Проблема безработицы в СПБ и пути ее разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 15:55, доклад

Описание работы

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Безработный – это тот человек, который при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу. То есть Безработица - это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

Работа содержит 1 файл

Проблема безработицы в Спб и пути её разрешения.docx

— 34.22 Кб (Скачать)

     Курс  России на переход к рыночным отношениям связан с возникновением социально-экономических  проблем. Основные из них - проблема занятости  и проблема безработицы.

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает падение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы является предметом политических дискуссий современных российских экономистов, которые изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной экономической политики, влияющих на занятость.

     На  протяжении 70 лет политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась  не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленность политики государства. Она была подчинена  задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для выполнения сверх  задач, поставленных Партией, что привело  к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов в СССР.

     Длительное  время существовало такое явление, как нерациональная сверхзанятость и при этом на предприятиях существовал  «раздутый» управленческий вспомогательный  персонал.

     Переход к рыночной экономике в начале 90-х гг. неизбежно привел к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. С развалом хозяйственной жизни страны и падением производства на 50% от доперестроечного уровня появилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы.

     Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, негативно отразился на эффективности использования накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами и способствовал возникновению массовой безработицы.

     Возрождение многоукладной экономики, предоставление предприятиям полной хозяйственной  самостоятельности, а в целом, всесторонняя демократизация повлекли за собой крупные  изменения в теоретических подходах к проблемам занятости. Главное  их направление - превращение работника  из бессубъектного ресурса командно-административной хозяйственной системы в субъекта экономической жизни.

     На  рынке труда такой работник уже  не выступает в качестве бесправного  и несвободного, а обладает некоторым  выбором способов своего существования.

     Полная  занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий  и их структурная перестройка.

     Безработица - это явление, органически связанное  с рынком труда. Безработный –  это тот человек, который при  существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работу, может работать и ищет работу. То есть Безработица - это такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные. Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости).

     Наиболее  общей причиной возникновения безработицы  и ее неистребимого существования  является сама рыночная капиталистическая  экономика. Ведь безработный – это  носитель непродовольственного товара «рабочая сила».

     основной  причиной неистребимого существования  «лишней» рабочей силы является действие конкурентного механизма рыночной экономики, законов капиталистического накопления. Положение дел усугубляется внезапными спадами, депрессиями и  кризисами, когда деловая жизнь  замирает, производство сокращается. Все  это сопровождается высвобождением значительного числа наемных  работников, разорившихся предпринимателей мелкого бизнеса, а также сложностями  трудоустройства молодежи, вступающей в трудовую деятельность и пополняющей  ряды безработных.

Безработица надела маскхалат

Чиновники Петербурга и Ленобласти продолжают рапортовать  об улучшении ситуации на рынке труда  и делают сдержанно оптимистичные  прогнозы на будущее. Представители  профсоюзов оптимизма государственных  мужей не разделяют — по их мнению, на фоне сокращения официальной безработицы  растет скрытая, а работодатели позволяют  себе откровенно игнорировать даже такие  знаковые документы, как трехстороннее  соглашение о минимальной заработной плате. 
 
На пути в светлое будущее 
Власти Петербурга демонстрировали оптимизм относительно ситуации с безработицей с самого начала кризиса. В декабре 2008 года, когда нетрудоустроенных насчитывалось чуть более 14 тыс. человек, глава городского комитета по труду и занятости Павел Панкратов заявлял, что состояние рынка труда Петербурга остается стабильным и полностью контролируется. Вторила подчиненному и губернатор Валентина Матвиенко: "Никаких тревожных сигналов по дестабилизации рынка труда на сегодня нет", — утверждала она. 
 
Не изменилась риторика чиновников и к марту 2009 года, когда число официально зарегистрированных безработных составило 24,4 тыс. человек. Председатель КЭРППиТ (
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли) Сергей Бодрунов акцентировал тогда внимание на том, что уровень безработицы в северной столице остается низким по сравнению с другими регионами и составляет всего около 0,5% от числа экономически активного населения города. 
 
Когда к маю количество нетрудоустроенных петербуржцев перевалило за 29,5 тыс. человек, Смольный признал, что ситуация сложная. Однако и здесь чиновники сумели найти повод для оптимизма. Так, по словам вице-губернатора Михаила Осеевского, темпы роста регистрируемой безработицы существенно сократились, зато наметилось увеличение числа вакансий: к концу мая незанятыми числилось порядка 42,5 тыс. рабочих мест. 
 
Летом 2009 года банк вакансий Петербурга продолжал активно пополняться. К концу июня в нем насчитывалось уже порядка 48 тыс. предложений, а к середине сентября, согласно самым свежим данным городского трудового ведомства, число вакантных мест превысило 52 тысячи. Начала сокращаться, правда, куда более скромными темпами, и официальная безработица. По состоянию на сегодняшний день нетрудоустроенными считаются 28,8 тыс. петербуржцев. 
 
