Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть бедность как экономическую категорию.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
– выявить сущность бедности;
– проанализировать методы измерения бедности;
– выявить взаимосвязь бедности с динамикой экономики;
– осуществить анализ динамики бедности населения;
– проанализировать эффективность государственных программ по борьбе с бедностью.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……..3
ГЛАВА 1
БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…………………………….6
Понятие и причины возникновения бедности………………………………..6
Подходы к определению и измерению бедности…………………………….7
Индикаторы благосостояния………………………………………………….9
Черта бедности…………………………………………………………………11
Статистические показатели бедности………………………………………..13
Экономический аспект………………………………………………………...16
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ…………………………….20
2.1 Динамика реальных доходов населения……………………………………20
2.2 Анализ структуры денежных доходов населения………………………….20
2.3 Дифференциация населения по доходам……………………………………22
2.4 Межрегиональная дифференциация населения…………………………….23
2.5 Анализ уровня численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума…………………………………………….26
ГЛАВА 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ……………27
3.1 Законодательство о минимальной заработной плате………………………28
3.2 Программы социального страхования……………………………………….29
3.3 Индексация доходов населения………………………………………………30
3.4 Отрицательный подоходный налог…………………………………………..31
3.5 Трансфертные платежи в натуральной форме………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….36
Источник: Официальные данные Росстата.
Разница в доходах между самыми богатыми и самыми бедными россиянами постоянно увеличивается. В 2000 году доходы самой бедной группы были почти в 14 раз меньше доходов самых обеспеченных граждан. В 2012 году эта разница составила больше 16 раз, в то время как в 1990 году – 4,4раза. Таким образом, несмотря на тенденцию роста реального уровня денежных доходов, неравенство населения по доходам продолжает увеличиваться.
2.4 Межрегиональная
Серьёзную проблему представляет собой значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. При этом фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность). Высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:
– различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных
товаров и услуг в различных местностях;
– социально-экономическое развитие региона;
– состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;
– развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;
– отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.
Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых.
Самая низкая дифференциация наблюдается в депрессивных и кризисных регионах (см. табл. 2.4). Это связано с тем, что здесь в относительном выражении бедных гораздо больше, а богатых - гораздо меньше, чем в благополучных регионах. В этих регионах практически все население - одинаково бедное. Самая высокая дифференциация населения по доходам наблюдается в наиболее благополучных регионах - в Москве и Тюмени. С другой стороны, как раз в благополучных регионах самая низкая доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Это объясняется концентрацией в этих центрах наиболее обеспеченных слоев населения и нефтегазовой элиты.
В благополучных регионах
бедность, хотя и представлена относительно
малочисленной группой
Таблица 2.4 – Распределение доходов населения по 20%-ым группам (выборочно по регионам за 2011год)
Группа населения по уровню доходов |
1 группа (с наименьшими доходами) |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
5 группа (с наибольшими доходами) |
Г. Москва |
2,9 |
6,0 |
10,5 |
13,8 |
60,8 |
Самарская область |
4,8 |
9,3 |
14,4 |
22,3 |
49,2 |
Ленинградская область |
66,6 |
11,4 |
16,2 |
23,0 |
42,8 |
Тюменская область |
4,4 |
8,9 |
14,0 |
22,1 |
50,6 |
Владимирская область |
7,7 |
12,5 |
17,0 |
23,1 |
39,7 |
Республика Ингушетия |
7,1 |
11,9 |
16,6 |
23,1 |
41,2 |
Тульская область |
7,3 |
12,2 |
16,7 |
23,1 |
40,7 |
Г. Санкт - Петербург |
4,9 |
9,5 |
14,6 |
22,4 |
48,6 |
Источник: Авторские расчеты.
Есть еще одна причина,
в какой-то мере объясняющая тот,
на первый взгляд парадоксальный факт,
что, несмотря на очень высокую дифференциацию
населения в отдельных
2.5 Анализ уровня численности
населения с денежными
Тенденция к уменьшению численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума наблюдалась с 2000 года. И к 2011 году количество бедных сократилось больше чем в 2 раза (см. табл. 2.5).
Таблица 2.5 – Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума
(млн. чел.)
Год |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Индекс численности бедных |
42,3 |
25,4 |
21,6 |
18,8 |
19,0 |
18,4 |
17,7 |
18,0 |
Источник: Авторские расчеты на основе официальных данных Росстата.
Однако в течение этого десятилетия доля бедного населения то уменьшалась, то вновь возрастала, и неизвестно как изменится этот показатель в будущем.
ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ
Конституция РФ, принятая в
1993 г., провозгласила Россию социальным
государством. В соответствии с Основным
законом в нашей стране охраняются
труд и здоровье людей, устанавливается
минимальный размер оплаты труда, обеспечивается
государственная поддержка
Несмотря на значительное снижение численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за последнее десятилетие, уровень бедности в стране оставляет желать лучшего.
Сегодня в России почти 18 млн. человек живут за чертой бедности. Эта цифра идентична населению Белоруссии, Дании и Швейцарии вместе взятых.
Из-за скудного финансирования жилищного строительства более половины россиян не могут реализовать свое конституционное право на жилище. В ущерб социальным программам сегодня сотни миллиардов рублей выделяются на иные цели. Не лучше было бы огромные средства направить на борьбу с бедностью, на поддержку малоимущих россиян?
Можно ли считать достойную жизнь российских пенсионеров, получающих мизерную пенсию? В 2012 г. прожиточный минимум пенсионера составляет чуть более 6 тыс. руб. И это при высокой квартплате, нередко превышающий половину ПМ, высоких тарифах на газ, электроэнергию, заоблачных ценах на лекарства. Если сравнить среднюю российскую пенсию со средней пенсией в Швейцарии, то окажется, что у нас она в 40 раз меньше: в стране, где нет ни нефти, ни газа, средняя пенсия достигает 9000франков, что соответствует 225 тыс. руб. в месяц. Хороший пример для нашего социального государства!
Эти и множества других фактов убедительно свидетельствуют о том, что
уровень эффективности социальной политики, проводимый в России, оставляет желать лучшего. В богатой стране живут в основном бедные люди. По уровню доходов на душу населения, качеству жизни граждан Россия находится на конце первой сотни соответствующего рейтинга стран мира; по продолжительности жизни нам отводится незавидное 134-е место, по уровню медицинского обслуживания - 127-е.
Причина такого положения состоит в том, что наше социальное государство не справляется с одной из главных своих функций - перераспределением доходов от продажи нефти, газа, металлов, леса, алмазов, золота и других природных богатств в интересах всего народа.
Итак, главный конституционный
принцип социального
3.1 Законодательство о минимальной заработной плате
Законодательство, устанавливающее
минимальную зарплату,- повод для
непрекращающихся дискуссий. Его сторонники
рассматривают определение
Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как
только мы используем в
нашем анализе инструменты
Его введение означает увеличение
заработной платы работников с низким
уровнем квалификации и опыта
выше равновесного уровня спроса и
предложения. Следовательно, издержки
фирм повышаются, а количество труда,
которое требуется компаниям, уменьшается,
вследствие чего возрастает уровень
безработицы среди групп людей,
которых непосредственно
Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить число работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, - подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна.
3.2 Программы социального страхования
Один из способов повышения
уровня жизни беднейших граждан
- прямое пополнение их доходов государством,
для чего используется система социального
страхования. Социальное страхование
- широкий термин, который включает
различные правительственные