Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
Введение
1 Теория приватизации
1.1 Сущность приватизации
1.2 Формы и методы приватизации
2 Проведение приватизации в России
2.1 Необходимость приватизации собственности в России
2.2 Этапы приватизации в России
2.3 Итоги российской приватизации
Заключение
Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и методов, а так же этапов приватизации в России.
Содержание.
Описание: Введение
1 Теория приватизации………………………………………………
1.1 Сущность приватизации………………………………………………
1.2 Формы и методы приватизации
2 Проведение приватизации в России
2.1 Необходимость приватизации собственности
в России
2.2 Этапы приватизации в России
2.3 Итоги российской приватизации
Заключение
ВВЕДЕНИЕ.
Приватизация в России – приватизация, которая осуществлялась в России с начала 1990-х годов. Приватизацию обычно связывают с именами Е.Т. Гайдара и А.Б. Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации значительная часть государственного имущества России перешла в частную собственность.
Переход к рыночной
экономике — сложный социально-экономический
и общественно-политический процесс. Проблема
преобразования отношений и структуры
собственности является одной из ключевых
в ходе реформ, проводимых в любой из стран
с переходной экономикой. Триада "стабилизация
- либерализация - приватизация" стала
классической для содержательного определения
направлений таких реформ, по крайней
мере, на первой их стадии. Естественно,
что стержнем реформы собственности в
переходной экономике является приватизационная
политика и практика. Вместе с тем этот
процесс начался в России отнюдь не сразу,
ему предшествовала целая серия подготовительных
мер идеологического и правового характера.
Точно так же с завершением приватизационных
программ реформа собственности в самом
широком смысле в переходной экономике
не завершается, но лишь получает мощный
старт, ибо только после "первичной"
приватизации начинается формирование
действительно эффективной системы прав
собственности. Цель реформы собственности
(приватизации) как фундаментального элемента
системных реформ в переходной экономике
заключается в обеспечении базовых условий
для нормального функционирования будущей
рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений собственности
в масштабах страны возможно формирование
новых мотиваций хозяйствующих субъектов
и предпосылок для рационального изменения
структуры производства как ключевых
условий повышения эффективности производства
и роста национального дохода.
Решение о начале массовой российской
приватизации в определенном смысле оказалось
вынужденным. Однако начало реформ в сфере
государственной собственности было недостаточно
подготовлено с точки зрения формирования
должных правовых и институциональных
условий. Недостатки законодательной
базы, неразвитость приватизационных
институтов и процедур, фактическое отсутствие
внешнего контроля создали возможности
для многочисленных нарушений законности
в ходе реализации конкретных приватизационных
мероприятий, а также стали причиной целого
ряда негативных социально-экономических
последствий.
Вопрос приватизации и в настоящее время
является актуальным, так как приватизация
в России в 90-е годы прошла не совсем так,
как задумывалось ее идеологами и организаторами.
Был совершен ряд грубейших ошибок, наша
страна не учла положительный опыт и результаты
приватизации в других развитых странах.
Поэтому мы должны изучить и проанализировать
допущенные ошибки, еще раз изучить опыт,
результаты, механизм приватизации в других
странах. И после этого, учитывая специфику
нашей страны, необходимо исправить допущенные
ошибки в приватизации.
В современном мире процесс приватизации
считается составной частью институциональных
изменений, сопровождающих демократические
реформы. Успехи Российской Федерации
на пути построения демократического,
правового, экономически развитого государства
– равноправного партнера ведущих держав
мира оцениваются на международной арене
по целому комплексу индикаторов, среди
которых важное место занимают показатели,
связанные со становлением основ рыночной
экономики, возникновением частной собственности
и эффективных собственников. Все вышеизложенное
и обуславливает актуальность темы данной
работы.
Цель работы заключается в исследовании сущности, форм и методов, а так же этапов приватизации в России.
В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:
-изучить понятие приватизация;
-привезти анализ форм и методов приватизации в России;
-рассмотреть этапы приватизации в России;
-выявить необходимость и предпосылки приватизации в России.
В настоящий момент тема курсовой работы
весьма актуальна, так как в нашем
обществе сейчас всё чаще можно услышать
высказывания по поводу не законности
проведенной приватизации, её экономической
и политической не целесообразности.
А некоторые известные
Глава 1. Теория приватизации.
1. Сущность приватизации.
Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к
рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений,
возникающих в связи с изменением формы собственности на средства
производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение
методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть
экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению
формы собственности на средства производства с государственной на частную
(в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным
воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение
приватизации
формулируется как переход
сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления
заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением
собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат
государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет
единого определения приватизации. В западных странах можно встретить
множество определений,
такие как:
. переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного
сектора)
или смена государственной
. полная продажа
государственных предприятий частным
лицам;
. продажа части
активов;
. передача функций государственной собственности частному сектору народного
хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов
осуществлялось
через рынок.
Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели
приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на
определенные
доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к
следующему: так
как при государственной
совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в
реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким
образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии
затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов.
Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными
чеками - ваучерами.
Платная приватизация. В этом случае государственная собственность
подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа
на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие
акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники
указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме
того, она приводит
к увеличению доходной части бюджета.[7]
Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её
проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или
быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в
государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за
2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным
причинам:
1. сбережения,
необходимые для
объектов промышленности,
накапливаются медленно;
2. требуется
время, чтобы рынок стал
рыночную стоимость
предприятий;
3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо
реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы
выставить на продажу;
Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые
сроки создать
новый класс частных
реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого
фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из
моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к
ожидаемому эффекту.
Приватизация
с одной стороны, должна
стать элементом
реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом
государственного
регулирования долговременного
характера.[9]
Основные
цели приватизации в
1. Экономическая
(повышение эффективности
2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет
продажи предприятий
в частные руки).
3. Социальная
(обеспечение социального мира)
4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что
реализация целей
приватизации взаимопротиворечива.
Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая
принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной
справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация,
необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного
потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные
критерии обусловили следующие основные способы приватизации -
акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа
предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на
аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться
наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и
суметь заинтересовать
их в достижениях наилучших конечных результатов.[8]
Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех
реформ - не навреди!
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с
экономикой переходного
периода можно сформулировать ряд принципов:
. приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная
собственность
необходима как дополнение к
рыночному механизму;
. приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение
неоправданных
монополий;
. изменения
структуры собственности
. обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции,
совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и
социального
обеспечения, формирование и
. приватизация
должна проводится с учетом
национальной безопасности;
. каждый шаг
приватизации должен быть