Приватизация в Казахстане: цели, методы, этапы и результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.

Содержание

Глава 1. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы
1.2. Приватизация: цели, методы и принципы
1.3. Модели и сроки приватизации
1.3.1. Бесплатная приватизация
1.3.2. Платная приватизация
Глава 2. Приватизация в Казахстане
2.1 Этапы приватизации
2.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
2.3 Результаты разгосударствления и приватизации
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ГРЭ КР Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 49.91 Кб (Скачать)

- развитие и укрепление  системы инвестиционных структур  как субъектов рынка ценных  бумаг.

Не подлежали приватизации объекты исключительной собственности  Республики Казахстан – земля, её недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, исторические и культурные ценности страны.

В  первые два этапа приватизация осуществлялась: в течение первого этапа осуществлялась приватизация жилья с использованием жилищных купонов, полученных населением безвозмездно, и в течение второго этапа население безвозмездно получило приватизационные купоны, которые можно было использовать только через инвестиционные приватизационные фонды, которых насчитывалось около 120.

К недостаткам данного  метода приватизации следует отнести  то, что владелец приватизационного  инвестиционного купона не имел права  самостоятельно распоряжаться им, а  только мог вложить его в инвестиционные фонды, что являлось существенным препятствием к непосредственному участию  человека в приватизации конкретного  предприятия.

Процесс приватизации предполагал  возможность выкупа предприятия  работниками, создание акционерного общества открытого и закрытого типа, акционерных  обществ-хозяйств, в которых 51 % акций  принадлежал государству.

Однако участие государства  в акционерных обществах по типу холдинга не принесло желаемых результатов, не оживило слабые, обанкротившиеся  предприятия, координационная, управленческая деятельность государства ограничилась только назначением руководителей  предприятия, распределением произведённой  продукции и использованием прибыли  на нужды холдинга, что привело  к потере оборотных средств и  дальнейшему  банкротству предприятий.

Однако, как показала практика Казахстана, применение холдинговых  акционерных обществ не решает всех проблем приватизации.

Политика разгосударствления и приватизации собственности в  переходной экономике преследует не только разрушение монопольного положения  государственной собственности  и придание экономике рыночного характера, но и стабилизацию экономического развития, и достижение экономического роста;

- привлечение иностранных  инвестиций в национальную экономику;

- сокращение государственного  долга за счёт прекращения  субсидирования государственных  и увеличение доходов частных  предприятий и населения, в  итоге, прежде всего на повышение  уровня жизни населения;

- создание конкурентной  рыночной среды.

Как показывает зарубежный опыт, рынок начинает утрачивать свои лучшие качества, обуславливающие эффективность  экономики, при наличии 30-40%  государственной собственности.  Поэтому формирование рыночной экономики в республике Казахстан предусматривает развитие многоукладной экономики, упорядочение и регулирование процессов преобразования государственной собственности в иные формы собственности.

В Республике Казахстан применялись  следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной  собственности:

а) сдача имущества государственного предприятия в аренду;

б) выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

в) передача объектов государственной  собственности в концессию;

г) преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;

д) выкуп имущества государственного предприятия членами трудового  коллектива;

е) продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной  собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе.

С другой стороны, близкой  к принятой в Республике Казахстан  моделью, является российская, которая  также предусматривала бесплатную выдачу приватизационных    чеков – ваучеров.

Однако, владелец казахстанского инвесткупона не имел права непосредственно  распоряжаться им. Кроме того, инвесткупоны, в отличие от ваучера, не имели  номинальной цены. Последнее обстоятельство оказало сдерживающее влияние на формирование рынка ценных бумаг  в Республике Казахстан. Существенными  также были дополнительные ограничения  в деятельности инвестфондов,  В отличие от российских чековых инвестфондов каждый инвестфонд не имел права:

- аккумулировать более  5% инвесткупонов населения Республики  Казахстан;

- на одном аукционе  приобретать более 10% акций предприятия;

- вкладывать более 5 % собранных  инвесткупонов в один приватизируемый  объект.

