Приватизация и её содержание

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы стала наряду с либерализацией цен самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность приватизации и разгосударствления. Принципы реформирования отношений собственности 6
1.2 Цели и эффективность приватизации 13
2 ПРИВАТИЗАЦИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Приватизация в Республике Беларусь 17
2.2 Зарубежный опыт приватизации в экономике Республике Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа содержит 1 файл

Приватизация как форма трансформации отношений собственности на современном этапе развития экономики.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 30 с., 4 приложения. 14 ист.

«ПРИВАТИЗАЦИЯ КАК ФОРМА ТРАНСФОРМАЦИИ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ»

Объектом  исследования является – процесс приватизации в Республике Беларусь.

Цель  работы – рассмотреть особенности приватизации и разгосударствления государственной собственности в Республике Беларусь.

В процессе работы были изучены следующие вопросы: сущность, цели и основные принципы приватизации; методы и способы приватизации; сущность разгосударствления; приватизация и ее роль в преобразовании собственности; динамика приватизационных процессов в Республике Беларусь; применение зарубежного опыта в процессе приватизации и разгосударствления государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшими  направлениями формирования рыночной экономики являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и  развитие конкуренции. В современных экономических условиях приоритетным направлением государственной политики в сфере имущественных отношений является повышение эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, так как государство выступает в роли субъекта предпринимательской деятельности в рамках смешанной экономики.

Приватизация  государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной  экономической реформы стала  наряду с либерализацией цен самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Приватизация обусловлена не только переходом страны в целом от административно-командной системы к социальному рыночному хозяйству, но и позитивным стремлением предприятий к снижению издержек.

Целью курсовой работы является изучение теоретического материала процесса приватизации и разгосударствления, анализ процесса разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь, проекция зарубежного опыта приватизации на современном этапе развития экономики Республики Беларусь.

 

1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ

1.1 Сущность приватизации и разгосударствления. Принципы реформирования отношений собственности

 

Приватизация − это переход государственной собственности в частные руки и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений − отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Разгосударствление  – передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление  и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности. При разгосударствлении происходит передача от государства хозяйствующим субъектам части права собственности − права пользования и права владения. Приватизация − это процесс приобретения госимущества в индивидуальное или коллективное пользование, то есть в частную собственность.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею.

Разгосударствление  и приватизация государственной  собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.

Закон «О собственности  в Республике Беларусь» предусматривает  три формы собственности: частная собственность, коллективная и государственная собственность.

Закон допускает  образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических, юридических лиц и государства (например, совместные предприятия). Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам, независимо от форм собственности.

В республиканской  собственности находятся природные  ресурсы: земля, ее недра, воздушное  пространство над территорией республики, а также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда  основная часть товаропроизводителей будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.

Именно в  условиях рыночной экономики и действуют  положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путем разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление  экономики в нашей республике – это процесс формирования многоукладной, смешенной экономики, децентрализация  управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление  собственности осуществляется путем, как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных /14, с.469/.

При осуществлении  приватизации республиканской собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, – местные исполнительные и распорядительные органы. При осуществлении приватизации республиканской собственности интересы государства представляет и защищает орган Совета Министров Республики Беларусь по управлению государственным имуществом, а объектов, находящихся в коммунальной собственности – органы приватизации местных Советов народных депутатов.

Рассмотрение  методологических основ приватизации позволяет раскрыть экономическое  содержание приватизации, как системы  отношений по изменению формы  собственности, с государственной на частную под воздействием государственных органов /8, с. 422/.

При продаже  предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Приватизация  является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Субъекты приватизации:

  • граждане государства;
  • юридические лица, деятельность которых  основана  на негосударственных формах собственности (т.е. у которых более 50% уставного капитала не принадлежит государству и не контролируется им);
  • юридические лица, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • иностранные инвесторы;
  • лица без гражданства.

Объекты приватизации:

  • государственное и общественное жилье;
  • предприятия, учреждения, цехи, организации, производства, участки, иные подразделения госпредприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;
  • оборудование, здания, сооружения;
  • лицензии, патенты, доли (паи, акции) государства и административно-территориальных субъектов хозяйствования.

Таким образом, субъектами приватизации государственной  собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица, обладающие финансовыми средствами. Характеризуя объекты приватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальной приватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов:

  • мелкие и средние предприятия сферы материального производства и платных услуг, полностью приватизируемое имущество непроизводственного назначения (в частности, жилье) − они подлежат приватизации в первую очередь;
  • крупные предприятия − преобразуемые в основном в ходе этапа «большой» приватизации;
  • неприватизируемая государственная собственность.

Принципы, лежащие  в основе реформирования отношений  собственности:

    • соблюдение законности;
    • сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;
    • право каждого гражданина страны на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
    • дифференциация методов, способов и процедур приватизации;
    • разграничение компетенции между органами государственной власти и управления различных уровней в процессе приватизации;
    • предоставление гарантий и льгот сотрудникам предприятий;
    • контроль за приватизацией со стороны государства;
    • осуществление широкой гласности процесса приватизации;
    • постепенность и поэтапность проведения приватизации.

В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности  процесса приватизации должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.

Мировой практике приватизации государственной собственности  известны два метода ее осуществления − возмездный и безвозмездный.

Возмездный  метод − это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

  • обеспечивает появление частного собственника;
  • дает государству дополнительные средства;
  • создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и технологии.

Безвозмездный метод − это приватизации в результате распределения государственной собственности среди населения страны, при котором иностранные инвестиции в страну незначительны /10, с. 209/.

Практическое сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации реализуется в соответствии с приложением А.

1.2 Цели и  эффективность приватизации

 

Приватизация  является комплексной институциональной реформой, меняющей контуры экономической и политической структуры страны. Как правило, с помощью приватизации решаются самые разные, зачастую противоречивые цели. В целом, все множество задач, которые в той или иной мере призвана решить приватизация, можно разделить на следующие группы:

Политическая:

− формирование экономики, основанной на частной собственности;

− создание основы для рыночной экономики;

− развитие сильного частного сектора;

− изменение существующей идеологии на рыночную.

Институциональная:

− изменение роли государства;

− изменение административных возможностей государства;

− уменьшение коррупции и нецелевого, неэффективного использования государственных ресурсов;

− изменение отношения между директоратом предприятия и государственными чиновниками.

Макроэкономическая:

− создание условий для интеграции страны в мировую экономику;

− увеличение эффективности и конкурентоспособности;

− увеличение инвестиционных возможностей для частного капитала;

− привлечение частного капитала в сектор инфраструктуры и услуг;

− увеличение доходов бюджета  для уплаты долгов и других целей;

− улучшение состояния бюджета путем уменьшения субсидий госпредприятиям;

Информация о работе Приватизация и её содержание