Чиновники отмечают, что осенью в северной столице возможен незначительный рост числа безработных. В частности, как рассказала главный специалист отдела информации комитета по труду и занятости Любовь Иванова, потенциально ряды безработных могут пополнить военнослужащие, уволенные из вооруженных сил в результате проведения военной реформы. Однако в целом, убеждены власти, серьезных колебаний на рынке труда не предвидится, и вторую волну кризиса, если таковая случится, удастся пройти без потрясений.

К концу нынешнего  года рост безработицы в России может  составить 10-12%, сообщила глава Минздравсоцразвития  Татьяна Голикова. Она отметила, что такой уровень сезонного  роста безработицы является стандартным  для конца года. По словам министра, с октября по февраль обычно наблюдается  сезонный рост безработицы. Состояние  дел на конец 2009 - начало 2010 года не станет исключением. По последним данным министерства, численность официально зарегистрированных безработных составляет чуть более 2 млн. человек. Голикова также сообщила, что размер максимального пособия по безработице в России в будущем году повышать не планируется в целях сохранения стимула к поиску работы. Сейчас пособие составляет 4900 рублей. 
 
И кочегары мы, и плотники 
В Ленинградской области, по данным местного комитета по труду и занятости, ситуация с безработицей в разгар кризиса была сложной и начала улучшаться лишь весной нынешнего года. Как рассказал первый зампред ведомства Павел Чугунов, признаки стабилизации после полугодового падения появились в марте, когда число регистрируемых безработных стало сокращаться. Пиковый показатель нетрудоустроенных был отмечен в апреле — 16 тыс. человек. А уже с мая, по словам чиновника, это количество начало неуклонно снижаться и к середине сентября достигло 11,8 тыс. человек. 
 
Наряду с уменьшением числа безработных количество вакансий в Ленобласти за последние полгода выросло более чем в два раза — с 6-7 тыс. в апреле до 15,5 тыс. в сентябре. Возрос и процент трудоустроенных через региональную службу занятости. Как рассказал Чугунов, только за первую половину текущего года удалось таким образом трудоустроить больше людей, чем за весь 2008 год. На сегодняшний день этот показатель превышает прошлогодний в 1,5 раза. 
 
Помимо прямого трудоустройства, отмечают региональные чиновники, эффективно бороться с безработицей помогают программы переподготовки — причем рассчитанные не только на тех, кто уже ищет работу, но и граждан, находящихся под угрозой увольнения. Обучение в области проводится по 67 профессиям, 80% из которых рабочие специальности: электромонтажники, слесари-сантехники, столяры, плотники и др. Эффективность, по словам власть предержащих, очевидна — из 2142 человек, прошедших переподготовку в текущем году, только 41 повторно вернулся в службу занятости. 
 
Все это внушает чиновникам осторожную веру в светлое будущее. "Если говорить о нынешней ситуации, то она стабильная, постепенно улучшающаяся. Если не произойдет катаклизмов, и ситуация будет развиваться, как сегодня, мы ожидаем к концу года выход на показатели IV квартала 2008 года, когда в области только начался кризис", — заявил первый зампред комитета по труду и занятости ЛО. 
 
Недозанятость с недозаработком 
Оптимизма чиновников не разделяют в Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти. Как заявила начальник управления социального партнерства ЛФП Мария Артюхина, нельзя судить о ситуации лишь на основании официальных данных о безработице: "Безработный — это не только тот, кто потерял работу и ищет ее. Есть еще и условная безработица. Это количество людей, работающих неполное рабочее время, якобы по собственному заявлению, которое не такое уж и собственное. Это и вынужденные отпуска. Если все эти показатели объединить, то картина получается не очень приглядная". 
 
По словам Артюхиной, данные профсоюзного мониторинга показывают, что количество предприятий, где имеет место закамуфлированная безработица, не сокращается, а только растет. Так, многие работодатели, принимая на работу нового сотрудника, изначально оговаривают с ним неполную занятость. "В частности, сегодня имеется порядка 3 тыс. предложений о работе для менеджеров по продажам. Однако полную занятость людям готовы предложить лишь в 480 случаях. Аналогичная ситуация и с бухгалтерами — из 1250 вакансий лишь 159 подразумевают полный рабочий день. Очевидно, что все ожидания работника заранее не будут оправданны, потому что это не те условия, в которых он хотел бы трудиться", — рассказала эксперт. 
 
Много претензий у начальника управления социального партнерства ЛФП и к уровню заработной платы. Мария Артюхина напомнила, что в феврале нынешнего года правительства Петербурга и Ленобласти подписали трехсторонние соглашения с Федерацией профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей о размере минимальной зарплаты. В северной столице на весь 2009 год эта планка была установлена на отметке в 6200 рублей. В области соглашение предусматривало поэтапное повышение МРОТа: с 1 января 2009 года — 4820 рублей, с 1 июля — 5170 рублей, с 1 октября — 5430 рублей. 
 
