Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

главным вопросом данной курсовой работы является как государство может и хочет защитить своё население от бедности? Какие постановления, указы принимает правительство для поддержания стабильности экономики?
Все выше перечисленное я беру за цель моей курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 491.50 Кб (Скачать)

     Однако  и у расчётов уровня бедности по потреблению существуют свои недостатки, например, в северных странах с суровыми зимами потребление может колебаться ни чуть не меньше, чем доход.

     Иногда  за черту бедности принимают минимальный  уровень дохода или накопленного богатства, при котором индивиду предоставляются определённые финансовые услуги: займы или ипотека. 
 

     Показатели бедности

     

     

     Карта мира, на которой показан Коэффициент Джини, измеряющий уровень расслоения по доходам в странах мира (0÷1), индекс Джини (0÷100 %) 
(при G=1 все доходы сконцентрированы в руках одного человека)

     <0.25     0.25–0.29      0.30–0.34     0.35–0.39     0.40–0.44      0.45–0.49     0.50–0.54     0.55–0.59     ≥0.60      N/A

     Основные  показатели бедности определяются формулой, предложенной Джеймсом Фостером (James Foster), Джоэлом Гриером (Joel Greer) и Эриком Торбеке (Erik Thorbecke):

      ,

     где P — общий показатель бедности;

     a — параметр, показывающий о каком именно показателе бедности идет речь;

     Z— черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;

     Y— уровень дохода отдельного домохозяйства h;

     q — количество бедных домохозяйств;

     H — общее количество домохозяйств.

     На  основе формулы Фостера-Гриера-Торбеке  определяются основные показатели бедности:

     коэффициент бедности и уровень бедности (a = 0);

     индекс  глубины бедности (a = 1);

     индекс  остроты бедности (a = 2).

     Коэффициент бедности (доля бедных домохозяйств в общем количестве домохозяйств):  .

     Коэффициент бедности характеризует только степень  распространенности бедности и не позволяют  оценить, насколько доходы бедных домохозяйств ниже границы бедности.

     Индекс  глубины бедности:  .

     Индекс  глубины бедности позволяет оценить  насколько ниже относительно черты  бедности расположены доходы бедных домохозяйств.

     Индекс  остроты бедности:  .

     Амартья Сен предложил свой индекс, синтетический индикатор бедности, объединяющий три фактора: распространённость этого явления, материальная недостаточность бедных людей, степень их расслоения по доходам. Он рассчитывается по формуле:

       , где S — индекс Сена, L — доля бедного населения, N — отношение среднего дефицита дохода к черте бедности, d — средний доход бедных домохозяйств, P — черта бедности, G— коэффициент Джини для бедных домохозяйств. 

   Децильный и квинтильный коэффициент.

Существуют  и другие способы измерения неравенства  в доходах - децильный и квинтильный. Децильный коэффициент: все население  разбивается на 10 групп по 10% с  возрастающим уровнем доходов; затем  сравниваются доходы крайних групп. Например, в Швеции децильный показатель -1 : 4. В России: в 1997 г. - 1 : 12,5; в 1998 г. - 1 : 13,5; в 2003г. - 1 : 14,0.Квинтильный коэффициент похож на децильный, только население делится на 5 групп по 20 процентов.Таким образом, в каждой стране существует проблема формирования равновесия между равенством и неравенством в уровнях личного дохода.

     Децильный коэффициент неравенства доходов - отношение средней величины доходов 10% наиболее состоятельной части населения (ДДСН) к среднедушевому доходу 10% беднейшей части (ДДБН).

ДКНД = ДДСН / ДДБН

  Приближенно характеризует размах имущественного расслоения общества. В так называемых социальных государствах Европы, в  частности Швеции, Дании, Норвегии в  целях сохранения социального мира между бедными и богатыми ДКНД с помощью государственного регулирования поддерживается на уровне от 4,0 до 5,0. В царской России, по приближенным оценкам, это отношение достигало 25 - 30 (Б.Валентинов, Сов.Рос. 18.03.2004), что послужило основой социального взрыва. В СССР этот показатель укладывался в интервале от 3,5 до 4,5 (Основные показатели социально-экономического развития СССР. М. 1989,с.34). В современной Российской Федерации начиная с 1991 г. ДКНД регулярно увеличивался (см. таблицу), вплоть до величин 19,0 или даже 24,0 ("Вопросы статистики", №8, 2002).

Децильный коэффициент неравенства доходов  в РФ за 1991-2000 гг.

        1991 1992 1993 1994 1998 1999 2000
        4,5 8,0 11,2 15,1 13,8 19,0 24,0
 

     Масштабы и профиль бедности

     Наиболее  высокая абсолютная бедность по данным ООН на 2004 год, исходя из установленной национальной границы, наблюдалась в Мадагаскаре — 71,3 %, Сьерра-Леоне — 70,2 %, Мозамбике — 69,4 %. Если же за границу бедности взять 1 доллар в день (такой показатель использует ООН для развивающихся стран), то наиболее высокая бедность по данным на 2005 год отмечается в Нигерии(70,8 %), ЦАР (66,6 %) и Замбии (63,8 %).[5]

     В США численность бедных в 2010 оценивается  в 46,180 млн. человек, что составляет 15.1 % от всего населения. Однако чертой бедности в 2010 году Бюро переписи населения США считает доходы $22 314 в год на семью из четырёх человек. Число бедных оказалось на максимальном уровне за все время ведения наблюдений, то есть с 1959 года; а их процент от общей численности населения — максимальным с 1984 года. Количество бедных в США увеличивается четвертый год подряд.

