Проблема бедности населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть бедность как экономическую категорию.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
– выявить сущность бедности;
– проанализировать методы измерения бедности;
– выявить взаимосвязь бедности с динамикой экономики;
– осуществить анализ динамики бедности населения;
– проанализировать эффективность государственных программ по борьбе с бедностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1
БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………….6
Понятие и причины возникновения бедности………………………………..6
Подходы к определению и измерению бедности…………………………….7
Индикаторы благосостояния………………………………………………….9
Черта бедности…………………………………………………………………11
Статистические показатели бедности………………………………………..13
Экономический аспект………………………………………………………...16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………….20
2.1 Динамика реальных доходов населения……………………………………20
2.2 Анализ структуры денежных доходов населения………………………….20
2.3 Дифференциация населения по доходам……………………………………22
2.4 Межрегиональная дифференциация населения…………………………….23
2.5 Анализ уровня численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума…………………………………………….26
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ……………27
3.1 Законодательство о минимальной заработной плате………………………28
3.2 Программы социального страхования……………………………………….29
3.3 Индексация доходов населения………………………………………………30
3.4 Отрицательный подоходный налог…………………………………………..31
3.5 Трансфертные платежи в натуральной форме………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.42 Кб (Скачать)

Критика программ социального  страхования состоит в том, что  они создают стимулы к получению  государственной поддержки. Например, они побуждают отцов семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех  случаях, когда отец детей живет  отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей  вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее  есть дети. Критики программ социального  страхования утверждают, что такого рода политика лишь обостряет проблемы, которые она призвана решать.

 

3.3 Индексация доходов населения

 

Индексация доходов населения – изменение реальных доходов населения путем повышения денежных доходов на основе официального индекса потребительских цен на товары и услуги. В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации; г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.

В государственном секторе  индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы  бюджетных работников, а также  работников государственного сектора  экономики, пенсий, пособий, стипендий. В частном секторе - путем повышения  заработной платы на основе тарифных соглашений между работодателями и  профсоюзами и коллективных договоров.

Индексация доходов населения  осуществляется автоматически, когда

привязка денежных доходов  населения к индексу потребительских  цен такова,

что по достижению порога индекса  цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично.

Индексация доходов населения  является одним из важных методов  государственного регулирования социально-экономических  процессов, средством защиты населения  от инфляции.

 

3.4 Отрицательный подоходный налог

 

Система отрицательного подоходного  налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок  о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества – низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог  напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее  уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что  поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей  к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый  кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев  населения.

Отрицательный подоходный налог  –  налоговая система, основанная на

поступлении платежей от домашних хозяйств с высокими доходами и трансфертных выплатах малоимущим семьям.

 

3.5 Трансфертные платежи в натуральной форме

 

Еще один способ оказания помощи малоимущим – прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и одеждой . Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ.

Сторонники трансфертов  в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение  бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что  оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине  трансферты в натуральной форме  более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной  форме неэффективны и неэтичны. Правительство  не знает, в каких товарах и  услугах более всего нуждаются  бедняки. Многие малообеспеченные граждане – обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. И как следствие, все бедное население не может в полной мере реализовать себя в экономической сфере жизни общества.

Бедные – это та группа, на которую не действуют никакие  сигналы – ни маркетинговые, ни политические. При этом известно, что это те слои, в которых поднимаются восстания. Государства всего мира борются  с бедностью не из гуманизма, а из страха. Как довести деньги до тех, кому они предназначены, — чтобы их не разворовали и чтобы они оказались эффективными? Кому нужна помощь, а кому — стимул? Все это можно понять, только изучив ситуацию на месте. Ведь на уровне местных сообществ существует достаточно четкое представление о том, что такое достойная и недостойная бедность. С точки зрения большинства небедных людей достойны помощи те люди, которые не несут ответственности за свою бедность: инвалиды и семьи инвалидов, пожилые, одинокие, многодетные. Недостойными помощи считаются те, кто нарушает правила поведения в сообществе: чрезмерно употребляет алкоголь, рожает детей вне брака, покупает дорогой мобильный телефон, но не платит за квартиру. 

