Приватизация в Украине и её последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа

Описание работы

Приватизация в Украине прошла не в интересах народа а в интересах отдельных чиновником и криминальных элементов, для которых бывшее государственное предприятие это средство получения быстрой прибыли а не долгосрочные инвестиции, реконструкция производственных мощностей и стабильно работающее предприятие, но такую долгосрочную перспективу развития готовы были осуществлять лишь немногие. И обо всем этом будет рассмотрено далее.

Содержание

Введение
1. Становление приватизации в Украине
2. Приватизация на современном этапе
3. Последствия приватизации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

all.docx

— 37.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Приватизация на современном этапе

Правительство Украины готовится  к большой приватизации. Очевидно, чиновники, разрабатывая проект госбюджета-2011, уже сегодня пытаются предусмотреть  варианты латания бюджетных дыр  в грядущем году.

«Берите все - государству не жалко»

Министерство экономики  Украины разработало законопроект "О внесении изменений в некоторые  законы Украины по вопросам приватизации", в котором предлагает снять мораторий  на приватизацию авиакосмических, зерносберегающих предприятий, виноделен и прочего госимущества. В частности, законопроектом предлагается снять ограничения на приватизацию предприятий Национального космического агентства Украины (НКАУ), предприятий авиационной промышленности и производителей железнодорожной техники, предприятий, вошедших в уставный капитал ГАК "Хлеб Украины", обеспечивающие хранение зерна, некоторых объектов портовой инфраструктуры, комплексов по производству вина, ликероводочных изделий, соляной промышленности и многого другого. Всего предлагается исключить из перечня объектов госзначения 706 объектов.

Такая небывалая государственная  щедрость в конце года со стороны  государства вызывает недоумение у  экспертов, и порождает массу  догадок. "Существует понятие "стратегические предприятия" и даже "стратегические отрасли". Это обычно авиакосмическая отрасль, судостроение, военно-промышленный комплекс. И когда речь идет о возможности приватизации авиакосмических предприятий, то недалеко до того, что можно будет говорить о приватизации военных предприятий".

Уже известно, что помимо уже разрешенных к приватизации объектов, Минэкономики намерено инициировать продажу таких государственных  предприятий как КБ "Антонов", "Харьковский электромеханический  завод", "Ровенькиантрацит" и "Свердловантрацит". Под приватизацию также хотят отдать Национальный выставочный центр Украины, производственное объединение "Киевприбор", специальное производство государственного предприятия "Завод" Арсенал ", гостиница" Спорт ", центральная учебно-тренировочная база по конькобежному спорту" Ледовый стадион " и государственное научно-производственное предприятие "Объединение" Коммунар ".

Столь активное стремление государства "стихнуть" свое богатство  в частные руки говорит о том, что правительству очень нужны деньги. "Поскольку на 2010 год Правительство планировало получить от приватизации около 10 млрд. гривен. Очевидно, что на сегодня по результат 3 кварталов, эта сумма является практически нереальной на конец года. Но покрывать доходы, которых нет как-то нужно, потому есть два пути – долги или кредиты МВФ, или действительно выставлять в быстром порядке самые дорогие объекты. Эти объекты и самые дорогие и наиболее привлекательные и ликвидные, и имеют стратегическое значение. Можно сделать вывод, что Правительство не мыслит категориями стратегии на 3-5 или 10 лет, оно мыслит только как "залатать" бюджетную дыру, которая есть в этом году".

Первой в частные руки Фонд госимущества Украины отдаст национальную авиацию. ФГИ уже заявил о продаже  государственного пакета акций в  размере 61,58% ЗАО "Международные авиалинии  Украины", основанную еще в 1992 году. Флот МАУ насчитывает 19 авиалайнеров Boeing различных модификаций, а базовым аэропортом перевозчика является государственный киевский международный аэропорт "Борисполь", который, кстати, также может быть приватизирован. "Правительство ищет любые источники наполнения бюджета, но когда речь идет об авиалиниях, которые имеют соответствующую долю на авиа рынке, конечно же, государству не стоит терять влияние на этом рынке, поскольку без крупного государственного игрока, невозможно влиять на тарифную политику в секторе и гарантировать соответствующий уровень безопасности".

