Проблема выбора в экономике, ее графическая интерпретация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность экономических потребностей и благ, их основные виды. Изучить понятие эконмических ресурсов и производственных возможностей.
Для достижения поставленной цели используется следующие методы исследования:
Анализ литературы по данной проблеме;
Обобщение теории и практического опыта.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие, классификация, подходы и разграничения потребностей.
1.1. Понятие экономических потребностей и их классификация……….…..4
2. Экономические блага
2.1. Понятие экономических благ……………………………………………..7
2.2. Классификация экономических благ………………………………..…....8
3. Экономические ресурсы
3.1. Понятие и виды экономических ресурсов……………………………...14
3.2. Эффективность использования экономических ресурсов……………..16
4. Проблема выбора в экономике, ее графическая интерпретация
4.1. Проблема выбора в экономике…………………………………………..18
4.2. Кривая производственных возможностей………………………….…..19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список использованных источников ……………………...........………………..24

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая (Автосохраненный).docx

— 132.39 Кб (Скачать)

Иногда к материальным благам относят и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные).

Нематериальные блага  – это блага, воздействующие на развитие способностей человека. Такие блага создаются в непроизводственной сфере, в здравоохранении, образовании, искусстве, кино, театре, музее и т.д. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние блага. Внутренние блага даны человеку природой, которые он развивает по собственной воле. Внешние блага – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей.

Экономические и  неэкономические.

Это разграничение связано  с понятием редкости. Благо неэкономическое  имеется в неограниченном количестве. Неэкономические (даровые) блага предоставляются  природой без усилий человека (вода, воздух и т.д.). Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и  постоянного удовлетворения потребностей человека. Экономическое благо является редким благом. Эти блага являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.

Таким образом, именно соотношение  между потребностью и доступным  для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими.

Трансформация понятия «благо»  и «экономическое благо» связана  с ценностью. Если просто благо означает наличие полезности, то ценность отражает сочетание двух характеристик – полезности и редкости. Полезность любого блага проявляется только в процессе его потребления или использования.

Специфические блага. Специфическими формами благ являются товары и услуги. Товар – это специфическое экономическое благо, предназначенное для купли-продажи на рынке. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и пригодностью к обмену. Независимыми выступают товары, потребность в которых, как и цены на них, никоим образом не связаны между. Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар (или низшее благо) – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода. Низшими являются блага, для которых имеются взаимозаменяемые товары, отличающиеся большим качеством или большими удобствами.

Например, по мере роста доходов семьи переходят от низших благ к приобретению и потреблению более дорогих продуктов (таких, как парное мясо и красная икра). Услуги – это целесообразная деятельность человека, результатом которой является полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Специфика услуги заключается в том, что она не имеет вещественной формы, но она представляет собой полезный эффект деятельности, живого труда, услугу нельзя накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства [4, с. 30].

Долговременные  и недолговременные (краткосрочные) блага.

Данное разделение зависит от срока использования блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго. Если мы приобретаем книгу, то после прочтения (использования или потребления этого блага) поставим ее на полку – и она никуда не денется. И книга, и дом – это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Например, еда. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Если мы разводим костер и разжигаем его при помощи спичек, то сожженные спички мы уже не сможем использовать снова. Еда и спички – это недолговременные блага. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ. Недолговременные блага мы приобретаем чаще. Итак, долговременные блага предполагают многоразовое использование, а недолговременные исчезают после (или в процессе) разового использования (потребления).

Прямые и косвенные (настоящие и будущие) блага.

Прямые блага (или настоящие) – это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Косвенными (или будущими) благами называют ресурсы. Потому что благодаря ресурсам только могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб – это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи – это компоненты для производства (выпечки) хлеба. Эти компоненты – только будущий хлеб, а не готовый продукт, а значит, они являются косвенными благами. Если назначение прямых благ изменить практически невозможно, то косвенные блага могут предназначаться для производства нескольких товаров. Например, те же муку и дрожжи мы можем использовать для выпечки как хлеба, так и сдобных булочек или пирожных.

Прямые блага предназначены  для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются – производственными или ресурсами.

Взаимодополняемые (комплементарные) блага.

Взаимодополняемыми называются блага, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного товара или услуги приводит к падению спроса на другой товар. Два блага являются комплементарными, или дополняющими друг друга в потреблении, если увеличение цены одного из них смещает кривую спроса на другие влево. Перекрестная эластичность спроса по цене таких благ отрицательна. Пример: автомобили и бензин, теннисные ракетки и мячики. Комплементарные товары или услуги потребитель не может использовать по отдельности. Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой) и относительной. Жесткая взаимодополняемость характеризуется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, к паре лыж необходима пара креплений. При относительной взаимодополняемости нет четкого заданного количества. Например, в бак автомобиля водитель может залить и один и три литра – машина начнет двигаться и в том, и в другом случае.

