Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 00:01, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности безработицы, ее причин и последствий.
Задачи работы:
Изучить явление безработицы, её причины, типы, последствия;
Выявить тенденции изменения безработицы в Российской Федерации;
Определить характерные черты безработицы в России;
Проанализировать рынок труда Кировской области (занятость, безработица).
Введение 3
1. Теоретические аспекты безработицы 5
1.1 Понятие безработицы. Безработные 5
1.2 Причины безработицы 7
1.3 Виды безработицы и их специфика 8
1.4 Последствия безработицы 11
2. Безработица в современной России 13
2.1 Характерные черты безработицы в России 13
2.2 Безработица в России 13
2.3 Безработица в Кировской области 18
2.4 Деятельность областной службы занятости населения 25
3. Пути решения проблемы безработицы. 28
3.1 Правительственная программа содействия занятости населения 28
3.2 Ситуация на рынке труда в Кировской области в 2011 году, меры по её стабилизации 30
Заключение 33
Библиографический список 36
Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости населения, уменьшилась с начала года с 27,6 тыс. чел. до 18,0 тыс. чел., или на 34,8%. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,5% до 2,3% экономически активного населения.
Вместе с тем, несмотря на высокие темпы снижения численности безработных, превышающие среднероссийские, уровень регистрируемой безработицы остаётся самым высоким среди регионов Приволжского федерального округа (Приложение 2). Среди районов области «лидерами» по уровню регистрируемой безработицы по-прежнему являются Лузский, Нагорский, Немский районы (Приложение 3).
Начавшийся подъем экономики, осуществление модернизации производства обострило проблему дефицита квалифицированной рабочей силы. Как и в докризисный период, спрос на квалифицированную рабочую силу для обрабатывающих производств, строительства, превышает её предложение. Дефицитными на регистрируемом рынке труда являются также врачи, ветврачи, инженеры-строители, зоотехники, избыточными – профессии гуманитарного профиля (Приложение 4).
Выпуск учреждениями профессионального образования специалистов с избыточными на рынке труда профессиями затрудняет их трудоустройство.
2.4 Деятельность областной службы занятости населения
В комплексе антикризисных мер, реализуемых Правительством области, особое значение имеет областная целевая программа «Реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Кировской области, в 2010 году» (далее – Программа), участниками которой на 01.10.2010 стали 45,8 тыс. человек. Результатами реализации Программы являются также: создание 38,8 тыс. рабочих мест для организации общественных, временных работ для ищущих работу и безработных граждан; сохранение около 5 тыс. рабочих мест, ранее намечавшихся к сокращению; организация собственного бизнеса и самозанятости 1504 безработными гражданами и создание ими 173 дополнительных рабочих мест; создание 87 специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; сокращение численности привлекаемых иностранных работников на 165 человек.
Затраты финансовых средств на мероприятия Программы на 01.10.2010 составили (без ОАО «Молот») 569,5 млн. рублей федерального бюджета (79,5% от выделенных средств) и 31,6 млн. рублей областного бюджета (68,8%) (Приложение № 5). Особое значение Программа имеет для градообразующих предприятий и населенных пунктов с моноструктурным типом экономики. В рамках её мероприятий приняли участие 10,7 тыс. человек, проживающих в монопоселениях, или 23,4% от всех участников Программы. Результатами реализации мероприятий Программы в монопоселениях являются улучшение социально-экономического положения на большинстве градообразующих предприятий, снижение уровня регистрируемой безработицы на рынках труда монопоселений.
Особые
меры по поддержанию занятости
ОАО «Молот», на реализацию которых дополнительно
выделено 171,9 млн. рублей федерального
и 9,0 млн. рублей областного бюджетов. По
состоянию на 20.10.2010 в них приняли участие
927 чел., 724 чел. – в мероприятиях по профессиональной
переподготовке, повышению квалификации,
освоено 13,1 млн. рублей федерального бюджета
и 0,7 млн. рублей областного бюджета.
Наряду
с мероприятиями Программы
Затраты
на мероприятия активной политики занятости
в рамках осуществления полномочий по
содействию занятости населения
за 9 месяцев 2010 года составили 152,6 млн.
рублей, в том числе 77,7 млн. рублей субвенции
федерального бюджета, 18,5 млн. рублей средств
местных бюджетов, 56,4 млн. рублей средств
работодателей. На социальную поддержку
безработных граждан израсходовано 658,1
млн. рублей федерального бюджета. Пособие
по безработице ежемесячно получали 23,7
тыс. безработных граждан, стипендию в
период обучения по направлению службы
занятости – 1,5 тыс. человек, досрочную
пенсию – 1,6 тыс. человек (Приложение
6).
3. Пути решения проблемы безработицы.
3.1 Правительственная программа содействия занятости населения
Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:
Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.
Реализация программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ. Федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
Реализуемая
политика занятости становится активной
тогда, когда средства Государственного
фонда занятости населения
3.2 Ситуация на рынке труда в Кировской области в 2011 году, меры по её стабилизации
Согласно прогнозу социально-экономического развития Кировской области, ситуация на региональном рынке труда до конца т. г. и в следующем году останется напряженной.
На предприятиях и в организациях области продолжится сокращение неэффективных рабочих мест, высвобождение излишней рабочей силы. Сохранятся существенные объемы неполной занятости работников на предприятиях, не восстановивших после экономического кризиса объемы производства и продаж продукции, предоставления услуг.
Источником
напряженности по-прежнему будут
являться населенные пункты с монопрофильным
типом экономики. Самый высокий уровень
безработицы, превышающий в несколько
раз среднеобластной показатель сохраняется
в г. Луза (8,4%). Остаются в зоне риска г.
Вятские Поляны,
п. Стрижи, п. Мурыгино, где решение вопросов
занятости только обозначается.
Ситуацию на регистрируемом рынке труда будет осложнять и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, сельских жителей и жителей населённых пунктов с градообразующими предприятиями. В составе зарегистрированных в органах службы занятости населения они составляют более 60% (Приложение 7).
Для стабилизации ситуации с занятостью населения в 2011 году, как и в 2009 – 2010 годах, будет разработана и реализована областная целевая программа дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда. В отличие от предыдущих программ в ней приоритет будет отдан реализации мероприятий на системо-, градообразующих предприятиях, осуществляющих модернизацию производства, и в моногородах; содействию развития самозанятости безработных граждан; организации стажировки выпускников профессиональных учебных заведений; созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов; организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком, и занятых на вредных производствах. То есть наряду с направленностью на создание рабочих мест и обеспечение потребности обновляющейся экономики в квалифицированных кадрах мероприятия программы будут ориентированы на содействие в трудоустройстве низкоконкурентных на рынке труда категорий граждан.
С целью оказания максимально возможного позитивного влияния Программы на ситуацию с занятостью населения органы местного самоуправления совместно с центрами занятости населения должны подготовить обоснованные предложения в разрабатываемый управлением ГСЗН Кировской области проект Программы на 2011 год по количеству участников мероприятий, оптимальной потребности в средствах на их реализацию в каждом из муниципальных районов и городских округов, защитить подготовленные предложения на заседании областной межведомственной комиссии.
В условиях ожидаемого уменьшения финансирования мероприятий Программы в 2011 году органам местного самоуправления необходимо: