Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:01, курсовая работа
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы стала наряду с либерализацией цен самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность приватизации и разгосударствления. Принципы реформирования отношений собственности 6
1.2 Цели и эффективность приватизации 13
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Приватизация в Республике Беларусь 17
2.2 Зарубежный опыт приватизации в экономике Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
− уменьшение расходов на поддержание экономики с целью увеличения социальных расходов.
Микроэкономическая:
− увеличение эффективности функционирования предприятий;
− создание условий для развития эффективного управления;
− создание условий для диверсификации продукции предприятия;
− получение доступа к международным рынкам;
− создание конкуренции
или условий для роста
− улучшение распределения и использования ограниченных ресурсов.
Управленческая:
− коммерциализация поведения управленческого персонала предприятия;
− получение доступа к внешним технологиям, навыкам и знаниям;
− обеспечение мотивации для менеджеров и работников;
− изменение политики занятости на микроуровне (количество и структура занятости, условия найма, контракта и пр.).
Социальная:
− решение социальных проблем (восстановление по-разному понимаемой социальной справедливости в масштабах всей страны, решение социальных проблем отдельных социальных групп (отраслевых, конкретных предприятий и пр.));
− создание надежного базиса для будущей занятости;
− создание условий для роста благосостояния населения.
Экономическая цель (микро- и макроэкономическая в приеденной группировке) является основной при реализации приватизации, то есть улучшение эффективности государственных предприятий и национальной экономики в целом. В настоящее время, очевидно, что приватизированные предприятия являются более эффективными, чем государственные.
Экономические цели в терминах приватизации означают:
− перераспределение ресурсов от неэффективных предприятий к эффективным;
− рост производительности (реструктуризация предприятий);
− формирование основы для рыночной экономики (изменение в мотивах и стимулах, политика жестких бюджетных ограничений, развитие новых частных предприятий и т.д.).
Результатом таких изменений являются лучшие экономические показатели функционирования и значительный рост эффективности на микро- и макроуровне /9, с. 263/.
Важная задача приватизации лежит в институциональной сфере (так называемая системная цель). Приватизация и изменение формы собственности помогают создать экономическую среду и институты рыночной экономики. В отличие от плановой экономики, в рыночной экономике предприятия стараются увеличить эффективность и максимизировать прибыль. Эти стимулы должны быть поддержаны правовой структурой, которая стимулирует конкуренцию в частном секторе.
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Приватизация в Республике Беларусь
Первоначально, история приватизации в Беларуси начиналась типично для большинства постсоветских республик. Так, в 1991 г. Совет министров Беларуси начал формировать правовую базу по преобразованию государственной формы собственности.
На основе этих документов уже в 1991 г. было акционировано или выкуплено 19 предприятий республиканской собственности и 42 предприятия коммунальной собственности. Для проведения приватизации в 1992 г. был создан Комитет по управлению госимуществом.
В 1993 г. новые законы определили правовую базу трансформации собственности в стране и придали приватизации дополнительный импульс для развития. Так, Государственная программа 1993 г. предполагала, что две трети предприятий будут приватизированы к 1999 г. (в госсобственности останется только сектор инфраструктуры), аналогично многим странам СНГ.
К средствам для выкупа государственного имущества прибавились именные приватизационные чеки «Имущество» (ИПЧ «Имущество»). Первоначально, Беларусь, как и многие другие страны, сделала ставку на массовую чековую приватизацию. Однако эта идея во многом осталась нереализованной.
В декабре 1995 г. президент Республики Беларусь утвердил Программу разгосударствления и приватизации на 1996 г., которая впервые предусматривала преобразование государственных предприятий в ОАО не только по предложениям трудовых коллективов, но и по инициативе органов приватизации и отраслевых министерств.
Однако программа приватизации 1996 г. так и не была выполнена. В 1995–1997 гг. ежегодные программы приватизации и перечни намечаемых к приватизации предприятий вообще не утверждались. Таким образом, приватизация осуществлялась только на тех предприятиях, работа, по организации которой началась в предыдущие годы. При этом если до 1997 г. ежегодно разрабатываемые программы приватизации утверждались Советом министров, то с 1997 г. – президентом.
