Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 18:59, курсовая работа
Ценную информацию о вероятных причинах и характере безработицы дают официальные данные об изменении состава безработных по причинам увольнения (отчисления). Существенную часть безработных составляют высвобожденные работники (41.3%), значительное число работников увольняется по собственному желанию (38%), серьезным источником безработицы являются закончившие образовательные учреждения (11.6%).
Дальнейший процесс развития ситуации в области занятости будет во многом зависеть от общего хода экономических реформ.
Введение 2
Сегодняшняя ситуация в области
занятости населения. 4
Внутрифирменная безработица 8
Безработица 9
Государственная политика занятости 11
Заключение 15
Список литературы 17
О Г Л А В Л Е Н И Е.
Введение
Сегодняшняя ситуация в области
занятости населения. 4
Внутрифирменная безработица 8
Безработица 9
Государственная политика занятости 11
Заключение 15
Список литературы 17
ВВЕДЕНИЕ.
К числу актуальных задач
перестройки управления экономикой
следует отнести
Создание системы формирования занятости - результат осознанной необходимости включения занятости в качестве составного элемента в систему управления социально-экономическими процессами, отражение тенденции нарастания целостности системы управления и т.д. Эффективная занятость предполагает способность общественной системы хозяйствования обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства тружеников в соответствии с критериями образа жизни, целями социально-экономического развития, требованиям интенсификации и динамизма общественного производства. Обязательным критерием эффективной занятости является экономичность, воспроизводство которой требует поддержания динамического соответствия экономических условий хозяйствования внутренней дифференциации субъекта собственности, согласованию многоуровневой системы присвоения средств и результатов производства и т.д. Становление системы эффективной занятости - поступательный процесс овладения обществом искусством сопряженного управления, совокупностью социально-экономических, материально-технических и организационно-правовых условий занятости.
Условиям экстенсивного
В настоящее время существует возможность
и необходимость активного
занятости населения, состоит в коренном изменении отношения к человеку, в осознании необходимости всестороннего учета его интересов. С учетом новой ситуации и должна формироваться система управления занятостью. Суть проблемы сводится к тому, чтобы органически встроить эту систему в хозяйственный механизм и привести сложившиеся формы и методы обеспечения занятости в соответствие с принципами и целями проводимой в стране перестройке системы управления экономикой.
Первый этап перестройки ознаменовался принятием ряда законов и постановлений, качественно меняющих условия занятости в нашей стране. Впервые в истории развития экономики была осознана необходимость нарастания масштабов высвобождения рабочей силы, насущная проблема стимулирования данного процесса в целях создания простора для ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства, повышения производительности общественного труда, обеспечения эффективной территориально-отраслевой перегруппировки рабочей силы. Были заложены организационно-правовые предпосылки для более полного использования общественного и личного трудового потенциала, активизации перераспределения кадров в народном хозяйстве.
Принятые в период перестройки законы и постановления, существенно изменяющие условия занятости, ознаменовали ослабление жесткой регламентации вовлечения работников в общественно-полезную деятельность, придание гибкости и маневренности организационно-правовому механизму занятости за счет обогащения конкретных форм реализации права на труд по способностям и принципа его всеобщности путем расширения многообразия форм организации участия людей в общественно-полезной деятельности, увеличение реальной свободы населения в выборе рода занятий, способа и меры личного участия в общественной кооперации труда в зависимости от пола, возраста и фактической трудоспособности. В результате расширилась "зона" циркуляции работников между государственной, кооперативной, индивидуальной сферами занятости, была признана целесообразность, правомерность и эффективность перераспределения людей между этими сферами.
Сегодняшняя ситуация в области занятости населения.
Опыт минувших годов наглядно обнаружил недостаточную подготовленность службы занятости к оперативному решению вопроса занятости при массовом высвобождении работников с предприятий. Практика показала, что трудоустройство людей с учетом личных и общественных интересов на другие предприятия, учреждения, организации - не простое дело. Как пример можно привести случай, когда крупномасштабное мероприятие по высвобождению работников, проведенное на транспорте Миннефтепрома при
переводе на новые условия организации оплаты труда, обеспечившие сокращение 400 тысяч работников сопровождались напряженностью и неудовлетворенностью людей, большой бесполезной растратой времени и сбоями в работе трудовых коллективов. Выявилось несоответствие уровня развития материально-технической базы службы трудоустройства и ее кадрового обеспечения потребностям оперативного согласования спроса на труд с предложением рабочей силы, изменившимся условиям хозяйствования и интересам трудовых коллективов. Это серьезное препятствие на пути распространения рыночных отношений. Все еще не работает как следует механизм заинтересованности трудовых коллективов в высвобождении работников в связи с ростом производительности труда и продолжают накапливаться резервы рабочей силы в отраслях материального производства.
