Приватизация государственной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Приватизация ( от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной формы собственности на частную (приватную).Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий или какого – либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.

Содержание

Введение 4
1 Приватизация государственной собственности 6
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации 6
1.2 Методы и способы приватизации 13
2 Организация и порядок проведения приватизации государствен-
ного имущества на предприятиях 19
3 Аналитическая (расчетная) часть 22
Заключение 34
Список библиографической литературы 35
Приложения

Работа содержит 1 файл

1 ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ в нет.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 

        1 Приватизация государственной собственности 

        1.1 Сущность, цели и основные принципы  приватизации 

        Приватизация ( от англ. private – частный, единичный) означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную).Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. Согласно последней данное понятие охватывает и приватизацию привилегий или какого – либо монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых, помимо государственных, форм предложения и услуг.

        Следует подчеркнуть, что приватизация является одним из основных этапов процесса разгосударствления государственной  собственности. Под понятием разгосударствления понимается передача от государства физическим или юридическим лицам частично либо полностью ( в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация же означает приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

        Таким образом, разгосударствление и приватизация близкие, но не тождественные понятия. Разгосударствление представляет собой  процесс децентрализации экономики, преодоления монополизма государственной собственности и может проходить без изменения форм собственности. В процессе  же приватизации происходит передача государственного имущества в руки отдельных лиц, в индивидуальное или коллективное владение. В результате этого государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами собственности, а его органы – право непосредственного управления ими. Отсюда следует, что приватизация – наиболее радикальный путь преобразования отношений собственности.

        В последние годы правительства более  восьмидесяти стран проводили и  проводят приватизацию государственных  предприятий. Она начиналась под  
     

    самым разным лозунгам, но чаще всего при этом  шла речь о необходимости либерализации  и децентрализации процесса приватизации послужило осознание того, что организация  хозяйственно жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

        Следовательно, приватизация связана прежде всего  с прагматическими соображениями  на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить  децентрализацию и сокращение масштабов  государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы  и уменьшения бюджетного дефицита. на микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико – экономических показателей работы предприятий. Освобождение в ходе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и бюрократизации призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции. 1

        Естественно, что приватизация в каждой стране проводится по различным схемам и  имеет свои специфические особенности  в зависимости от доли государственной  собственности в экономике, развития рыночной инфраструктуры, эффективности  государственного регулирования экономики и т. д. Однако можно отменить ряд общих закономерностей, характерных для процесса приватизации, которые в определенной мере должны учитываться в ходе преобразования отношений собственности в любой стране. [5, стр.243].

        Прежде  всего, процесс реформирования собственности никоим образом не должен рассматриваться как поражение государства, как его демонтаж. 

        1Экономика предприятия / Под ред. Л.Н.Нехорошевой – Мн.: «Вышэйшая школа», 2003, с.178. 
     

        Речь  идет об оценке, с точки зрения эффективности масштабов прямого

    вмешательства государства в экономику, и более  четком разделении прав, обязанностей  и ответственности между государственным  и частным  секторами экономики, и,  наконец об усилении рыночных форм государственного регулирования  экономики.

        Важным  основополагающим принципом, имеющим  всеобщий характер, является и необходимость  признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств ( к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что – либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цель приватизации могут многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их пол степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.

        К главным целям приватизации, видимо, следует отнести6

        - создание хозяйственно – правовых  условий для эффективной работы  отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной перестройке и активизации инвестиционного процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;

        - формирование новых экономических  отношений, построенных на многообразии  форм собственности, самостоятельности производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

        - развитие конкурентной среды  и предпринимательской деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной  мотивации;

        - сокращение вмешательства государства  в экономические процессы и  улучшение финансового состояния  экономики. 

        Конечной  целью приватизации является формирование эффективного

    рыночного механизма  управления производством, основанного  на конкуренции экономически свободных  товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально – экономической  эффективности и целесообразности определяют пути и  
     

    способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.[13, стр.187]

        Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии  наличия в стране обоснованной программы  преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.

        Контроль  за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной  собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный  орган. К примеру, в РБ была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем  в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом министров и утверждается Президентом Республики Беларусь программа разгосударствления и приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы же разгосударствления и приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.

        Необходимо  отметить, что для достижения целей  приватизации очень важно правильно  и четко определить: кто может  участвовать в этом процессе (объекты) и что можно приватизировать (объекты). Например, согласно законодательству Республики субъектами и объектами приватизации государственной собственности могут быть (  Приложение 1  ).

        Таким образом, субъектами приватизации государственной  собственности могут стать любые частные, негосударственные юридические и физические лица,

    обладающие  финансовыми средствами. Характеризуя объекты приватизации, следует подчеркнуть, что здесь не может быть и речи о немедленной тотальной приватизации. При осуществлении приватизации всю государственную собственность необходимо разделить на несколько видов: 
     

        1 мелкие и средние предприятия  сферы материального производства  и платных услуг, полностью  приватизируемое имущество непроизводственного  назначения ( в частности, жилье) – они подлежат приватизации в первую очередь;

        2 крупные предприятия – преобразуемые  в основном в ходе этапа  «большой» приватизации;

        3 Неприватизируемая государственная  собственность.

        В Республике Беларусь, к примеру, запрещена  приватизация объектов, определяющих обороноспособность и безопасность республики; являющихся национальным и культурным достоянием; обеспечивающих гарантированный государством минимум социальных услуг населению, деятельность которых является монополией государства.

        Кроме того, выделены объекты республиканской и коммунальной собственности, приватизация которых ограничена, и она может быть осуществлена только по решению Совета Министров ( предприятия электроэнергетики, нефте- и газодобычи, нефтеперерабатывающие, гидростанции, теплоэлектроцентрали, предприятия авиационного и железнодорожного транспорта и т.д.) или по решению местных органов власти ( бани, гостиницы, прачечные, аптечные учреждения, мусороперерабатывающие заводы и т.д.).

        Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на

    покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела  предприятия, - приватизацией его  как единого целого; политиков, опасающихся  распродажи родины, - сохранением контрольного пакета акций в стране.

        Следует отметить, что осуществление приватизации предполагает наличие определенных организационно – экономических  условий:  
     

        - необходимого законодательных актов  и нормативов по приватизации;

        - обоснованной программы действий;

        - инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;

        - потенциально свободного капитала;

        - благоприятного общественного климата  для проявления предпринимательства;

        - кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к предпринимательству;

        - информированности общественности  и ее участие в процессе  приватизации.

        Вместе  с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить важнейшие  принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:

        - соблюдение законности ;

        - сочетание возмездного и безвозмездного  методов приватизации;

        - право каждого гражданина страны  на часть безвозмездно передаваемой  государственной собственности;

        - дифференциация методов, способов и процедур приватизации;

        - разграничение компетенции по  осуществлению приватизации между  органами государственной власти  и управления различных уровней;

        - предоставление определенных гарантий  и льгот членам трудовых коллективов  приватизируемых предприятий;

        - контроль за осуществлением приватизации  со стороны государства;

        - осуществление широкой гласности  процесса приватизации;

        - постепенность и поэтапность  проведения приватизации.

        В целях соблюдения этих принципов  и повышения эффективности процесса

Информация о работе Приватизация государственной собственности