Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 11:48, контрольная работа
Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.
Глава 1. Понятие разгосударствления и приватизации. Подходы к рассмотрению приватизации. Принципы, модели и сроки приватизации
1.1. Разгосударствление: понятие, сущность, способы
1.2. Приватизация: цели, методы и принципы
1.3. Модели и сроки приватизации
1.3.1. Бесплатная приватизация
1.3.2. Платная приватизация
Глава 2. Приватизация в Казахстане
2.1 Этапы приватизации
2.2 Пути и формы разгосударствления и приватизации государственной собственности.
2.3 Результаты разгосударствления и приватизации
Заключение
Список использованной литературы
Соглашение об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.
При проведении приватизации
нужна большая подготовительная
работа по разукрупнению
Принципы приватизации. Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.
Основным принципом
На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:
1. Приватизация не должна
являться догмой, государственная
собственность необходима как
дополнение к рыночному
2. Приватизации должны
предшествовать
3. Изменения структуры
собственности должны носить
постепенный характер, чтобы не
нарушить установившиеся
4. Обязательными условиями
приватизации должны быть
5. Приватизация должна
проводится с учетом
6. Каждый шаг приватизации
должен быть обоснованным, публичным
и доступным народному
1.3. Модели и сроки приватизации
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
1.3.1. Бесплатная приватизация
Основные доводы в её пользу
сводятся к следующему: так как
при государственной монополии
каждый гражданин являлся совладельцем
собственности, то его надо превратить
из формального в реального
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.
1.3.2. Платная приватизация
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
Сроки приватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые
для приобретения в частную
собственность объектов
2. Требуется время, чтобы
рынок стал хорошо
3. Монополизированную
Сторонники быстрой
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.[1]
Глава 2. Приватизация в Казахстане
2.1 Этапы приватизации
В соответствии с разработанной
программой в республике осуществляется
приватизация государственных предприятий
и организаций с
Приватизацию осуществляет
Государственный комитет
Реформа собственности в Казахстане прошла уже два этапа. Первый этап охватил период с 1991 по 1992 года и концентрировался, в основном, на продаже объектов торговли и сферы услуг, а также на передаче государственной собственности трудовым коллективам предприятий. В это время более 2500 крупных и около 4000 малых перешли в негосударственный сектор экономики.
При этом полностью частным
стало лишь каждое пятое предприятие,
прошедшее через
Второй этап реформы проходил
с 1993 по начало 1996 года. Все предприятия
республики в зависимости от численности
персонала и отраслевой принадлежности
были поделены на четыре группы, для
каждой из которых предусматривались
различные способы
Направления приватизации:
-продажа мелких предприятий через местные аукционы
-массовая приватизация средних и крупных предприятий
-приватизация очень крупных предприятий по индивидуальным проектам
-приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции
1.Малая приватизация.
Эта программа предполагает приватизацию предприятий, с численностью работающих до 200 человек. Продажа происходит через местные аукционы, где граждане могут купить основные средства предприятия либо за наличные, либо за неиспользованные жилищные купоны. Программа была изначально сконцентрирована на предприятиях оптовой и розничной торговли и сферы услуг.
В рамках малой приватизации было продано 11 тыс. Объектов, что составляет около 2/3 всех объектов, подлежащих малой приватизации, и одновременно наиболее важными для удовлетворения потребностей населения - в торговле, общественном питании и сфере услуг - приватизировано 84% предприятий.
Малая приватизация закончилась в середине 1997, и было приватизировано около
14 000 предприятий.
2.Массовая приватизация
Программа массовой приватизации, была предусмотрена на втором этапе приватизации и начала осуществляться в ноябре 1993 году. Она основывается на распределении приватизационных купонов среди населения. Граждане имели право вкладывать купоны в специальные инвестиционные фонды, которые затем использовали эти купоны для приобретения акций государственных предприятий. Программа массовой приватизации рассчитана, главным образом, на средние и крупные предприятия (от 200 до 5000 работающих). Кроме того, для предоставления равных возможностей населению были выданы приватизационные инвестиционные купоны. Основными отличиями применения казахстанской модели инвестиционных купонов являются:
1.) безвозмездное распределение
приватизационных
2.) возможность использования
приватизационных
3. Приватизация по
Крупные предприятия, с численностью
более 5000 работающих и предприятия
особого государственного значения,
такие как предприятия
Целью такого подхода является принятие решений, максимально принимающих во внимание условия на каждом предприятии. Здесь не существует модели для определения доли государственной и частной собственности инвестора, в отличие от Программы массовой приватизации. Методы продажи также отличаются от компании к компании, но предполагается проведение международных тендеров и контрактов на управление.
4.Приватизация в области сельского хозяйства и сектора переработки с/х продукции.
Существует около 4000 государственных сельскохозяйственных предприятий и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Государственные предприятия коллективизируются и земля распределяется между отдельными членами коллектива.
Государственные предприятия
сектора переработки
В аграрно-промышленном комплексе произошли:
- преобразования совхозов
и других государственных
- образование акционерных обществ открытого и закрытого типов;
- преобразование птицефабрик
и птицеводческих комплексов, тепличных
комбинатов в акционерные,
- продажа имущества
2.2 Пути, методы
и формы разгосударствления и
приватизации государственной
В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности первоначально осуществлялся в два этапа.
Первый этап – 1991 – 1992 гг.
Второй этап – 1993 – 1995 гг.
Третий этап осуществлялся с 1996 по 1998 год.
Основной целью
- формирование слоя частных собственников как эффективно хозяйствующих субъектов;
- создание конкурентной
среды и обеспечение
- развитие мелкого и среднего бизнеса;
- формирование организационно-
Информация о работе Приватизация в Казахстане: цели, методы, этапы и результаты