Можно выделить ряд факторов, которые будут сдерживать высвобождение работников в дальнейшем. Прежде всего это законодательство, сохраняющее за большой группой лиц гарантии занятости на предприятиях независимо от эффективности и качества их работы; неподготовленность психологии людей к необходимости смены работы и системы трудоустройства к организованному устройству на работу большого числа одновременно высвобождающихся работников, лиц разных категорий. Наконец, не изжиты и «собесовские» представления о социальной защите и поголовной занятости, допускающие праздность определенной части работающих, безмятежное сидение на облюбованном рабочем месте, получение за это не заработанных денег. В результате высвобождение работников в большинстве отраслей материального производства еще не стало устойчивым источником недостающих кадров для предприятий, испытывающих потребность в рабочей силе. Оно выполняет пока преимущественно фиктивную функцию по освобождению от плохих работников, чем усложняется их трудоустройство. Расширяется круг задач, которые предстоит решать всем звеньям системы трудоустройства, переобучения и профориентации населения. Они будут заниматься организацией учета занятости и движения трудоспособного населения, создания банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информированием всех слоев населения о потребностях в работниках в профессиональном разрезе и выборе работы для пенсионеров, инвалидов, женщин, имеющих детей, учащейся молодежи; комплектованием необходимых кадров предприятий, объединений, организаций, учреждений; организованным перераспределением рабочей силы; осуществлением профориентационной работы и консультацией всех групп населения, предоставлением рекомендаций по подбору или перемене профессии с учетом способностей и интересов людей, в случае необходимости повышения их квалификации или переобучения.
Принципы перестройки системы Госкомтруда и его органов на местах определяются такими требованиями, как революционный характер ее преобразований, нацеленность проводимых мероприятий на разрешение противоречий в занятости и достижения качественно нового ее состояния, на повышение социальной защищенности человека и социальной эффективности государственной системы управления трудовыми ресурсами в целом. Сюда же относятся принципы вычленения в ней приоритетных направлений и первичного исходного звена.
Совершенствование управления трудовыми ресурсами можно рассматривать как приоритетное направление в решении задачи создания системы формирования эффективной занятости. Оно соотносится как конечный желаемый результат и исходный этап его достижения.
Исходным звеном перестройки системы Госкомтруда является местные органы по труду и бюро по трудоустройству, ее исходным пунктом - отработка модели территориальных служб управления занятостью и трудовыми ресурсами. Дело в том, что деятельность этих звеньев особенно тесно соприкасается с интересами первичных хозяйственных подразделений и трудящихся, непосредственно "улавливает" последствия изменений условий хозяйствования и занятости, принятия законов, проведения мероприятий по совершенствованию оплаты труда и организационных структур управления. Им принадлежит ведущая роль в регулировании развития рынка рабочей силы на территориальном уровне.
К настоящему времени
прошли экспериментальную апробацию
разнообразные способы
уточнение принципов и механизма финансирования системы технического переоснащения службы трудоустройства с необходимостью централизованного бюджетного финансирования, основой которого должна стать плата предприятий за трудовые ресурсы в общероссийский и местные бюджеты или налог с прибыли.
Вызывает сомнение правомерность
принятия порядка финансирования
социальных выплат, связанных с процессом
высвобождения и
При расторжении трудового договора в случае сокращения штатов и высвобождения людей за пределы предприятий должны быть предусмотрены альтернативы социальной защиты человека - гарантированы определенные
преимущества данному контингенту в очередности получения работы на других предприятиях по сравнению с уволившимися с работы по собственному желанию; предоставлено право досрочного выхода на пенсию лицам предпенсионного возраста с частичной компенсацией потерь заработка;продлена продолжительность периода социальных выплат и предусмотрен порядок их финансирования в случае невозможности организации трудоустройства по специальности в определенный законом срок; организованы низкооплачиваемые общественные работы за счет бюджета местных органов власти (в частности по созданию объектов социальной сферы) с последующей гарантией предоставления работы по специальности и т.п. Местные органы власти должны иметь в своем распоряжении специальный фонд средств для финансирования разного рода затрат по обеспечению занятости и реализации права людей на труд.
Внутрифирменная безработица.
Сложившийся в России феномен характеризуется тем, что продолжающийся спад производства пока не сопровождается адекватным сокращением занятости и высвобождением работников. По оценке Госкомстата РФ примерно 9% рабочих мест или 2 млн. работников промышленности были условно безработными (неполная рабочая неделя, целодневные простои, вынужденные отпуска и т.д.). Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что вопреки всем ожиданиям масштабы скрытой безработицы в экономике не только не сократились, но и заметно возросли, использование рабочей силы было нерациональным, а падение уровня производительности труда стало одной из характерных черт общего кризиса экономики.