Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа
Приватизация ( от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной формы собственности на частную (приватную).Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий или какого – либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.
Введение 4
1 Приватизация государственной собственности 6
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации 6
1.2 Методы и способы приватизации 13
2 Организация и порядок проведения приватизации государствен-
ного имущества на предприятиях 19
3 Аналитическая (расчетная) часть 22
Заключение 34
Список библиографической литературы 35
Приложения
1
Приватизация государственной собственности
1.1
Сущность, цели и основные принципы
приватизации
Приватизация ( от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной формы собственности на частную (приватную).Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий или какого – либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.
Следует подчеркнуть, что приватизация является одним из основных этапов процесса разгосударствления государственной собственности. Под понятием разгосударствления понимается передача от государства физическим или юридическим лицам частично либо полностью ( в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация же означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.
Таким образом, разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности и может проходить без изменения форм собственности. В процессе же приватизации происходит передача государственного имущества в руки отдельных лиц, в индивидуальное или коллективное владение. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы – право непосредственного управления ими. Отсюда следует, что приватизация – наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.
В
последние годы правительства более
восьмидесяти стран проводили и
проводят приватизацию государственных
предприятий. Она начиналась под
самым разным лозунгам, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственно жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
Следовательно,
приватизация связана прежде всего
с прагматическими
Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и имеет свои специфические особенности в зависимости от доли государственной собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности государственного регулирования экономики и т. д. Однако можно отменить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране. [5, стр.243].
Прежде
всего, процесс реформирования собственности
никоим образом не должен рассматриваться
как поражение государства, как его демонтаж.
1Экономика
предприятия / Под ред. Л.Н.Нехорошевой
– Мн.: «Вышэйшая школа», 2003, с.178.
Речь идет об оценке, с точки зрения эффективности масштабов прямого
вмешательства
государства в экономику, и более
четком разделении прав, обязанностей
и ответственности между
Важным основополагающим принципом, имеющим всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств ( к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что – либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цель приватизации могут многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их пол степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
К главным целям приватизации, видимо, следует отнести6
-
создание хозяйственно –
-
формирование новых
-
развитие конкурентной среды
и предпринимательской
-
сокращение вмешательства
Конечной целью приватизации является формирование эффективного
рыночного механизма
управления производством, основанного
на конкуренции экономически свободных
товаропроизводителей, которые самостоятельно,
с учетом социально – экономической
эффективности и
способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.[13, стр.187]
Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в РБ была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом министров и утверждается Президентом Республики Беларусь программа разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы же разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.
Необходимо отметить, что для достижения целей приватизации очень важно правильно и четко определить: кто может участвовать в этом процессе (объекты) и что можно приватизировать (объекты). Например, согласно законодательству Республики субъектами и объектами приватизации государственной собственности могут быть ( Приложение 1 ).
Таким образом, субъектами приватизации государственной собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица,
обладающие
финансовыми средствами. Характеризуя
объекты приватизации, следует подчеркнуть,
что здесь не может быть и речи
о немедленной тотальной
1
мелкие и средние предприятия
сферы материального
2
крупные предприятия –
3
Неприватизируемая
В Республике Беларусь, к примеру, запрещена приватизация объектов, определяющих обороноспособность и безопасность республики; являющихся национальным и культурным достоянием; обеспечивающих гарантированный государством минимум социальных услуг населению, деятельность которых является монополией государства.
Кроме того, выделены объекты республиканской и коммунальной собственности, приватизация которых ограничена, и она может быть осуществлена только по решению Совета Министров ( предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычи, нефтеперерабатывающие, гидростанции, теплоэлектроцентрали, предприятия авиационного и железнодорожного транспорта и т.д.) или по решению местных органов власти ( бани, гостиницы, прачечные, аптечные учреждения, мусороперерабатывающие заводы и т.д.).
Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на
покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, - приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, - сохранением контрольного пакета акций в стране.
Следует
отметить, что осуществление приватизации
предполагает наличие определенных
организационно – экономических
условий:
-
необходимого законодательных
-
обоснованной программы
- инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;
-
потенциально свободного
-
благоприятного общественного
- кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к предпринимательству;
-
информированности
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
- соблюдение законности ;
-
сочетание возмездного и
-
право каждого гражданина
-
дифференциация методов,
-
разграничение компетенции по
осуществлению приватизации
-
предоставление определенных
-
контроль за осуществлением
-
осуществление широкой
- постепенность и поэтапность проведения приватизации.
В
целях соблюдения этих принципов
и повышения эффективности
Информация о работе Приватизация государственной собственности