Разгосударствление и  приватизация собственности в Казахстане резко изменили структуру собственности. Сформировался класс частных  собственников.[9

 

2.3 Результаты  разгосударствления и приватизации.

 

Процесс разгосударствления и приватизации государственной  собственности, завершившийся в 1998 году, позволил сформировать в Республике Казахстан многоуровневую, многоукладную  экономику – основу смешанной  социально ориентированной рыночной экономики.

На первом этапе разгосударствления и приватизации – 1991 – 1992 гг. в Республике Казахстан осуществлялась малая  приватизация, было преобразовано 6198 предприятий. В основном это предприятия торговли- 29,6 % и сферы сбыта – 35,8 .

На втором этапе – 1993 – 1995 гг. происходила малая приватизация и приватизация средних и крупных  предприятий. Приватизировано 11625 малых  предприятий и 3500 средних и крупных  предприятий.

К концу третьего, завершающего этапа приватизации – 1996 – 1998 гг. в  Республике Казахстан уже насчитывалось 88817 частных предприятий, в том  числе малых – 81709, средних – 5344 и крупных 1814 предприятий.

Доля государственной  собственности в общем количестве 111885 предприятий по состоянию на начало 2000 года во всех сферах составила  – 18,7 %, а доля частного сектора составила  – 79,3 %.

В сельском хозяйстве создано 9107 частных предприятий, в том  числе: малых 647, средних 1685 и 951 крупных  предприятий.  Из общего числа 9469 предприятий сельского хозяйства государственная собственность составила – 3,7 %, частная собственность составила 96,2 %. Создано 58422 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Только за три года с 1997 – 1999 годы численность в малых  предприятиях возросла в три раза и составила  на  начало  2000 года   318378 человек. Валовой внутренний продукт ВВП на душу населения за 1998 – 2001 год увеличился почти в два раза: с 64 тысяч до 116 тысяч тенге.

По данным Агентства по статистике, в 1995 году численность безработных  возросла по сравнению с 1994 годом  почти на 70 тысяч человек и составила 808,8 тысяч человек.  В 1996 году по сравнению с 1995 годом численность безработных возросла ещё на 61,8 тысяч человек, из которых было трудоустроено только 5 тысяч.

Всё это обусловлено тем, что одни новые собственники предприятий  в условиях экономического спада  производства столкнулись с недостатком  финансовых средств для оживления  предприятий, другие – столкнулись  с собственной несостоятельностью, неумением приспособиться к рыночным отношениям в результате предприятия  становятся на грань банкротства, а  работники вынуждены увольняться.

Ещё одна причина пополнения численности безработных.  На предприятиях, переданных под иностранное управление, не везде соблюдалось одно из важнейших условий заключённых контрактов – это сохранение рабочих мест.  В частности, в 2000 году в объединении «Актюбмунайгаз» китайскими инвесторами было сокращено около 2000 рабочих. И только с помощью вмешательства Правительства Республики Казахстан уволенные были восстановлены на свою работу.

Негативные последствия  разгосударствления и приватизации учёные – аналитики Республики Казахстан  связывают с затянувшимся процессом  адаптации предприятий в руках  новых владельцев к рыночным условиям.

При этом выделяются три  этапа.

Первый этап охватывает 199 – 1992 гг., который характеризуется  резким спадом производства, нарастанием  гиперинфляции, её темы к 1993 году составили 3060%, попытками отдельных промышленных предприятий и регионов самостоятельными усилиями выйти из экономического кризиса.

Данный этап в последствии  назван либеральной стратегии, этапом «экономического романизма», этапом «шоковой терапии» по примеру России, где переход к рынку осуществлялся  по программе «500 дней» Шаталина С.С. и Явлинского Г.А. и первой программы  перехода к рынку Казахской ССР,  принятой Верховным Советом Казахской ССР 6 – декабря 1990 года, согласно которой Казахстан должен перейти к рынку всего за 720 дней 1991-1992 гг. Оценивая прошлое, сегодня учёные свидетельствуют, что это была крупномасштабная и радикальная операция, которая была проведена без какой-либо концептуальной и практической подготовки.