 Примечательно, что  ФГИ включило МАУ в перечень  объектов, подлежащих приватизации  еще в 2010 году, хотя совершенно  очевидно, что до нового года  авиалинии приватизировать просто  физически невозможно – солгано  законодательству на подготовку  приватизации необходимо 75 календарных  дней. Впрочем, помимо ФГИ, акционерами  МАУ являются еще и такие  компании как UIA Beteiligungsgesellschaft GmbH (Австрия) – 22,52%, Европейский банк реконструкции и развития - 9,9% и "Capital Investment Project" (Киев) - 6%. А в таком случае украинское законодательство предусматривает, что ФГИ должен вначале предложить госпакет акций нынешним акционерам авиакомпании. Возможно, заявляя МАУ в список приватизации на текущий год, правительство рассчитывает, что заинтересованные совладельцы выкупят акции авиакомпании до конкурса, а значит еще в 2010 году. К слову, по итогам 2009 года компания сократила пассажироперевозки на 6% - до 1,563 млн чел. на фоне общего падения объемов рынка авиационных перевозок в Украине на 17%.

Фонд имущества Крыма  продал памятник архитектуры – дом  академика Ферсмана, расположенный  в селе Лозовое Симферопольского района. Разрушенный памятник архитектуры республиканского значения приобрел гражданин Российской Федерации. Торги состоялись месяц – полтора назад. Победителем стал гражданин РФ, заплативший за останки загородного поместья 250 тысяч гривен.

Продажа "Укртелекома" станет крупнейшей приватизационной сделкой в Украине с 2005 года, когда ArcelorMittal приобрел "Криворожсталь", и в 2011 году эта эстафета может быть подхвачена приватизацией энергетики, однако правительству необходимо повысить прозрачность этого процесса, по мнению инвесторов, которые выступили на конференции The Economist в Лондоне.

"Реальная цена "Укртелекома" – около $2 млрд, но его немного недооценили - $1,4 млрд", - мнение управляющего партнера инвестиционной компании "Драгон Капитал" Томаш Фиала (Tomas Fiala).

"Чемпион приватизационных  планов – "Укртелеком". Но процесс не является прозрачным", - таков был общий вердикт экс-министра Украины, директора "Морган Стэнли Украина" и генерального директора Института финансовой политики Игорь Митюков.

Как считает Т.Фиала, несмотря на заниженную цену приватизация "Укртелекома" является хорошим сигналом для инвесторов. Он спрогнозировал, что конкуренция за "Укртелеком" развернется между украинской и российской компаниями, которые он не назвал.

По мнению директора по вопросам международных отношений  и отношений с инвесторами  крупнейшего украинского холдинга СКМ Джока Мендоза-Вилсона (Jock Mendoza-Wilson), в сложившихся условиях Украине необходимо максимально прозрачно провести последний этап продажи "Укртелекома", чтобы привлечь инвесторов к приватизации энергетики в 2011 году.

Фонд государственного имущества  Украины (ФГИУ) вновь выставил на продажу  симферопольский телезавод «Фотон». Аукцион должен состояться в конце января в помещении ФГИУ в Киеве.

Как сообщает официальное  издание Фонда госимущества «Ведомости приватизации», на аукцион вставлен пакет 99,5 % акций ОАО «Фотон» начальной  стоимостью 66,5 миллионов гривен.

Согласно официальной  информации, «Фотон» продолжает выпускать  телевизионную технику, на производстве трудится 72 человека. В прошлом году завод изготовил телевизоров  на 4 миллиона гривен, из которых продано  на 2,8 миллионов. Убытки предприятия  за 2009 год составили 3,2 миллиона гривен, дебиторская и кредиторская задолженность составляет около 2 миллионов гривен.

Территория «Фотона» составляет 89,35 га, на которой расположено 4 производственных здания.

Согласно условиям продажи, покупатель должен сохранить вид  экономической деятельности предприятия, наладить выпуск новой и повысить качество имеющейся продукции.

Напомним, что в прошлом  декабре Фонд госимущества Украины  планировал провести аукцион по продаже  государственного пакета акций ОАО  «Фотон» за 66,85 миллионов гривен. В соответствующем приказе ФГИУ подчеркивается, что средства от приватизации государственного имущества должны пополнить бюджет Украины еще  в 2009 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последствия приватизации на Украине.

По данным Отчета Фонда  государственного имущества Украины  за годы приватизации из 1992 г. по 2007 г. разгосударствлено больше 113 тыс. объектов. За все эти годы от приватизации имущества поступило около 41 млрд. грн. (или около 8 млрд. дол. США), подавляющая часть перечислена в Госбюджет на решение социальных вопросов.

В Отчете не отображен основной вопрос: какие экономические и социальные последствия от приватизации мы имеем? Какой экономический эффект для населения Украины и государства в целом мы имеем от приватизации?

Нет данных о том, какие  суммы налогов платили государственные  предприятия до приватизации, и какие  налоги от этого предприятия поступают  после приватизации. Какое количество работников было до и после приватизации?

