потребительского спроса. Высокая степень монополизации экономики, которая наряду со сложившимися устойчивыми хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование действительно конкурентной среды. Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, которая недостаточно контролируется государством. Из-за кризиса платежей, коснувшегося как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ. На многих предприятиях структура акционерного капитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на финансовый результат эффективный собственник. Члены трудовых коллективов - владельцы акций далеки от управления предприятием. Деятельность менеджеров предприятия в таких условиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, например, от сдачи мощностей и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия. Присутствует недостаточный уровень подготовки и отсутствует опыт работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствует эффективная организационная система управления, ориентированная на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованно линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки. У большего числа предприятий основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов наряду с большими затратами на их содержание приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий. Решение задач по предотвращению кризисных явлений или смягчения их влияния на результаты деятельности организаций возможно с помощью системы мер, именуемой за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis-management), а в России - «антикризисное управление». Экономический кризис характеризуется неопределенностью событий и снижением уровня контроля над ними. Как показал опыт построения прогнозов: никто не знает, что будет завтра, через неделю, через месяц. Это говорит о росте объёма и интенсивности поступления информации из внешней среды. К важнейшим составляющим внешней среды относятся: - Общее состояние мировой экономики; - Общее состояние российской экономики; - Состояние отраслевых рынков; - Состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.
Первые три составляющие
необходимы для того, чтобы определить,
какие элементы мирового, отечественного
и отраслевых рынков оказывают существенное
влияние на ведение бизнеса данной конкретной
фирмой. [1.С.136] Руководящие
органы обязаны в скорей мере принять
управленческие решения, связанные с ростом
нагрузки вызванной вышеупомянутой быстроизменяющейся
средой функционирования предприятия,
так как прежде существующая система информационного
обеспечения становиться неэффективной.
Информационная система (ИС) представляет
собой комплекс технического, программного
и организационного обеспечения, а также
персонала, предназначенный для записи,
редактирования и надёжного хранения
информации.
При построении новой ИС необходимо учесть,
что вся информация системы управления
образуется входными и выходными данными.
К внутренней информации относятся сведения
о состоянии основных производственных
факторов, но особое внимание уделяется
внешней информации идущей от изучения
спроса, предложения и условий работы
на выбранном рынке (например, региональное
законодательство и информация об оценке
надежности всех, с кем предприятие предполагает
вступить в деловые отношения, технологический
прогресс в производственной области).
Так как одной из главных черт
кризиса является дефицит времени и проблема
актуальности информации ИС должна быть
гибкой к трансформации (все элементы
подсистем реагируют на внутреннюю и внешнюю
информацию) и отвечать высоким требованиям
мобильности. Так же необходимо усовершенствовать
технологию информационных потоков обратной
связи из-за острой необходимости в корректировке
исполнения приказов и планов в процессе
функционирования предприятия. Чтобы
новая ИС обладала всеми вышеперечисленными
качествами должно вырасти количеством
информации, находящейся в системе и обрабатываемой
в единицу времени, по сравнению с применяемой
фирмой до модернизации.
Анализируя проходящие через
ИС данные, уполномоченные на то менеджеры,
работают над принятием и осуществлением
управленческих решений, направленных
на подконтрольную систему (производство).
Тем самым решаются проблемы координации
деятельности сотрудников и подразделений,
обеспечения их необходимой информацией
и контроля исполнительской дисциплины,
а руководство получает своевременный
доступ к достоверным данным о ходе производственного
процесса и имеет средства для оперативного
принятия и воплощения в жизнь своих решений.
[1.С.137] Из чего следует, что в
фундаменте управленческих технологий
лежат процессы обработки информации.
Стоит упомянуть, что существуют системы
управления, исключающие участие человека.
Такие системы являются наиболее приоритетными
для работы в кризисных условиях, так как
могут выдавать управленческие решения
без участия менеджера, экономя тем самым
очень важный ресурс – время. Не
менее важной проблемой остаётся вопрос
внедрения новых ИС на предприятия. При
модернизации ИС следует решить следующие
задачи: [1.С.138] 1) Необходим выделить
менеджера, курирующего проект;
2) Набрать группу сотрудников, реализующих
проект под руководством; 3) Установить
и настройка системы; 4) Обучение
сотрудников; 5) Внесение
данных по предприятию; 6)
Запуск и корректировка работы ИС. Процесс
осмысливания роли информации и информационных
потоков в деятельности предприятия продолжается.
Задача российских специалистов в нынешнее
время - выйти в информационной работе
на уровень передовых стран мира.
1.2 Сущность антикризисной политики предприятия
Антикризисное управление – это обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды; - прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров; - выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью; - постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны; - разработка и реализация мероприятий по решению задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением; - познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания"; - разработка политики поведения в случае возникновения кризисной ситуации. Антикризисное управление использует следующие подходы: 1.Процессный - управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов; 2.Системный - управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы; 3.Ситуационный - управление рассматривается как подход к конкретной ситуации. Качество управления зависит от применения именно тех подходов, принципов и методов, которые на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны. Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в случае его возникновения. Оно изучает и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы). Для решения задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные меры и подходы. Упреждение кризисной ситуации состоит из следующих этапов: Образование антикризисной группы. Исполнитель-руководитель страны. Анализ событий, фактов, обработка информации по интересующим вопросам и прогнозирование дальнейшего развития событий. Исполнитель - антикризисная группа. Выбор и принятие решений по возможным возникновениям кризисных ситуаций. Исполнитель - руководитель страны. Комплексный подход к реализации принятого решения по упреждению кризисных ситуаций. При реализации упреждающих этапов, хотя и имеется время, но его необходимо использовать экономно, с целью и пользой. Этапы преодоления кризиса несколько отличаются от этапов упреждения кризисной ситуации: Образование антикризисной группы. Анализ и оценка событий, фактов, обработка информации в предельно сжатые сроки. Выбор и оперативное принятие решений в увязке с краткосрочными и среднесрочными целями. Реализация мер по уменьшению вероятных потерь и смягчению тяжести последствий кризиса. Реализация мер по восстановлению положения, существовавшего до возникновения кризиса.
