Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:48, контрольная работа
Приватизация в Украине прошла не в интересах народа а в интересах отдельных чиновником и криминальных элементов, для которых бывшее государственное предприятие это средство получения быстрой прибыли а не долгосрочные инвестиции, реконструкция производственных мощностей и стабильно работающее предприятие, но такую долгосрочную перспективу развития готовы были осуществлять лишь немногие. И обо всем этом будет рассмотрено далее.
Введение
1. Становление приватизации в Украине
2. Приватизация на современном этапе
3. Последствия приватизации
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Более 80 стран мира приняли программы сокращения государственного сектора. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
С началом перестройки еще в конце 80-х развитие получило кооперативное движение и зачатки приватизации. Но активно сама приватизация государственного и коммунального имущества началась в независимой Украине в начале 90-х годов. Именно тогда, после распада СССР, государственные предприятия Украины, лишившись десятилетиями отлаженных связей с предприятиями союзных республик и стали не прибыльными, расхищались, останавливались. Преимущественно уже будучи банкротами предприятия в промышленности, сельском хозяйстве и других производственных сферах приватизировались. Большинство предприятий после приватизации либо сократило производство, либо вообще не возобновили свою деятельность по профилю, а стали арендными базами или, со временем, офисными центрами. Не случайно те немногочисленные руководители и поныне государственные предприятия гордятся тем, что в эпоху 90-х и до сих пор они сумели держать предприятие на плаву.
Что дало Украине и ее гражданам приватизация? Мало чего…так как редко какие приватизированные предприятия продолжили свою деятельность по профилю или отличились созданием новых рабочих мест. Охарактеризовать тогдашнюю приватизацию можно одним словом «разграбление» государственной собственности. В народе приватизацию можно соотнести с началом первичного накопления капитала. Следствием приватизации становилось сокращение штатов рабочих или постепенное его закрытие, из-за не справившего с конкуренцией на рынке нового руководства, или полное перепрофилирование предприятия. Много ли существует предприятий приватизированных в середине 90-х и действующих по профилю до сих пор? Один из примеров могучий «Продмаш» сегодня уже не известен как производитель машин для консервации продуктов, а живущий за счет своих территорий и арендной платы.
Стоит отметить, что процесс государственной приватизации не был лишен и криминальной составляющей: от целенаправленного банкротства и хищения государственной собственности до приватизации непосредственно криминальными группировками. Нередко процесс приватизации шел по такому пути: с начала частное предприятие, как правило, при сговоре с руководством государственного предприятия брало имущество предприятия в аренду и либо не платило арендную плату либо перепродавало имущество, а само ликвидировалось.
В 2000-х же годах можно отметить другую тенденцию - приватизировались прибыльные государственные предприятия в уже вырисовывающейся некой экономической стабильности, в отличие от 90-х, в целях разгосударствления и пополнения бюджетных средств. Одним из примеров может служить Криворожсталь, который ежегодно и стабильно давал 100 млн $ в государственный бюджет Украины. Тем самым, уже стали приватизироваться предприятия дающие стабильную прибыль в государственный бюджет Украины. Зачем это делается? С целью покрыть дефицит государственного бюджета, получив, таким образом, большую сумму средств сразу, а не постепенным и стабильным накоплением. Поэтому данная политика Украины в области приватизации не носит долгосрочный характер, а предполагает «жизнь сегодняшним днем»
Приватизация в Украине прошла не в интересах народа а в интересах отдельных чиновником и криминальных элементов, для которых бывшее государственное предприятие это средство получения быстрой прибыли а не долгосрочные инвестиции, реконструкция производственных мощностей и стабильно работающее предприятие, но такую долгосрочную перспективу развития готовы были осуществлять лишь немногие. И обо всем этом будет рассмотрено далее.
По мнению специалистов, процесс разгосударствления в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой.
Это прежде всего связано с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в Украине практически не имеет средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства в особенности усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений.
Другое принципиальное отличие,
по оценкам некоторых
Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами.
Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.