На втором этапе (1993-1995 гг.) в процессе приватизации мелких и  средних предприятий стало ощущаться  государственное вмешательство  в процесс перелива финансовых ресурсов для поддержания реформирования промышленности, развития предпринимательства.

В ходе третьего этапа (1996-1998 гг.) были определены основные принципы и механизм вывода предприятий и  экономики в целом из кризиса, её стабилизации и подъёма. А в результате завершения приватизации крупных и крупнейших предприятий их структурной перестройки повысилась их приспособляемость к рыночным отношениям, повысилась эффективность производства, была достигнута макроэкономическая стабилизация.  Уровень инфляции снижен до 28,9 5, объём производства промышленной продукции в 1997 году по сравнению с 1996 годом возрос на 4% и составил 104,0 %. Таким образом, в Республике Казахстан сложились благоприятные условия для экономического роста, самого высокого по уровню во всех странах СНГ.

Для продолжения поступательного  движения экономики и реализации последующих реформ правительству  поручено разработать десятилетний стратегический План социально-экономического развития до 200 года и Программу индустриально-инновационного Развития Казахстана на 2003-2015 годы.[9]

Правовые аспекты.

Казахстан имеет целую  систему правовых актов, регулирующих процесс приватизации. Она включает в себя Закон “О приватизации”  от 23 декабря 1995 года, новую “Программу приватизации и реструктуризации государственной  собственности в Республике Казахстан  на 1996-1998 годы”, принятой 27 февраля 1996 года, а также большое число  нормативных актов по приватизации, принятых Кабинетом Министров, Государственным  Комитетом по управлению государственным  имуществом и Государственным Комитетом  по приватизации.

Одним из основных вопросов, интересующих иностранных инвесторов в процессе приватизации в Казахстане является вопрос об обеспечении их прав. В соответствии с Казахстанским  законодательством иностранные  инвесторы имеют такие же права, как и казахстанские инвесторы, включая право защищать свои интересы в судах и с помощью любых  других правовых средств. Закон “Об  иностранных инвестициях” (принят от 30 декабря 1995 года) защищает иностранных  инвесторов против национализации (ст. 7); а также против изменений  законодательства и политической ситуации (ст. 6) и гарантирует возмещение убытков (ст. 9). Иностранные инвесторы имеют право защищать свои интересы с использованием международного арбитража в соответствии со статьей 26 Закона “Об иностранных инвестициях”.

В процессе приватизации Казахстан  использует помощь иностранных экспертов  и консультантов через проекты USAID и при помощи иностранных компаний, что делает процесс приватизации более предсказуемым и открытым для иностранных инвесторов. [7]. 

Завершение приватизации:  

 

 

  В своей работе наш президент  Н.А.Назарбаев пишет:

«Приватизация предприятий  в основном завершена. Теперь необходима ее окончательная «доводка», прежде всего в аграрном комплексе и  социальной сфере и четкая регламентация  процесса обращения акций. Государственные  же пакеты акций на предприятиях стратегического  характера будут разумно использоваться.»[6].

 

Список использованной литературы:

 

1. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. «Экономическая теория» учебник  – Москва: «Норма-Инфра-М», 1998 г.

2. Борисов Е.Ф. «Экономическая  теория. Курс лекций для студентов  высших учебных заведений» - Москва: Общество «Знание» России, 1997 г.

3. Каспин В.И., Острина  И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. –  М.: Финансы и статистика, 1992 г.

4. Под ред. Карибжановой  Ж.С. «Приватизация» Т.2, Т.3 1993г.

5.  «Столица» 27июня 1995 г.

6. Казахстан - 2030 /«Казахстанская  правда» 11 октября 1997 г.

7. Законодательные и нормативно - методические документы по проблемам  рыночной экономики, Закон «О  приватизации»

8. Под редакцией Райзберга  Б.А. «Курс экономики» 1997 г.

9. Шеденов У.К. «Общая  экономическая теория» Актобе  – 2004 г. 

10.   Экономика. Учебник под редакцией Архиповой А.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.: Проспект, 1998.

 

 

 


Информация о работе Приватизация в Казахстане: цели, методы, этапы и результаты