Проблема бедности населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть бедность как экономическую категорию.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
– выявить сущность бедности;
– проанализировать методы измерения бедности;
– выявить взаимосвязь бедности с динамикой экономики;
– осуществить анализ динамики бедности населения;
– проанализировать эффективность государственных программ по борьбе с бедностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1
БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………….6
Понятие и причины возникновения бедности………………………………..6
Подходы к определению и измерению бедности…………………………….7
Индикаторы благосостояния………………………………………………….9
Черта бедности…………………………………………………………………11
Статистические показатели бедности………………………………………..13
Экономический аспект………………………………………………………...16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………….20
2.1 Динамика реальных доходов населения……………………………………20
2.2 Анализ структуры денежных доходов населения………………………….20
2.3 Дифференциация населения по доходам……………………………………22
2.4 Межрегиональная дифференциация населения…………………………….23
2.5 Анализ уровня численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума…………………………………………….26
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ……………27
3.1 Законодательство о минимальной заработной плате………………………28
3.2 Программы социального страхования……………………………………….29
3.3 Индексация доходов населения………………………………………………30
3.4 Отрицательный подоходный налог…………………………………………..31
3.5 Трансфертные платежи в натуральной форме………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….36

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 80.42 Кб (Скачать)

Источник: Официальные данные Росстата.

Разница в доходах между  самыми богатыми и самыми бедными  россиянами постоянно увеличивается. В 2000 году доходы самой бедной группы были почти в 14 раз меньше доходов самых обеспеченных граждан. В 2012 году эта разница составила больше 16 раз, в то время как в 1990 году – 4,4раза. Таким образом, несмотря на тенденцию роста реального уровня денежных доходов, неравенство населения по доходам продолжает увеличиваться.

 

2.4 Межрегиональная дифференциация  населения

 

Серьёзную проблему представляет собой значительная межрегиональная  дифференциация населения по уровню доходов. При этом фактор экономического развития региона (благополучный или  депрессивный регион) усугубляется факторами  территориального расположения (центральные  или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная  дифференциация является следствием целого комплекса причин:

– различия в стоимости  жизни и объемах потребления  тех или иных

товаров и услуг в различных  местностях;

– социально-экономическое развитие региона;

– состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;

– развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;

– отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

Кроме того, значимое влияние  оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.

Самая низкая дифференциация наблюдается в депрессивных и кризисных регионах (см. табл. 2.4). Это связано с тем, что здесь в относительном выражении бедных гораздо больше, а богатых - гораздо меньше, чем в благополучных регионах. В этих регионах практически все население - одинаково бедное. Самая высокая дифференциация населения по доходам наблюдается в наиболее благополучных регионах - в Москве и Тюмени. С другой стороны, как раз в благополучных регионах самая низкая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Это объясняется концентрацией в этих центрах наиболее обеспеченных слоев населения и нефтегазовой элиты.

В благополучных регионах бедность, хотя и представлена относительно малочисленной группой населения, но носит ярко выраженный характер на фоне образа жизни высокодоходной группы населения. Однако, сами представители  малообеспеченных слоев, проживающие  в благополучных регионах, четко  осознают, что их положение еще  не самое худшее. Ведь лучше быть бедным в окружении богатых в  Москве или другом крупном городе или районном центре, чем бедным среди таких же бедных в неблагополучном  регионе. Получается, что сама по себе высокая дифференциация населения в «богатых» регионах не является определяющей причиной роста социальной напряженности.

Таблица 2.4 – Распределение  доходов населения по 20%-ым группам (выборочно по регионам за 2011год)

                                                         (коэф. Фондов в % к предыдущему году)                                                                           

Группа населения по уровню доходов

1 группа (с наименьшими  доходами)

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа (с наибольшими  доходами)

Г. Москва

2,9

6,0

10,5

13,8

60,8

Самарская область

4,8

9,3

14,4

22,3

49,2

Ленинградская область

66,6

11,4

16,2

23,0

42,8

Тюменская область

4,4

8,9

14,0

22,1

50,6

Владимирская область

7,7

12,5

17,0

23,1

39,7

Республика Ингушетия

7,1

11,9

16,6

23,1

41,2

Тульская область

7,3

12,2

16,7

23,1

40,7

Г. Санкт - Петербург

4,9

9,5

14,6

22,4

48,6


Источник: Авторские расчеты.

Есть еще одна причина, в какой-то мере объясняющая тот, на первый взгляд парадоксальный факт, что, несмотря на очень высокую дифференциацию населения в отдельных регионах, социальное спокойствие в них  оказывается более высоким. Дело в том, что сравнение по 10-процентным (децильным) группам для бедных регионов оказывается не совсем корректным. В группу наиболее богатых в этих регионах при таком подходе попадают и те, кто в благополучном регионе  был бы весьма далек от нее. Вот  и получается, что бедные в регионах с высокой дифференциацией населения  значительно богаче бедных в регионах с низкой дифференциацией, а богатые  в последних, напротив, гораздо беднее по сравнению со своими соседями из богатых регионов. Если же взять  не 10-процентные, а, например, 2-процентные группы, то дифференциация населения  в бедных регионах окажется, скорее всего, более высокой по сравнению  с богатыми регионами.