     Сегодня в Германии почти седьмая часть  населения, 11,5 млн человек, живет  у черты бедности или уже ниже нее, число за последние десять лет  увеличилось на треть.

     В России, по данным Росстата, ниже черты бедности по состоянию на 2011 год проживает 16% жителей, или 22,9 миллиона человек. По сравнению с 2010 годом этот показатель вырос на 2,3 миллиона человек. 

     Направления и механизмы снижения уровня бедности. 

     Среди государственных  мер по снижению бедности выделяют:

     1. создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения,

     2. поддержание макроэкономической стабильности,

     3. проведение антиинфляционной политики,

     4. установление минимального размера оплаты труда,

     5. разработка социальных программ и механизмов их реализации 

                                        1.2. Доход 

      Доход— чрезвычайно распространенное, широко применяемое и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. Доход компании можно характеризовать как увеличение ее активов или уменьшение обязательств, приводящие к увеличению собственного капитала. Понятие "доход" применимо к государству в целом (национальный доход), к предприятию, фирме (валовой доход, чистый доход предприятия), к отдельным лицам (денежные доходы населения, реальные доходы граждан, личный доход). В валовой доход предприятия принято включать выручку, денежные поступления от продажи товаров и услуг, выполнения работ, от продажи имущественных ценностей, проценты, получаемые за счет предоставления денег в кредит, и другие денежные и материальные поступления. Доход государства образуют в основном налоги, платежи, отчисления, рента, поступающие в казну. Доход граждан формируется за счет заработной платы, пенсий, стипендий, дивидендов, продажи продуктов домашнего хозяйства. Часто употребляемое словосочетание "чистый доход" представляет разность между общим, валовым доходом и затратами материальных ресурсов. В еще более узком смысле чистый доход ассоциируется с прибылью. Для уяснения, в каком смысле применено слово "доход", необходимо рассматривать его вместе с сопровождающим эпитетом или с присоединяемыми к нему разъяснительными словами. 

                     1.3. Социальная справедливость 

     Принято считать, что общественные отношения  делятся на экономические, социальные, политические и духовные. При этом экономические отношения – это отношения между людьми и группами людей по поводу производства, распределения и потребления материальных благ; политические – по поводу власти; духовные – по поводу удовлетворения духовных потребностей. На базе экономических, политических и духовных отношений формируются социальные отношения. Основным звеном социальных отношений является мера социальной справедливости, производная от равенства возможностей людей для реализации своего потенциала.

     При этом справедливость понимается как  соответствие между ролью человека (социальной группы) в жизни общества и его социальным (общественным) положением, его правами и обязанностями, трудом и вознаграждением за труд, заслугами и общественным признанием. Оценка фактов общественной жизни – как справедливых, так и несправедливых – должна базироваться не только на сопоставлении потребностей и интересов людей со степенью удовлетворения их, но и на сопоставлении конкретной реальности с ее социальным идеалом, как правило, закрепленным в конституции государства. Чем ближе идеал к действительности, тем менее остры проблемы социальной справедливости.

     И наоборот, значительное их расхождение  свидетельствует либо о преждевременности  провозглашения идеала (что ведет  к утопии и порождает социальную демагогию), либо о назревшей потребности в преобразовании социальных отношений. Поэтому в социальной политике выделяют две взаимосвязанных тенденции: утверждение принципов социальной справедливости и установление социального равенства. При этом следует помнить, что социальное равенство – категория близкая, но не равнозначная категории социальной справедливости.

     Под социальным равенством мы понимаем равенство  исходных возможностей человека (вне  зависимости от должности или  профессии родителей, их положения  в обществе, т.е. своеобразное стартовое равенство). В дальнейшем же ведущую роль должны играть личностные качества: талант, трудолюбие, способности.

     В советском государстве требование социальной справедливости было провозглашено  как цель Октябрьской революции  с 1917 г. и для этого было сделано немало. Однако, сформировавшаяся административно-командная система помешала успешному полномасштабному решению этой проблемы. Она, наоборот, способствовала появлению различных внезаконных преимуществ и привилегий для партийно-государственной бюрократии, что в принципе противоречило идее социальной справедливости. Это касалось не только распределительной политики, но и осуществления конституционных прав граждан: преимущества при поступлении в так называемые «престижные» вузы, лечение в закрытых «спецбольницах» и так далее. Так подрывалась сама основа нравственного здоровья общества. К сожалению, и ныне введено много привилегий для работников бюрократического государственного аппарата, что ведет к недопустимому улучшению жизненных условий одних лиц (групп общества) за счет других или общества в целом.

     Существует  также территориальная проблема социальной справедливости. Она связана  с особенностями системы городского и сельского расселения, уровнем  урбанизации территорий, расстояниями между крупными административными, промышленными и культурными центрами. Город выступает всегда как средоточие основной массы материального и духовного богатства общества, как центр культурного, социально-бытового, медицинского и других видов обслуживания прилегающих сельских территорий. Доступ к этим ресурсам населения региона жестко детерминирован системой расселения.

     Например, среднее расстояние между городами Казахстана составляет 180-250 км, а в  России контрасты между центральными областями и Сибирью еще больше. И если исходить из того, что зоны влияния крупных городов редко превышают 60-70 км, то значительные массы населения в ряде регионов практически оторваны от городских ресурсов. 

Информация о работе Проблема неравенства доходов, бедности и социальной справедливости