Взаимозаменяемые  блага.

Взаимозаменяемыми благами  (субститутами) называются такие товары или услуги, которые рассматриваются потребителями как экономически заменяющие друг друга. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта. Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое.

При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор [11].

Конкурентные и неконкурентные блага

Критерием в данном разграничении  является соперничество различных сравниваемых благ в потреблении. Конкурентными (соперничающими) в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. То есть пользование благом мешает пользоваться этим благом остальным. Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод, от потребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможность для других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгод в том же самом отношении. То есть любой может пользоваться благом, не мешая другим

Исключаемые и  неисключаемые из потребления блага.

Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правом пользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам потреблять подобное благо. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами – ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага не обязательно общенациональны по своему характеру.

Общественные  и частные блага.

Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо является частным, если, будучи потребленным одним лицом, оно не может одновременно быть потребленным другим. Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и, более того, выполняют важные общественные функции.

Клубные блага.

Одним из подключений рыночного механизма к производству условных и исключаемых общественных благ является объединение потребителей таких благ в специально создаваемые для этого организации – клубы. Они выступают во внешнем, вполне «рыночном» мире как обычные покупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступ потенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостью вступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальные затраты таких членов на получение подобных клубных благ.

Неполноценное благо.

Блага низшего порядка  – товары типа дешевых сигарет  и низкокачественных спиртных напитков, потребление которых уменьшается при росте дохода. С ростом дохода кривая спроса на такое благо сдвигается влево, на которые эластичность спроса по доходу отрицательна.

Блага, различающиеся  по возможности контроля ценности потребителями.

Блага явного качества –  перед тем, как выбрать благо (товар), можно проверить его качество. Блага скрытой полезности – качества блага определяются уже после его покупки. При выборе покупатель может руководствоваться собственным опытом или советами знакомых (покупка бытовой химии). Блага на доверии – покупатель оказывается в неведении по поводу качества товара даже после его покупки. В этом случае требуется третья незаинтересованная сторона, которая сообщила бы о качестве блага. К этой категории относятся:

  • блага с незаметным долгосрочным эффектом;
  • сложные услуги, для которых трудно сказать о качестве их исполнения;
  • товары, у которых один из важнейших признаков качества – отсутствие катастрофических отказов.

Одобряемые и  неодобряемые блага.

Блага, ценность которых  определяется обществом. Пример одобряемого  блага – балет. Наркотики являются неодобряемым благом в обществе в  целом и одобряемым – в некоторых  субкультурах.

Насущные блага.

Это блага, осуществляющие достойное  существования. Это такие блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать вне зависимости от их доходов. Насущные блага включают здоровья, образование, кров и еду. Так, мы – общество – можем понять, что каждый должен иметь соответствующее жилье, и предпринимает шаги для обеспечения им.

Предметы роскоши  и товары массового потребления.

Предметами роскоши являются продукты эксклюзивного, престижного производства. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Понятие предмета роскоши постоянно меняется: вещи, которые не являлись предметами роскоши, могут со временем стать таковыми – например, антиквариат. Блага, которые являлись предметами роскоши, перестают быть ими, ведь свое время эксклюзивным товаром и предметом роскоши являлись и авторучка, и автомобиль, и мобильный телефон. Теперь они продукты массового производства и потребления. Но есть  блага, которые всегда были и остаются на данный момент, престижными и предметами роскоши. Например, драгоценные камни [20, с. 50].

Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного  производства еще нужны ресурсы.

3 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 

3.1. Понятие и виды экономических ресурсов

В самом общем понимании ресурсы – это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Обычно особо выделяют экономические ресурсы – все то, что необходимо для процесса производства.

Следует отметить, что наряду с понятием «ресурсы производства»  в экономической литературе часто как синоним используется понятие «факторы производства». Фактор – причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

На сегодня в западной экономической теории принято разделять факторы производства на три группы:

  • Земля – является естественным ресурсом и включает все используемые в производственном процессе дарованные природой блага;
  • Капитал – все то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные людьми для производства товаров и услуг;
  • Труд – целесообразная деятельность людей, требующая приложения умственных и физических усилий, в ходе которой они преобразуют предметы природы для удовлетворения своих потребностей.

Помимо этих трех основных ресурсов на уровне общества часто принимаются во внимание такие факторы, как общая культура, различающаяся от общества к обществу; наука, имеющая всеобщий, общечеловеческий характер; социальные факторы, прежде всего состояние нравственности, правовая культура [5, с. 57].

Все более весомую роль в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития общества играет такой фактор, как информация. Информационные ресурсы – это ресурсы в виде научной, научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектуальных ценностей, необходимых для создания (производства) экономических благ.

Информация о работе Проблема выбора в экономике, ее графическая интерпретация