2.5 Анализ уровня численности  населения с денежными доходами  ниже величины прожиточного минимума

 

Тенденция к уменьшению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума наблюдалась с 2000 года. И к 2011 году количество бедных сократилось больше чем в 2 раза (см. табл. 2.5).

Таблица 2.5 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

(млн. чел.)

Год

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Индекс численности бедных

42,3

25,4

21,6

18,8

19,0

18,4

17,7

18,0


Источник: Авторские расчеты  на основе официальных данных Росстата.

Однако в течение этого  десятилетия доля бедного населения  то уменьшалась, то вновь возрастала, и неизвестно как изменится этот показатель в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ

 

Конституция РФ, принятая в 1993 г., провозгласила Россию социальным государством. В соответствии с Основным законом в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов  и пожилых граждан, развивается  система социальных служб, устанавливаются  пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. На деле же заработные платы и пенсии подавляющей части  граждан остаются низкими.

Несмотря на значительное снижение численность населения  с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за последнее  десятилетие, уровень бедности в  стране оставляет желать лучшего.

Сегодня в России почти 18 млн. человек живут за чертой бедности. Эта цифра идентична населению  Белоруссии, Дании и Швейцарии  вместе взятых.

Из-за скудного финансирования жилищного строительства более  половины россиян не могут реализовать  свое конституционное право на жилище. В ущерб социальным программам сегодня  сотни миллиардов рублей выделяются на иные цели. Не лучше было бы огромные средства направить на борьбу с бедностью, на поддержку малоимущих россиян?

Можно ли считать достойную  жизнь российских пенсионеров, получающих мизерную пенсию? В 2012 г. прожиточный минимум пенсионера составляет чуть более 6 тыс. руб. И это при высокой квартплате, нередко превышающий половину ПМ, высоких тарифах на газ, электроэнергию, заоблачных ценах на лекарства. Если сравнить среднюю российскую пенсию со средней пенсией в Швейцарии, то окажется, что у нас она в 40 раз меньше: в стране, где нет ни нефти, ни газа, средняя пенсия достигает 9000франков, что соответствует 225 тыс. руб. в месяц. Хороший пример для нашего социального государства!

Эти и множества других фактов убедительно свидетельствуют  о том, что

уровень эффективности социальной политики, проводимый в России, оставляет желать лучшего. В богатой стране живут в основном бедные люди. По уровню доходов на душу населения, качеству жизни граждан Россия находится на конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности жизни нам отводится незавидное 134-е место, по уровню медицинского обслуживания - 127-е.

Причина такого положения  состоит в том, что наше социальное государство не справляется с  одной из главных своих функций - перераспределением доходов от продажи  нефти, газа, металлов, леса, алмазов, золота и других природных богатств в  интересах всего народа.

Итак, главный конституционный  принцип социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь всем гражданам, - все еще  не осуществлен. Следовательно, социальная политика нуждается в модернизации, которая позволит резко сократить  бедность. Уменьшить большой разрыв в доходах между бедными и  богатыми, создать условия для  свободного и всестороннего развития человека, к какой бы социальной группе он ни относился. Необходимо изменить стратегию социальной политики, ее приоритеты и финансирование, чтобы  Россия по праву могла называться социальным государством.

 

3.1 Законодательство о минимальной заработной плате

 

Законодательство, устанавливающее  минимальную зарплату,- повод для  непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнего  предела заработной платы как  способ помощи работающим бедным, не требующий  непосредственного вмешательства  правительства. Критики считают, что  закон о минимальном размере  оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых  он вроде бы призван гарантировать.

Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как

только мы используем в  нашем анализе инструменты спроса и предложения.

Его введение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квалификации и опыта  выше равновесного уровня спроса и  предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется компаниям, уменьшается, вследствие чего возрастает уровень  безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает  рассматриваемый нами закон. Те, кто  имеет работу, выигрывают, получая  более высокую заработную плату, а те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.

Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью  спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный  труд относительно неэластичен, поэтому  высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает  занятость. Критики установления нижнего  предела зарплаты утверждают, что  спрос на труд эластичен, особенно в  долгосрочном периоде, когда фирмы  имеют возможность изменить число  работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, - подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда  как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна.

 

3.2 Программы социального страхования

 

Один из способов повышения  уровня жизни беднейших граждан - прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального  страхования. Социальное страхование - широкий термин, который включает различные правительственные программы; в частности, в США существует программа помощи семьям с детьми (AFDC). Типичная семья, получающая помощь по программе AFDC, - семья без отца, с неработающей матерью. Другая программа  социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или  нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Отметим, что участники этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными в сравнении с другими бедняками «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

Информация о работе Проблема бедности населения России