Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
Введение
1 Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
1.2 Формы и методы приватизации
2 Проведение приватизации в России
2.1 Необходимость приватизации собственности в России
2.2 Этапы приватизации в России
2.3 Итоги российской приватизации
Заключение
Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и методов, а так же этапов приватизации в России.
народному
контролю.
Основные
концепции приватизации.
В условиях
рыночной трансформации
чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация»,
«разгосударствление»,
«коммерциализация».
В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная
собственность
рассматриваются как два
Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в
экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая
частная собственность, основанная на собственном труде, считалась
антагонистичной
общественной.
Второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как
«трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая
собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную
трудовую, и коллективную,
и акционерную собственность.
Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать
«субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной
собственности
безотносительно к типу и способу
производства.
Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним
негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно
выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается
как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности
государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов,
индивидуальных
владельцев, как сокращение государственного
сектора.
Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования
экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она
представляет собой элемент государственного регулирования долговременного
характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов
государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в
том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как
субъекты предпринимательской
деятельности.
Массовый характер приватизация может принять только при использовании
разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи).
Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и
де приватизации - двух возможных методов государственного воздействия на
формирование экономической структуры общества, границ приватизации,
взаимоотношений
приватизированных и
Экономическое
содержание приватизации.
Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации
позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы
отношений по изменению формы собственности на средства производства с
государственной на частную под непосредственным воздействием
государственных
органов.
При продаже
предприятия происходит
собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно
назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего
государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции
остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не
выкупят другие
инвесторы.
Содержание
системы отношений
этом аспекте приватизация - не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация
способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к
акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной
реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи
приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему
демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не
только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации
настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации
методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов
при выходе из них
структурных подразделений.
Реализация
целей приватизации взаимно
существуют между принципами социальной справедливости и экономической
эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях
ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством
приватизации
является перераспределение доходов
и имущества.
Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое
одновременно
создает предпосылки для
Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки
при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к
«неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом
деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного
процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение
приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом
объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований
несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически
отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства
значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий.
Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют
неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и
необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых
коллективов, безработных
и т.п.).
Приватизация
является важнейшим
и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической
структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы
необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей.
Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав
собственности.
1.2 Формы и методы приватизации.
Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим: прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний, массовая ваучерная приватизация и реприватизация.
Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так, Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии, Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.
Бесплатность
или низкая цена ваучеров позволила
большей части населения
Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии, Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане, Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.
Приватизация
методом прямых продаж активов, ценных
бумаг, имущественных комплексов
Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода). Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.