Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:29, реферат
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Таблица №5
№ п/п | Показатели | Январь-май
2006г. 2005г. |
2006 г. в % 2005 г. | |
1 | Численность обратившихся в поисках работы (тыс.человек) | 2444 | 2588 | 94,4 |
2 | Численность признанных безработными (тыс. человек) | 1325 | 1454 | 91,4 |
3 | Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) | 1449 | 1497 | 96,8 |
4 | Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) | 162 | 199 | 81,4 |
5 | Численность безработных состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1793 | 1882 | 95,3 |
6 | Потребность в работниках, заявленная в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1090 | 995 | 109,5 |
7 | Уровень регулируемой безработицы на конец отчетного периода (%) | 2,4 | 2,6 |
Справочно (по данным Росстата) на конец мая 2006 года
1 | Численность экономически активного населения (млн.человек) | 74,0 | 73,6 | 100,5 |
1 | Численность занятых экономической деятельностью (млн. человек) | 68,6 | 68,0 | 100,9 |
3 | Ощая численность безработных граждан (МОТ, млн. человек) | 5,4 | 5,6 | 96,4 |
4 | Уровень общей безработицы (%) | 7,2 | 7,7 |
Таблица №6
№ п/п | Показатели | Январь-июнь
2006г. 2005г. |
2006 г. в % 2005 г. | |
1 | Численность обратившихся в поисках работы (тыс.человек) | 3190 | 3309 | 96,4 |
2 | Численность признанных безработными (тыс. человек) | 1569 | 1688 | 92,9 |
3 | Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) | 2081 | 2094 | 99,4 |
4 | Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) | 183 | 213 | 85,9 |
5 | Численность безработных состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1732 | 1816 | 95,4 |
6 | Потребность в работниках, заявленная в органах службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) | 1140 | 1041 | 109,5 |
7 | Уровень регулируемой безработицы на конец отчетного периода (%) | 2,4 | 2,5 |
Справочно (по данным Росстата) на конец декабря 2005 года
1 | Численность экономически активного населения (млн.человек) | 74,0 | 73,6 | 100,5 |
1 | Численность занятых экономической деятельностью (млн. человек) | 68,6 | 68,0 | 100,9 |
3 | Ощая численность безработных граждан (МОТ, млн. человек) | 5,4 | 5,6 | 96,4 |
4 | Уровень общей безработицы (%) | 7,2 | 7,7 |
3. Регулирование рынка труда
Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном секторе, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и прочие.) Эти программы содействуют определенной стабилизации социально- экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, в прямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.
Значительна
и посредническо-
Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли- продажи рабочей силы и регистрацию безработных. Первые биржи труда были открыты в первой половине ХIХ века. В России биржи труда возникли в начале ХХ века. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса.
В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства, устойчивой и массовой безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно - технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешних рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а также международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях “блокирования” рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование, фексибилилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма. Фексибилилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80 х годов, а на принцип индивидуальных ставок заработной платы. Возрастет роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциально возможными способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибыли предприятия. Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости - надомничество, временная работа по индивидуальному контракту, частичная занятость. В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.
Итогом фексибилилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидация социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Необходимо найти такой механизм функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России
В
настоящее время уровень
До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из “легального” сектора экономики в “теневой” (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д.
На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.
В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых,
возникли существенные сбои в воспроизводстве
профессионально-
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в “теневом” секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.