В 1998 г. декрет президента официально исключил необходимость ежегодной разработки и утверждения программ разгосударствления и приватизации республиканской и коммунальной собственности и перечней объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации.
В последующем правовая база реализации приватизации изменялась незначительно. Концепция управления государственным имуществом на 2001 – 2005 гг. лишь закрепила действующий порядок вещей. В результате акционирование заменило собой приватизацию; законодательство, касающееся «золотой акции», банкротства и т.д., изменилось в худшую сторону; стали очевидными механизмы национализации.
В 2002–2003 гг. ряд
крупных государственных
В результате создаваемые ОАО имеют 100-процентнуюй долю государства в своем капитале. В дальнейшем (2001–2003 гг.) некоторые российские компании приняли участие в аукционах по продаже пакетов акций отдельных предприятий белорусской нефтехимии, металлургии, пивной промышленности, но, в конце концов, отказались от участия, поскольку посчитали условия, выставленные белорусским правительством, неприемлемыми (завышенная стоимость акций, невозможность покупки контрольного пакета, сохранение рабочих мест, рост расходов на объекты социальной инфраструктуры и др.). В тоже время, даже наличие пакета акций не дает российским акционерам возможностей полноценного управления, поскольку у белорусского правительства остается множество механизмов влияния.
В 2007 г. страна столкнулась с энергетическим шоком – цены на импортируемый газ были увеличены более чем в два раза, появилась 30% пошлина на нефть, что затронуло прибыльность нефтепереработки (до 40% белорусского экспорта).
В результате правительство стало искать источники дополнительных финансовых ресурсов. Помимо заимствований на международных финансовых рынках, возрос интерес и к потенциалу приватизации как источнику пополнения бюджетных средств. Был составлен список ведущих предприятий для возможной продажи.
В нем оказались многие ликвидные и стратегические предприятия – ОАО «Нафтан», ОАО «Мозырский НПЗ», МАЗ, Белорусский цементный завод (БЦЗ), ОАО «Полимир», Светлогорское «Химволокно», «Белтелеком», Гродненская табачная фабрика «Неман», ОАО «Белшина», ОАО «Гродно Азот», ОАО «Гродно Химволокно», ОАО «Могилевхимволокно». Однако приватизацию (продажу) предприятий из этого списка пока удалось отложить. В тоже время, в 2007 гг. был проведен ряд приватизационных сделок, которые принесли значительные поступления валюты в страну.
Изменение отношения к приватизации изменило и ее законодательную базу. Так, в 2008 г. был отменен институт особого права («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами.
Несмотря на неширокую практику применения (за все время существования данной практики, она была использована на 22 ОАО), само существование «золотой акции» негативно сказывалось на инвестиционном имидже страны, в том числе на позициях Беларуси в международных рейтингах бизнес климата.
Вначале 2008 г. принят ряд нормативных актов, которые направлены на либерализацию и развитие фондового рынка Беларуси. Развитие фондового рынка, в свою очередь, играет важную роль в приватизации и привлечении финансовых ресурсов частными и акционерными компаниями.
Так, декретом президента №5, с 1 апреля 2008 г. ставка налога на доходы от операций с акциями и облигациями снижена с 40% до 24%.
Более того, расходы юридических лиц по выпуску и обслуживанию, облигаций теперь относятся к прочим затратам и включаются в себестоимость продукции. Раньше такие расходы компенсировались за счет прибыли предприятий. Соответственно, декрет стимулирует юридические лица выпускать ценные бумаги для привлечения финансовых ресурсов.
Декрет №735 регламентирует постепенную отмену запрета на сделки с акциями приватизированных предприятий.
Масштабы приватизации в Республике Беларусь за 1991 – 2008 годы осуществлялись в объемах в соответствии с приложением Б.
Количество предприятий реформированных в процессе разгосударствления и приватизации по отраслям экономики представлено в приложении В.
Распределение предприятий по способам приватизации, в соответствии с приложением Г, показывает, что в первые годы анализируемого периода преобладал выкуп государственного и арендованного имущества трудовыми коллективами предприятий. Начиная с 2003 г. наибольший удельный вес в структуре реформированных занимают предприятия, преобразованные в акционерные общества. Их удельный вес увеличился с 29,1% в 2003 г. до 55,4 % в 2005 г., что отражает тенденцию реформирования крупных предприятий. Значительное место занимают предприятия, приватизированные путем продажи на аукционе, что характерно для предприятий коммунальной собственности.
В 2009 г. власти подтвердили свое нежелание расставаться с госсобственностью и возможностью контролировать основные финансовые и ресурсные потоки и по-прежнему рассматривали приватизацию исключительно с фискальной точки зрения, запрашивая у инвесторов за белорусские активы высокие, докризисные цены или особые условия. Продажа наиболее привлекательных активов в стране носит непрозрачный точечный характер, регулируется указами президента, несмотря на принимаемые обязательства сделать ее более прозрачной и конкурсной.
В 2009 г. поступления от приватизации республиканской собственности снизились в сравнении с 2007 и 2008 гг. и составили USD 1006 млрд. За весь год была зарегистрирована только одна новая сделка – продажа БПС-банка российскому Сбербанку за USD 280 млн., которая проявила новую тенденцию – снижение цен за продаваемые активы. В течение года не практиковались продажи миноритарных пакетов акций, что свидетельствует о неэффективности усилий правительства по развитию фондового рынка и улучшению инвестиционного климата. В 2009 г. немного активизировались продажи акций предприятий коммунальной собственности (торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, общественного питания).
В 2009 г. государство сохранило основные активы, но возможности продолжения этой политики ограничены – как в силу обязательств перед МВФ, так и из-за давления России.
Также в течение 2010 года шли переговоры по продаже ОАО «Белинвестбанк» крупнейшему западноевропейскому банку, однако по итогам года они не были завершены.
Кроме того, в конце года правительство подготовило список ОАО, акции, которых будут выставлены на продажу (в рамках программы stand by). В списке 7 предприятий: одно предприятие пищевой промышленности - ОАО «Красный мозырянин», два предприятия легкой промышленности - ОАО «Белфа» и ОАО «Купалинка», два предприятия нефтехимический промышленности – «Бархим» и «Речицкий тестиль» и два предприятия машиностроительного комплекса − ОАО «Бобруйский машиносроительный завод» и Лидский литейно-механический завод.
Данные предприятия
являются относительно небольшими, что
с одной стороны, предполагает возможность
их продажи стратегическому
Приватизация объектов, находящихся в государственной собственности, будет проходить на основании трехлетних планов, утверждаемых правительством и местными Советами депутатов. Продажа акций ОАО, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.
Вслед за акционированием предприятий, а в некоторых случаях и вместе с ним, начнется их приватизация, которая будут осуществляться для каждого ОАО в индивидуальном порядке. На первоначальном этапе белорусское правительство планирует предлагать инвесторам пакеты акций в размере до 25% от уставного фонда. Окончательное решение по выбору способа приватизации принадлежит Госкомимуществу, а по отдельным предприятиям – президенту РБ.
Если же проактивную позицию государство в этом вопросе не займет, иностранные инвестиции в госсектор вряд ли потекут. Пассивное отношение государства к приватизации привело к тому, что в 2008-2010 годы были проданы акции всего 16 ОАО. Хотя планировалось отдать в частные руки более сотни госпредприятий.
2.2 Зарубежный опыт приватизации в экономике Республике Беларусь
Белорусская экономика имеет мало аналогов в мире по уровню диверсификации отраслей и обладает материальной базой для использования в отечественных условиях лучших мировых стандартов организации имущественных отношений различных по размерам субъектов хозяйствования, которые отличаются способами объединения, управления и контроля. Оптимизация организационной структуры промышленности посредством создания различных корпоративных структур (холдинговых компаний, концернов, финансово-промышленных групп и др.) не только расширила бы возможности применения процедур реструктуризации, не связанных с использованием бюджетных ассигнований, но и способствовала бы большей маневренности при разрешении финансовых, организационных проблем различных субъектов. Мировой опыт свидетельствует, что для крупных и средних предприятий страны экономически целесообразно, чтобы процессы дифференциации осуществлялись в рамках интеграционных образований (посредством включения в концерны, холдинги). Это способствует укрупнению структуры за счет диверсификации производства и привлечению к решению вопросов крупных промышленных гигантов, средних и мелких предприятий − более мобильных по своим технико-технологическим особенностям, что, в целом, соответствует современным тенденциям глобализации мирового хозяйства.