Бедность – это комплексная  характеристика. И хотя о ней принято  говорить в материально-имущественных  терминах, возможность относящихся  к этой категории  лиц или домохозяйств самостоятельно двигаться и развиваться  в экономическом пространстве отнюдь не исчерпывается материальными  активами.  Это вопрос их образования, вопрос их конкурентоспособности на рынке труда, их квалификации и т.д. Поэтому, признав необходимость  системного подхода к борьбе с  бедностью, нужно отказаться от принципа измерения доходов и только доходов, заработной платы и только заработной платы. Любой экономический субъект, будь то индивидуум или домохозяйство, располагает более широкой гаммой ресурсов, и задача экономической политики – как государственной, так и негосударственной– активизировать эти ресурсы. Если мы это сделаем, зона бедности, которая действительно нуждается в помощи государства, будет локализована.

Несмотря на снижение численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за последнее десятилетие, уровень бедности в стране оставляет желать лучшего. В связи с тем, что основной прирост дохода происходит у наиболее обеспеченных людей, возникает ярко окрашенная раздробленность общества на богатых и бедных.

Анализ изменений в  численности бедного населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Все большее число граждан общественно-политических сил выступают за смену курса социально-экономических преобразований в стране.

Доходы и покупательная  способность населения имеют  не только социальное значение - как  слагаемые уровня жизни, но и как  факторы, определяющие продолжительность  самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная  способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных  товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления  экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через  увеличение части доходов населения  в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки  отечественного производителя стратегически  важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики.

Так же одним из эффективных  направлений сокращения бедности – это инвестиции в образование, поскольку система образования имеет мультипликативный эффект. С одной стороны, это повышает конкурентоспособность на рынке труда, и следовательно, по идее, ведет к исчезновению такого феномена, как «работающие бедные». С другой стороны, это развивает сам рынок труда. В конечном итоге человеческий капитал всегда является фактором экономического роста. Правда инвестиции в него не дают сиюминутного эффекта, но здесь нужно определить, что важнее: предпринимать сегодня меры, которые позволят уже завтра подтянуть показатели доходов населения, или наметить генеральное направление и начать по нему двигаться. Как считают эксперты, пока мы находимся только на пути к пониманию этой проблемы, и готовых ответов на эти вопросы нет.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным

голосованием 12.12.1993г.).

2. Седов В. И. Богатство  и бедность. – М.: Мысль, 1983г. –  254с. 

3. Попова М. Б. Социальная дифференциация и бедность населения. – Петрозаводск: Ун-та, 1998. – 131с.

4. Гусев В.А. Средство от бедности. – М.: Астрель, 2007. – 125с.

5. Капустин Е.И. Уровень, качество и образ жизни населения России. – М.: Наука, 2006. – 324с.

6. Николаев Л.Е., Бедность в России: экономический анализ // Общество и экономика. – 2010. – №7 – 8. – С. 262 – 305.

7. Белова Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика // Экономист. – 2008. – №4. – С. 62 – 66.

8. Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни. – 2001. – №6. – С. 3.

9. Роик В. Бедность: причины, следствия, пути преодоления // Человек и труд. – 2010. – №1. – С. 19.

10. Белоусова С. Анализ уровня бедности // Экономист. – 2010. – №10. – С. 65.

11. Богомолова Т.Ю. Бедность в современной России: измерение и анализ// Экономическая наука современной России. – 2005. – №1. – С. 93 – 105.

12. Все миллиардеры мира // Forbes. – 2013. – № 3. – С.93 – 94.

13. Лебедева Л.Ф. Проблемы измерения и динамика уровня бедности. // Менеджмент. – 2007. – №3 – С. 78 – 95.

14. Кривошей В. Неравенство населения по доходам: количественные оценки // Проблема теории и практики управления. – 2009. – №9. – С. 22-27.

15. Попов Н.П. Структура российской бедности // Вестник Российской Академии наук. – 2008. – №8. – С. 688-692.

16. Александрова Э.И. Бедность в России: тормоз или стимул роста? // Бюллетень Александровой. – 2002. – С. 1-4.

17. Федеральный закон о прожиточном минимуме в Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL:

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138624

18. Предложения к стратегии содействия сокращения бедности в России: анализ и рекомендации [Электронный ресурс]: URL: http://www.ilo.org/public/russian/region/eurpro/moscow/info/publ/rep_ru_edit.pdf

19. Российский статистический ежегодник - 2012 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема бедности населения России