В процессах приватизации
основную роль играет Фонд государственного
имущества Украины и его
Вместе с Фондом госимущества
участие в приватизации принимают
Национальный банк, региональные отделения
приватизации имущества, Министерство
демонополизации и
Покупателями государственного имущества могут быть:
- граждане Украины, иностранные
граждане и лица без
- юридические лица , зарегистрированные на территории Украины;
- юридические лица других государств.
Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.
Виды приватизационных бумаг:
- приватизационные
- компенсационные сертификаты;
- жилые чеки;
- земельные боны.
Каждый гражданин Украины
может принимать участие в
приватизации государственных предприятий,
используя для этого
Разгосударствление и приватизация государственного имущества в Украине идет с 1992 года. С самого начала процесс разгосударствления и изменения форм собственности шел достаточно тяжело и медленно. Это обуславливалось целым рядом отрицательных факторов, характерных для периода перехода от административно-командной системы к рыночной экономике: политическими противоречиями и непоследовательностью в осуществлении рыночных преобразований, недостаточной методологической и методической подготовкой, чрезмерной политизацией подходов к осуществлению приватизации, стремлением отраслевых министерств и местных органов власти вывести за границы приватизации самые крупные объекты, которые представляли собою ведомственный, местный, а временами и личный интерес для отдельных руководителей, и т.д... Необходимо также отметить и состояние действующего законодательства, в которое часто вносились изменения и дополнения , то есть постоянно изменялись правила игры.
Тем не менее, несмотря на наличие
отрицательных факторов, которые
тормозили процесс
15 июня 1993 года был опубликован Указ Президента Украины "О корпоратизации", который ознаменовал собой окончание первого этапа приватизации и положил начало периоду создания корпораций, т.е. преобразованию государственных предприятий в открытые акционерные общества.
Сущность второго и третьего этапа приватизации в Украине - поиск "стратегического инвестора". Это связано в первую очередь с изменением методологии оценки государственных активов, которые подлежат приватизации.
Предпочтение отныне будет
отдаваться тому стратегическому партнеру,
который сумеет обеспечить инвестиции
в развитие предприятия, создание новых
рабочих мест, решать все вопросы,
связанные с экологической
Во-вторых, стоимость предприятия не будет жестко регламентирована, как это происходило до недавнего времени.
Третий этап приватизации характерен изменением приоритетов: если ранее при продаже предприятий чиновники старались получить максимальное количество денег для пополнения государственной казны, то теперь основной задачей стал поиск стратегического инвестора, который модернизирует предприятие, сделает его конкурентноспособным, а также предложит убедительную концепцию дальнейшего его развития.
С наступлением 1999 года процесс изменения форм собственности в Украине должен был вступить в решающую стадию своего развития, главной особенностью которой была продажа акций приватизированных предприятий только за деньги, поскольку к тому времени Верховная рада продлила срок обращения приватизационных имущественных сертификатов, что крайне замедляло темп взаиморасчетов и было экономически невыгодно.
Из анализа приватизационных
процессов в Украине в 2001 году
министерством экономики
Политика распределения бюджетных расходов не оказывает содействие ускорению экономического развития страны через недостаточное финансирование затрат на фундаментальные исследования и развитие инфраструктуры (3,1% расходов Государственного бюджета за 7 месяцев 2001 года ). Государственные централизованные капитальные вложения в ¦ полугодии 2001 года составили лишь 0,8% от доходов Государственного бюджета. Качество государственных услуг до сих пор остается неудовлетворительным.
Управления государственной собственностью остается низкоэффективным. Предприятия, основанные на государственной собственности, составляют примерно 13% от общего количества предприятий. Большинство из них убыточны вследствие низкого качества менеджмента и сохранение устаревших принципов управления.
По оперативным данным Фонда государственного имущества Украины за 9 месяцев 2001 г. приватизировано 4026 (в 2000г. - 3654) объектов, из них 28,3% (в 2000г. - 33,6%) объектов государственной формы собственности и 71,7% (в 2000г. - 66,4%) - коммунальной формы собственности. Количество приватизированных объектов за 9 месяцев 2001 сравнительно с соответствующим периодом 2000 г. выросшая на 10,2%.
По состоянию на 01.10.2001 г. от приватизации к общему фонду Государственного бюджета перечислен 1 млрд. 819,1 млн.грн