Согласно задумке, ни один работодатель на территории обоих регионов не имеет права платить кому-либо меньше установленной суммы. Однако на деле, по словам профсоюзного работника, эти договоренности нарушаются. В банки вакансий продолжают поступать предложения с зарплатами ниже оговоренных. Это уже не просто моральные нарушения — это нарушение законодательства. Такие работодатели нарушают и права партнеров, и права работников. 
 
Мария Артюхина подчеркнула, что, до тех пор, пока без работы остается хотя бы один человек, желающий трудиться и лишенный возможности реализовать это право, ни о каком оптимизме касательно рынка труда говорить не приходится. Сокращения же, по словам начальника управления социального партнерства ЛФП, скорее всего, продолжатся и весь вопрос лишь в том, кого будут увольнять, — рабочих или белых воротничков. Если идти по пути нормального экономического развития, то рабочие профессии никак не могут сокращаться дальше. Если идти по другому пути, то большое место на рынке труда будут занимать менеджеры и агенты по продажам.1

Чиновники составляют «горячие десятки» требуемых специалистов. На данный момент больше всего нужны  подсобные рабочие. В «банке» 3 557 вакансий, а средняя заработная плата составляет 7 699 рублей. Кстати, по официальным зарплатам в рабочих профессиях лидируют монтеры путей – у специалистов есть шанс заработать аж 15 246 рублей. Среди служащих больше всего зарабатывают консультанты: 22 604 рубля, меньше всех – медсестры, 9 342 рубля.

     В настоящее время перед Правительством РФ остро стоит проблема разработки действенной политики занятости. Действующая  в настоящее время политика занятости  далека от совершенства и не дает желаемых результатов.

     В Российской Федерации необходим  эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным  оздоровил бы и негосударственный  сектор экономики. Также не стоит  забывать о существующих общегосударственных  проблемах, решение которых помогло  бы решить и проблему занятости. Наиболее эффективный путь содействия занятости  – это путь реструктуризации и  возрождения предприятий, улучшения  информационного обеспечения в  области трудовых отношений.

     Изучение  и умелое использование зарубежного  опыта борьбы с безработицей в  периоды экономического спада будет  способствовать скорейшему формированию отечественного механизма государственного регулирования занятости населения  Российской Федерации, так как на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.

     В условиях рыночной экономики процесс  высвобождения рабочей силы из производственного  процесса является неотъемлемой ее частью, однако продолжительность таких  периодов невелика. Примером являются США, занимающих первое место в мире по числу создаваемых ежегодно рабочих  мест. Динамизм американского рынка  труда способствовал формированию так называемого «нового взгляда» на безработицу как на распространенное, но кратковременное явление. При  этом, однако, американцы всерьез обеспокоены  низким качеством новых рабочих  мест. Проблема их «обогащения» является сегодня одной из ключевых в американской политике занятости.

     Иная  ситуация сложилась в Европе и  Австралии, где характерны концентрация безработицы в определенных сегментах  рынка и возрастание численности  и удельного веса длительно безработных, постепенно теряющих связь с рынком и утрачивающих свои знания и навыки. Угроза формирования у этих слоев «культуры безработицы» побуждает правительства повысить внимание к их реабилитации.

     Во  всех этих случаях политика занятости  подчинена стратегической задаче - предоставлению каждому трудоспособному человеку не просто работы, а возможности в наибольшей степени реализовать свой трудовой потенциал и получить за это соответственно достойное вознаграждение. Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет 3 направления:

  1. Помощь длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны),
  2. Помощь молодежи, трудовые навыки которой еще не реализованы,
  3. Помощь специалистам-профессионалам, потерявшим работу как наиболее ценной категории работников.

     Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого  потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих  высококвалифицированного труда, и  роста занятости в торговле и  посреднической деятельности, охранном бизнесе, то есть преимущественно в  рамках неформального сектора экономики. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы.

     На  данных проблемах и должна, на мой  взгляд, сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. Большинство из них (за исключением Швеции) большую часть  средств, отпущенных на политику занятости, расходует на выплату значительных пособий по безработице. Последнее время идет тенденция к усилению роли активных мер регулирования безработицы. В связи со спецификой рыночной экономики в России не все они могут использоваться.

     Так, активные меры, направленные на регулирование  спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах  в районах очаговой безработицы.

     Речь  идет о выплате субсидий, предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных  и молодежи. Субсидирование занятости  обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, а содействует  занятости тех контингентов безработных, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму  безработицы.

Информация о работе Проблема безработицы в СПБ и пути ее разрешения