Эта функция: · обеспечивает сохранение структуры системы; · поддерживает режимы деятельности и процессы в системы; · обеспечивает реализацию программ, планов деятельности. В экономической литературе можно встретить самые различные толкования категории антикризисное управление: «Антикризисное управление - это система оперативных мер по реформированию всех систем управления с учетом возможных финансовых и иных рисков». (Синягин А.) Под антикризисным понимается управление, «которое нацелено на предотвращение возможных серьёзных осложнений в рыночной деятельности российского предприятия, обеспечение его стабильного, успешного хозяйствования с ориентацией расширенного воспроизводства на самой современной основе на собственные накопления». (Базаров Г.З.) Под антикризисным управлением часто понимают «либо управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кризисного состояния, в котором оно находится». (Градов А.П.) Антикризисный менеджмент подразумевает два направления антикризисных мероприятий на предприятии: во-первых, мероприятия по недопущению кризисной ситуации, по ее предотвращению, во-вторых, мероприятия по выходу из уже создавшейся кризисной ситуации. .(Уткин Э.А) Антикризисное управление - это управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями. (Коротков Э.М.) Антикризисное развитие - это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, соответствующий целям организации, объективным тенденциям ее развития. (Кован С.Е.)
Целями и задачами антикризисного управления являются: - предвидение кризиса и адекватная (в соответствии со степенью угрозы) подготовка к нему; - воспрепятствование опасным факторам кризиса; управление динамикой развития кризиса (ускорить, замедлить, смягчить, усилить); - обеспечение жизнедеятельности организации в кризисном состоянии - ослабление негативных последствий кризиса; - использование факторов и последствий кризиса для развития организации. Как и в любом другом виде управления, в антикризисном управлении существуют объекты и субъекты управления. К социально-экономическим системам - объектам антикризисного управления - относятся организации, предприятия и региональные экономические структуры: муниципальные образования и субъекты федерации. Возможность проведения антикризисных мероприятий в отношении региональных структур предусмотрена, например, бюджетным законодательством. Субъектами антикризисного управления выступают собственники и менеджеры предприятий и организаций, государственные власти и управления, кредиторы, кризис-менеджеры (в судебных процедурах банкротства - арбитражные управляющие). Проблематика антикризисного управления очень широка и разнообразна. Проблемы, решаемые в рамках антикризисного управления. По классификации Дорофеева существует 4 формы антикризисного управления. Проблема антикризисного управления несостоятельным предприятием вытекает из самой природы проводимых в стране экономических реформ. Воздействие на предприятие с помощью института банкротства позволяет перестроить не только работу самого предприятия, но и улучшить финансово-экономический климат других хозяйствующих субъектов, снизить объем неплатежей. Подводя итоги первого раздела, можно выяснить, что кризисы могут иметь как отрицательное, так и положительное значение для организации. Но, несмотря на это всегда должны быть в запасе резервы для борьбы с отрицательными последствиями кризисов. А также выявлено, что антикризисное управление это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы. Сущность стабилизационной программы заключается в манипуляции денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Перераспределение осуществляется, как уже полученными средствами и материализованными в активах предприятия, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис. Восполнение нехватки денежных средств может быть осуществлено и увеличением поступления (максимизацией), и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах (экономией). Возможна продажа краткосрочных финансовых вложений. Это - наиболее простой и само собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Но на кризисных предприятиях он уже совершен. Продажа дебиторской задолженности тоже возможна и предпринимается многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка строительства инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или продажа долей, как завершение участия в строительстве других предприятий. Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству. Система антикризисного управления персоналом представляет собой совокупность подсистем общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций и связей между ними. Концепция антикризисного управления персоналом побуждает руководителей организации сосредоточиваться на стратегических, перспективных направлениях работы с персоналом, таких, как массовая переквалификация сотрудников организации в связи с переходом на новые технологии; омоложение кадров путем привлечения молодых специалистов и стимулирования досрочного выхода на пенсию лиц, не «вписывающихся» в систему новых требований и не способных освоить современные методы работы; разработка принципов трудоустройства сотрудников при их массовом высвобождении; привлечение широких слоев работников к участию в управлении организацией и т.д. Одним из важных стратегических направлений системы антикризисного управления персоналом является эффективное применение кадрового маркетинга. Это обеспечивается рядом способов: поиском перспективных студентов уже с младших курсов вузов и колледжей, которым предоставляется возможность работы в организации в период каникул, выплаты стипендий за счет ее ресурсов, помощь в прохождении производственной практики, в подготовке и защите дипломных работ; сотрудничеством с государственной службой занятости; использованием частных фирм в подборе и подготовке менеджеров и другого персонала; взаимодействием с организациями, осуществляющими лизинг персонала, т. е. командируемых временно работников «напрокат»; организацией прогностических исследований по проблемам подготовки и переподготовки квалифицированных работников организации. Стратегической задачей антикризисного управления персоналом является также формирование организационной культурыно-вейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего интегральное понимание процессов функционирования и развития различных типов организаций с учетом психологических и социально-экономических механизмов поведения людей в условиях сложных кризисных ситуаций предприятия.
Информация о работе Проблемы деятельности предприятий в современных условий экономического кризиса