За какими же критериями оценивается «позитивность» приватизации?

В результате приватизации мы имеем

За годы приватизации значительно  сократились количество наемных  работников с 24,7 млн. чел. до 14,7 млн. После  приватизации производственного сектора  экономики высвобождены миллионы высококвалифицированных  кадров. В промышленности количество работающих сократились из 7,8 млн. до 3,8 млн. (в 2006 г). В сельском хозяйстве, соответственно, сокращение с 4,3 до 1,2 миллионов (больше чем втрое). На местах производственных предприятий, которые предоставляли рабочие места и наполняли бюджет, растут жилые дома, торгово-развлекательные комплексы и другие объекты «проедания». Социально-экономическая бесперспективность привела к значительному сокращению (вымиранию) населения и тотальному обнищанию.

Доля государственной  собственности за времена приватизации сократилась в пределах до 11-21%.

Доля государственной собственности в наиболее экономически развитых государствах составляет: в США — 32%, Японии – 35%, Британии – 40, Италии — 51%, Швеции – 62%, Китае – 66%). Вместе с этим и благополучие граждан сократилось в среднем не менее чем в 10 раз.

Работая 42 часа в неделю, украинцы имеют среднюю зарплату в размере 1735 грн. (225 евро). В то же время в Германии, где рабочая неделя короче на четыре часа, заработная плата почти в десять раз выше. Высокий уровень неизвестной ранее безработицы побуждает миллионы украинцев (порядка 7 млн.) искать работу за рубежом.

Например, благодаря государственной поддержке промышленности, такие государства, как Британия, США, Германия, Франция, Швеция, Финляндия, Япония, Тайвань, Сингапур, Китай, – являются стабильно прогрессирующими флагманами мирового развития.

В Украине же, бывшие государственные  монополии, которые предоставляли  прибыль всему народу Украины (Украина  входила в десятку наиболее развитых стран мира), превратились в частные  монополии. Теперь многомиллиардные прибыли имеет лишь небольшая кучка владельцыев этих монополий. Например, за 2007 г. 50 самых богатых украинцев вдвое увеличили свои капиталы. Все вместе эти 50 олигархов на сегодняшний день имеют $112 млрд. – это больше, чем два государственных бюджета, рассчитанных на остальных 46 млн. украинцев.

Феномен приватизации по-украински  заключается в следующем: высокорентабельные предприятия после приватизации их олигархами, сразу становятся «убыточными», однако их владельцы каждый год повышают свое многомиллиардное благосостояние в разы.

После приватизации производственные объекты (энергетики, промышленности, строительства, связи, транспорта, агропромышленного  комплекса) сразу выводятся в  оффшоры. И не платят налоги в Украине.

Налоги в бюджеты всех уровней в Украине платят лишь предприятия государственного сектора  экономики, а также малый и  средний бизнес, который не «сбежал» в оффшоры.

По данным Президента (заседание  СНБОУ в феврале в 2007 г.) за период с 2004 г. и 9 месяцев 2006 г. уровень оттока капиталов из Украины составлял 12,9 млрд. долл.

По данным Правительства, лишь в оффшорный Кипр и Барбадос в 2007 г. из Украины «убежало» около 8 миллиардов долларов. Только за один год Украина потеряла столько, сколько  получила за все годы приватизации.

Поэтому, видимо, и возникла необходимость в УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ № 200/2008 (в 15.02.2008 г.) и законопроекте  Кабинета министров относительно обеспечения (в течение 3-х месяцев) национальных интересов и национальной безопасности в сфере приватизации и концептуальные принципы их реализации:

а) не допускать к утверждению  Государственную программу приватизации: приватизацию предприятий, которые  имеют стратегическое значение для  экономики и безопасности государства, если это будет иметь следствием монополизацию соответствующего рынка  товаров;

б) не допускать к участию  в приватизации объектов государственной  собственности, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства, лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах и странах, которые занесены FATF в списке стран, которые не сотрудничают в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

 

Единичные случаи, когда  на предприятие пришел стратегический инвестор, вкладывающий свои средства в его развитие, не могут отменить общего вывода о негативном влиянии приватизации.

Отсюда вытекает острая необходимость  проведения реприватизации неудовлетворительно  работающих предприятий, а для этого  – принятие соответствующего закона о реприватизации. Основаниями для  осуществления данной процедуры должны стать:

1) нестабильная и убыточная  работа предприятия в послеприватизационный  период,

2) невыполнение собственником  взятых инвестиционных и социальных  обязательств по договору купли-продажи  акций, 

Информация о работе Приватизация в Украине и её последствия