Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мне бы хотелось рассмотреть основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им. А также найти ответы на такие вопросы, как:
- Почему возникает проблема дефицита и не является ли он опасной угрозой для экономического существования страны в мировой экономике?
- Почему государственный долг России существует как проблема, и возможно ли ее решить?
- Как зависит государственный долг от дефицита бюджета страны?
- Не станет ли госдолг тяжким бременем для будущих поколений?
Размеры работы не позволяют сделать анализ всех стран мировой экономики, поэтому я решила на примере одной страны рассмотреть важнейшие вопросы связанные с данными проблемами. В качестве примера мной была выбрана Россия, где ситуация с дефицитом бюджета и государственным долгом является особо сложной.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Бюджетный дефицит……………………………………………………………...5
Понятия бюджетного дефицита и причины его возникновения…………...5
Виды бюджетного дефицита…………………………………………………10
Концепции регулирования бюджетного дефицита…………………………..12
Финансирование бюджетного дефицита………………………………………15
Государственный долг…………………………………………………………...18
Сущность государственного долга…………………………………………..18
Виды государственного долга, причины возникновения и последствия.......21
Способы сокращения государственной задолженности…………………..............24
Таблица Внешний долг Российской Федерации ……………………………………26
Заключение…………………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.doc

— 141.50 Кб (Скачать)
 
 

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Иркутский государственный  технический университет

Кафедра «Мировая экономика» 

Курсовая  работа

по  учебной дисциплине «Макроэкономика»

на  тему: Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга 

                          
 

                                  Студент группы  НЭ-07 

                                       Научный руководитель  
       
       
       
       
       
       
       
       

Иркутск 2010 г. 
 

                                                Содержание 
 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………………..3

  1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………...5
    1. Понятия бюджетного  дефицита и причины его  возникновения…………...5
    2. Виды  бюджетного  дефицита…………………………………………………10
    3. Концепции регулирования бюджетного дефицита…………………………..12
    4. Финансирование бюджетного дефицита………………………………………15
  2. Государственный  долг…………………………………………………………...18
    1. Сущность  государственного  долга…………………………………………..18
    2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия.......21
    3. Способы  сокращения государственной задолженности…………………..............24

Таблица  Внешний  долг Российской Федерации ……………………………………26

Заключение…………………………………………………………………………….27

Список использованных источников………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

      Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности бюджета, а также проблемам государственного долга. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромными объемами госдолга и дефицитом бюджета. Так случилось, что на современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. Поэтому экономическая теория кроме того, что исследует эти проблемы, она формирует методы и способы решения проблем на разных стадиях развития экономики страны. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. Поэтому одной из важных задач экономической политики государства является поиск оптимального решения проблем дефицитного бюджета и государственного долга. Сущность этих проблем позволяет сказать, что анализируя определенную страну можно сделать выводы общие для всех стран.

      В данной работе мне бы хотелось рассмотреть  основные моменты формирования и структуры бюджета, возникновение и причины дефицита бюджета; возникновение государственного долга, его виды; обслуживание долга, методы управления им. А также найти ответы на такие вопросы, как:

      - Почему возникает проблема дефицита  и не является ли он опасной угрозой для экономического существования страны в мировой экономике?

      - Почему государственный долг  России существует как проблема, и возможно ли ее решить?

      - Как зависит государственный  долг от дефицита бюджета страны?

      - Не станет ли госдолг тяжким бременем для будущих поколений?

      Размеры работы не позволяют сделать анализ всех стран мировой экономики, поэтому  я решила на примере одной страны рассмотреть важнейшие вопросы связанные с данными проблемами. В качестве примера мной была выбрана Россия, где ситуация с дефицитом бюджета и государственным долгом является особо сложной.

      Прежде, чем начать основную часть моей работы, следует сделать одну оговорку, без  которой рассматривать ситуацию в России нельзя.

      Россия - это страна, находящаяся в стадии развития переходной рыночной экономики, которая пришла на смену командно- административной экономике. Также следует помнить, что экономическая политика последнего десятилетия нередко строилась на политических махинациях и неверных прогнозах экономистов, проводящих генеральную линию развития экономики в стране. Реформы необходимые на той или иной стадии, подчас не проводились из-за страха политиков потерять популярность, власть или личную выгоду. Экономический спад, инфляция, кризис государственных финансов и огромный бюджетный дефицит - вот основные характеристики экономической ситуации в России последнего десятилетия. Поэтому регулирование бюджетного дефицита и государственного долга в России проводится в крайне сложных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

         1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 

               Состояние общегосударственных  финансов  является одним  из  важнейших  экономических  показателей  любой  страны. Как  только  государство  стало  планировать  свои  доходы и  расходы,  появилась  проблема  их  сбалансирования. Бюджетный  дефицит—превышение расходов  над  доходами государственного  бюджетного фонда—характерен   сегодня  для  большинства  развитых  стран.

                В  условиях  функционирования   рыночных  отношений трудно  обеспечить  бюджетное  равновесие. Страны  развитого  рынка признали  объективность  бюджетного  дефицита  и  приняли  принципиально  новую политику—политику  бюджетного  дефицита.

               Признание объективности  бюджетного  дефицита  в  условиях  рыночной  экономики  требует  рассмотрения  ее как объективной  экономической  категории  и  изучения  законов  ее  развития.

                Являясь  финансовой  категорией,  бюджетный  дефицит выступает   производным  от  государственного  бюджета  и  выражает  его  состояние,  при  котором  доходы  не  покрывают  всех  расходов  в  силу  роста  предельных  общественных  издержек  производства,  что  приводит  к  отрицательному  сальдо бюджета.  С  этих  позиций  дадим  его  определение.  Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами.

                Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных   ценных  бумаг, осуществления   внутренних  и  внешних  займов. Это  требует  от  правительства   разработки  мероприятий  по  сокращению  бюджетного  дефицита,  поиска  эффективных  источников  покрытия.

                Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать   исключительно с  чрезвычайными   обстоятельствами. Дефицит  может   быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

               Однако  чаще  всего  дефицит  отражает  кризисные  явления  в  экономике,  ухудшение  показателей  финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических  связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д.  в  этом  случае  требуется  принятие  срочных  мер  со  стороны  правительства по  стабилизации  экономики,  реформированию  кредитно-финансовой  системы,  корректировке  бюджетной  политики.

               В  исключительных  случаях   превышение  расходов  над   доходами  становиться  результатом  чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

                Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета  является  следствием:

  • Чрезмерных  государственных  расходов;
  • Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
  • Циклических  спадов  в  экономике.

              Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину   бюджетного дефицита.    Для   разных  стран  и  в   разные  периоды  развития  каждая  из  них могла быть  основной,  но  чаще  всего они воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных расходов,  не  подкрепленный увеличением доходов,  нарушает  бюджетное равновесие,  создает отрицательное бюджетное сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой—причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

               В  ситуации  спада  производства, других  негативных  явлений бюджетные   поступления уменьшаются. Если  при этом  не  обеспечено  адекватное  сокращение   расходов,  возникает отрицательное  бюджетное  сальдо.

               Конечно, к  важнейшим факторам,  влияющим  на  бюджетный  дефицит  и  определяющим  его  размер,  относится  колебание  объема  ВВП  в  течение бюджетного  периода. Практика  показала,  что  в  периоды  депрессии,  когда  ВВП  низок,  бюджет, как  правило,  сводится  с  дефицитом,  в  то  время  как  в  периоды  подъема  наблюдается  положительное бюджетное  сальдо. Причиной  таких  изменений  являются  метаморфозы,  происходящие  как  в  доходной, так  и  в расходной  частях  бюджета. Здесь  имеется  в  виду, что  во  время  спадов  резко  сокращаются  поступления  прямых налогов  (подоходного  налога, налога  на  прибыль  и  др.) в  связи  с  уменьшением  базы  налогообложения.  В  то  же  время  возрастают  отдельные  виды  государственных  расходов,  что  заставляет  их  находиться в  противофазе  с  циклом.  Как  правило,  в  периоды  спада  правительства  принимают  меры  по  увеличению  расходов  по  социальной  защите  населения,  что  вызывает  рост  выплат  трансфертов отраслям, производящим товары  и  оказывающим  услуги  населению,   но   также  пособий  по  безработице  и  других  социальных расходов. Принято  считать, что  в  условиях  динамично  развивающейся  экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не  страшен.  В долг жили  и живут многие  экономически  развитые  государства. Однако  сумма полученных  государством  в долг  финансовых  ресурсов  не должна  обременять  экономику  страны,  налогоплательщиков,  сопровождаться  значительным  увеличением  расходов  по  обслуживанию   долга,  сокращением  социальных  программ.

                 С  начала  XX в. общие государственные расходы по  отношению к ВВП во  всем  мире  значительно  увеличились.  Правительства  государств  в  этих  условиях  принимают  различные  бюджетные  решения, направленные  на  сокращение  отрицательного  сальдо  бюджета.  Это  может  выразиться   в  ужесточении  налоговых  режимов,  замораживании  финансирования,  сокращении  трансфертных  платежей  и т.д.

                Отношение  экономистов  к   вопросу бюджетного  дефицита  неоднозначно.  Существует  столько   позиций, сколько  вариантов   составления  бюджета:  с   отрицательным  сальдо (дефицитом),  положительным  сальдо (профицитом)  либо  сбалансированным. Уже  давно  возникло  мнение,  новую  жизнь  которому  дал Д. Кейнс,  снабдив его  научной  базой, что  бюджетный  дефицит—это  совершенно  нормальное  и  даже  желательное для  растущей  экономики  явление,  которое способствует  ее росту, снижению  безработицы.

               Часто  дефицит  оправдывается   тем,   что  заимствованные  для  его  финансирования  средства  вкладываются  в   производство,  доходы  от  которого  позволят  через  некоторый   промежуток  времени расплатиться  по  долгам.  Теоретически  это даже  очень логично,  однако  практика  не подтверждает  правильность  такой концепции,  особенно  в странах с переходной  экономикой.

               Существуют  много  факторов,  которые  в  разной  степени влияют  на  состояние  доходной  и  расходной  частей  бюджетного  фонда:

  • Увеличение  государственных  расходов  на  социальное  обеспечение  и  здравоохранение  (например,  в  странах,  где  возрастает  доля  пожилого  населения,  или  в  связи  с  неблагоприятной  экологической  обстановкой);
  • Увеличение  государственных расходов  на  образование  и  создание  новых  рабочих  мест  (в  странах, где  возрастает  доля  молодого  населения, или  в  связи  с  проведением  мероприятий  по  сокращению  безработицы);
  • Увеличение  государственных  расходов  в  военное  время  или  в  связи  с  социальными  конфликтами;
  • Увеличение  расходов, связанных  с  развитием  рыночной  инфраструктуры  в  условиях трансформационной  экономики;
  • Увеличение  расходов  на  приоритетное развитие  отраслей  хозяйства, реструктуризацию  экономики;
  • Сокращение  налогов  в  целях  стимулирования экономического  развития;
  • Уменьшение  доходов  в  связи  с  ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических  агентов;
  • Сокращение  доходов  из-за  низкой  собираемости  и др.

Информация о работе Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга