Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им. А также найти ответы на такие вопросы, как:
- Почему возникает проблема дефицита и не является ли он опасной угрозой для экономического существования страны в мировой экономике?
- Почему государственный долг России существует как проблема, и возможно ли ее решить?
- Как зависит государственный долг от дефицита бюджета страны?
- Не станет ли госдолг тяжким бременем для будущих поколений?
Размеры работы не позволяют сделать анализ всех стран мировой экономики, поэтому я решила на примере одной страны рассмотреть важнейшие вопросы связанные с данными проблемами. В качестве примера мной была выбрана Россия, где ситуация с дефицитом бюджета и государственным долгом является особо сложной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Бюджетный дефицит……………………………………………………………...5
Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения…………...5
Виды бюджетного дефицита…………………………………………………10
Концепции регулирования бюджетного дефицита…………………………..12
Финансирование бюджетного дефицита………………………………………15
Государственный долг…………………………………………………………...18
Сущность государственного долга…………………………………………..18
Виды государственного долга, причины возникновения и последствия.......21
Способы сокращения государственной задолженности…………………..............24
Таблица Внешний долг Российской Федерации ……………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

                 Большой  внешний долг  снижает международный  авторитет  страны  и  может  осложнить  получение  новых  иностранных  займов.  Поэтому  правительство  предпринимает  определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если  он  превышает  приемлемый  уровень.  
 

      2.3. Способы  сокращения  государственной   задолженности 

                 Для того чтобы  последствия  роста  внутреннего долга   для  страны  не  стали   слишком  тяжелыми правительство   должно предпринимать определенные  меры по управлению  долгом.

               Это  могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных  налогов и, в-третьих, секвестирование  бюджета. Если государство  финансирует  дефицит  бюджета  путем  выпуска денег, то  это приводит к  инфляции. Она  обесценивает  номинальный внутренний долг и  процентные  выплаты  по нему. Более того, высокие  темпы  инфляции  могут  сделать  процентные  ставки по  государственным  ценным  бумагам даже  отрицательными. Однако  такой ход  событий может привести к  гиперинфляции, которая разрушительная  для  экономики  страны. Следует  учитывать также, что значительная доля государственного долга  сейчас  представлена  краткосрочными  государственными  бумагами, а в  условиях  инфляции  при каждом  новом  выпуске  государственных бумаг  ставка  дохода будет возрастать. Получили  распространение также ценные  бумаги  с плавающей процентной  ставкой, которая изменяется при изменении ставки  ссудного  процента или учетной ставки. Это ограничивает  возможности инфляции.

                  Введение  специальных  налогов или  повышение  налоговых  ставок  позволит в  краткосрочном  периоде увеличить  доходы  бюджета, а  значит, уменьшить  государственный долг. В  долгосрочном  временном  интервале  это  может  привести к  сокращению  производства, сужению  базы  налогообложения и, следовательно, к  уменьшению  налоговых  поступлений в  казну.

                  В  некоторых случаях  целесообразно   прибегнуть к  сокращению  государственных   расходов  путем  секвестирования.  секвестирование—пропорциональное   снижение расходов (на 5 или 10,15% и т.д.) ежемесячно практически по  всем  статьям бюджета до  конца текущего финансового года. Секвестированию не  подлежат  защищенные статьи, состав  которых определяется высшими органами власти.

              Существуют также статьи, секвестирование  которых невозможно (выплата  процентов по государственному  долгу и  др.). Например, в  США  все  федеральные  расходы  делятся на  две  части—прямые (обязательные) и  дискреционные. К  прямым  относят  те  расходы, которые  регламентируются  постоянно  действующим  законодательством (пособие  по  безработице, программы  медицинского  обслуживания и т.д.).  К   дискреционным—расходы, которые зависят от  конкретного состояния дел в  экономике и  ежегодно рассматриваются и  утверждаются  конгрессом  США. По  данным  статьям Конгрессом устанавливается  ежегодно  лимит  расходов. Если  фактические расходы  начинали  превышать  лимиты, то в  действие  вступал  механизм  секвестирования, что  позволяло  уменьшить  бюджетный  дефицит  и государственный долг.

               Внешний долг имеет  последствия,  которые  более печальны  для   страны, по сравнению  с последствиями   внутреннего долга. Поэтому   правительство предпринимает   определенные  меры, чтобы  уменьшить   внешний  долг, если он  превышает  приемлемый  уровень. Оно  может использовать  для  погашения  части долга  золотовалютные   резервы страны, если  таковые  имеются. С  согласия  кредиторов  правительство может  переоформить краткосрочную  и долгосрочную  задолженность   долгосрочную или  отсрочить выплату  внешнего долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      На  основе приведенной выше информации можно сделать следующий вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

      Бюджетный дефицит играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих экономику страны, а также его ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

      Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с отрицательной обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности Республики Беларусь в постиндустриальную стадию развития в начале третьего тысячелетия. Однако хочу отметить, что в тоже время, сам по себе дефицит бюджета может не быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания “финансовых дыр”, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

                 Известно, что государственный долг  корнями уходит в бюджетный  дефицит страны. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом,  государственный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Амирханова  Ф., Внешний долг: непривычные решения // Экономика и жизнь, 1998 г., №2, с 4.
  2. Афонцев С, Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.
  3. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: курс лекций для студентов высших учебных заведений, Москва: Общество «Знание» России,1996г., 478с.
  4. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практака. // Вопросы экономики, 1999 г., №5, с 78-93.
  5. Вавилов А., Трофимов Г.,Стабилизация и управление государственным долгом России // Вопросы экономики, 1997 г., №12, с 62-81.
  6. Воложинская М., Государственная долговая политика в условиях кризиса: преодоление стереотипов. // Бизнес, 1999 г., №1-2, с 36-37.
  7. Данкерт К., Дикман Н., Адекватные инструменты управления внешним долгом РФ. // Бизнес и банки, 1999 г., №16, с 6-7.
  8. Жуков П., Государство – это мы. Оно должно нам, мы – ему. // Эконамика и жизнь, 1998 г., №1, с 3.
  9. Зевин Л., Советское наследие и долговые проблемы России // Politeconom, 1999 г., №4(11).
  10. Златкин Б., Перспективы функционирования рынка государственного долга. // Финансист, 1999 г., №8, с 7-8.
  11. Камаев В. Д., Учебник по основам экономической теории, Москва: ВЛАДОС,1996 г., 384 с.
  12. Кузьмичев В., Правительство намерено погасить свои долги. // Независимая газета, 1997 г., 10 июля, с 4.
  13. Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва:АСА, 1996 г., 624 с.
  14. Курьеров В.  Г., Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.
  15. Лившиц А., Государство свои долги отдаст. // Труд, 1996 г., 20 сентября, с 7.
  16. Макконнелл К. Р., Брю С. Л., Экономикс, Москва: Республика, 1992 г., Том 1, с 399.
  17. Мещерский А., Тяжкий крест долгов наших. // Аргументы и факты, 1999 г., №48, с 9.
  18. Муртазаев Э., Россия может обслуживать свои долги. // Известия, 1998 г., 2 декабря, с 4.
  19. Мэнкью Н. Г., Макроэкономика, Москва: издательство Московского университета, 1994 г., 736 с.
  20. Петраков Н., Годзинский А., И с долгом расплатиться и производство оживить. //Экономика и жизнь, 1998 г., №39, с 1.
  21. Саркисянц А. Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 1999 г., №2, с 94-108.

http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.asp?file=debt_04.htm

http://www.minfin.ru/ru/public_debt/external/structure/

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга