Приватизация государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Приватизация ( от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной формы собственности на частную (приватную).Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий или какого – либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.

Содержание

Введение 4
1 Приватизация государственной собственности 6
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации 6
1.2 Методы и способы приватизации 13
2 Организация и порядок проведения приватизации государствен-
ного имущества на предприятиях 19
3 Аналитическая (расчетная) часть 22
Заключение 34
Список библиографической литературы 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

1 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ в нет.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею; созданию эффективного права распоряжению ею; созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д. 
     

        Необходимо  определить и механизм контроля за сделками приватизации и ответственность  за их нарушение, а также предусмотреть возможные случаи деприватизации. Она, видимо, может осуществляться :

        - при невыполнении обязательств  покупателями государственного  имущества, которые приобрели  его на определенных условиях ( реализация представленной на  конкурс концепции развития предприятия, инвестиционной программы и д.р.);

        - при явном занижении цен имущества  в ходе оценки приватизируемого  объекта;

        - при необходимости создания условий  для реализации общегосударственных  программ социально – экономического, научно – технического развития ;

        - при угрозе резкого осложнения  экономической и социальной обстановки, вызываемой действиями негосударственных  структур.

        Порядок деприватизации, а также другие случаи перевода объектов должны быть определены законодательными актами и нормативными документами.1 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

        1 Экономика предприятия/ Под ред. В.Я. Хрипач. – Мн.: Эконопресс, 2000, с 396. 
     

        1.2 Методы и способы приватизации 

        Мировой практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления – возмездный и безвозмездный ( Приложение 2 ).

        Необходимо  отметить, что использование двух методов приватизации позволяет  осуществлять преобразование государственной  собственности на основе трех подходов. Первый основан на том, что главным  направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества ( непосредственная), а также аренда с последующим выкупом.

        Второй  подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества государственных предприятий в собственность трудовым коллективам.

        Третий  подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это  дает основание разделить определенную долю государственной собственности между всеми гражданами и передать им  безвозмездно в равных размера соответственно возрасту и трудовому стажу.

        Вместе  с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и  недостатки. Например, приватизация методом  купли – продажи объектов:

        - обеспечивает реальную смену  собственников и изначально «Утверждаю»  действие законов рыночной экономики;

        - свидетельствует о заинтересованности  покупателя в  приобретении  собственности и формирует ответственного  хозяина;

        - уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;

        - представляет возможность продать  имущество тому, кто больше заплатит;

        - дает возможность частично погасить  внутренний государственный долг, способствует финансовому оздоровлению  экономики.

        Однако  ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуть на многие годы.

        В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи ( раздела) государственного имущества:

        - вызывает положительное отношение  всех граждан, снижает социальную  напряженность, но такое уравнительное  распределение не является ( двигателем) рыночная экономика;

        - расширяет круг потенциальных  собственников из числа не  только производственной, но и социальной среды, однако нет гарантий, что эти люди

    будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым хозяйствованием  или просто (проедят);

        - позволяет при переходе к рынку  частично и временно (компенсировать) рост цен, потери от безработицы, но для этого обязательно пытаться сделать всех собственниками средств производства, ведь есть и другие более надежные средства социальной защиты людей;

        - является быстрым способом раздела  и преобразования госсобственности в частную, если согласиться с тем, что приватизация выступает самоцелью.

        Учитывая  особенности этих двух методов в  РБ  было признано целесообразным процессом  приватизации осуществить посредством:

        - безвозмездной  передачи каждому  гражданину республики жилищной  квоты и квоты  на имущество, свидетельствующих о праве их владельца на долю в приватизируемой государственной собственности, а также передачи трудовым коллективам изношенного оборудования и в пользование объектов социальной сферы;

        - продаж государственного имущества и акций приватизируемых предприятий всем субъектам приватизации. [8, стр.34]

        Объекты приватизации могут быть приобретены  за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у субъектов  приватизации собственных и заемных  средств (Приложение 3).

        Безусловно, все эти источники финансовых средств могут быть использоваться одновременно в различных соотношениях для выкупа государственного имущества. однако в действительности многие предприятия  встречаются с серьезными трудностями  при изыскании средств для выкупа. Так, опыт приватизации в республике свидетельствует о том, что основная доля государственного имущества приватизированных в 1991-1992 годах предприятий  была приобретена за счет заемных и кредитных ресурсов. В результате отсутствия собственных средств предприятия вынуждены были брать для целей выкупа  
     

    кредиты под  высокие проценты, расчеты по которым  в течение нескольких лет сдерживали развитие их производства.

        Поэтому был сделан вывод, что без использования  безвозмездного метода приватизации, т.е. без привлечения именных приватизационных чеков ( как нового источника выкупа), процесс преобразования государственной собственности либо затянется на многие годы, либо в случае его искусственного ускорения приведет к переходу имущества в руки владельцев «теневой» экономики или иностранных инвесторов.

        Чтобы уменьшить отрицательное воздействие  отсутствия у предприятий собственных  средств – источников для выкупа госимущества, а также чтобы расширить  круг субъектов приватизации 50%  оценочной стоимости приватизируемого объекта будет оплачиваться именными приватизационными чеками по их номинальной стоимости с учетом индексации. В случае нехватки приватизации указанной доли чековых платежных средств недостающая их величина приобретается у фондов Мингосимущества, его территориальных органов и органов приватизации местных Советов депутатов, на счет которых для реализации с целью получения денежного эквивалента поступают именные приватизационные чеки граждан республики. Кроме этого, было предусмотрено, что юридические лица, образованные трудовыми коллективами, участвующими в приватизации своего предприятия, приобретают его по цене на 20%  меньше от суммы , подлежащей оплате деньгами. Оплата приватизируемого объекта может производиться единовременно или в рассрочку платежей с учетом инфляции на условиях договора.

        После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е.государство  продает акции первой эмиссии  работникам данного предприятия  и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:

        - продажу акций на льготных  условиях ( по цене на 20% ниже номинальной  стоимости) членам трудового коллектива  и приравненным к ним лицам  в течение пяти месяцев с  момента государственной регистрации  акций, но не позднее восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО. Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на донного покупателя; 
     
     

        - конкурсную продажу акций юридическим  и физическим лицам, которые  представили инвестиционные предложения  по развитию открытого акционерного общества, на конкурсах и аукционах.

        Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная  передача акций членам трудовых коллективов  преобразованных предприятий и  приравненных к ним лицам за счет имеющиеся у них чеки.

        К лицам, имеющим право на приобретение акций на льготных условиях и за именные приватизационные чеки «Имущество», относятся:

        - члены трудового коллектива объекта  государственной собственности,  преобразованного в АО, числящихся в списочном составе на момент издания приказа о начале работ по созданию ОАО;

        - лица, уволенные с работы на  данном предприятии и восстановленные  в соответствии с законодательством  на прежнее место работы после  его преобразования в ОАО;

        - пенсионеры, вышедшие на пенсию с приватизируемого предприятия;

        - бывшие работники предприятия,  имеющие стаж работы на данном  предприятии не менее 10 лет  для мужчин, 7 лет – для женщин  и уволенные в соответствии  с законодательством по уважительным  причинам;

        - руководитель и его заместители по должности госпредприятия, преобразованного в ОАО.

        В период безвозмездной приватизации до 50%  принадлежащих государству  акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных к ним лицам  – в первоочередном порядке в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций на основании списков, составленных комиссией по преобразованию предприятия в ОАО;

        - гражданам Республики Беларусь  – через структурные подразделения  ОАО « Сберегательный банк»  в установленном порядке;

        - иным субъектом приватизации  – на специализированных чековых  аукционах.

        Акции, приобретенные гражданами РБ у государства  за денежные средства на льготных условиях  и в обмен на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации, за  
     

    исключением случаев перехода права собственности  в связи со смертью акционера  или с выездом его на постоянное место жительства за пределы республики.

        Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть – деньгами по цене на 20% ниже стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

        Продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе целесообразна для  средних и малых предприятий  торговли, общественного питания, сферы  услуг, а также для небольших  промышленных и строительных предприятий. Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

        Продажей  объектов госсобственности по конкурсу является его приобретение физическим лицом в собственность, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Информация о работе Приватизация государственной собственности