Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:11, лекция
рганизация как социальная система в процессе своего развития
проходит ряд этапов жизненного цикла (см. подраздел 3.3). Все этапы
жизненного цикла можно объединить в две группы: статическую и ди-
намическую. Статическая группа включает этапы нечувствительности и
ликвидации
5. ПРИНЦИПЫ СТАТИЧЕСКОЙ И ДИНАМИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Организация как социальная
проходит ряд этапов жизненного цикла (см. подраздел 3.3). Все этапы
жизненного
цикла можно объединить в две
группы: статическую и ди-
намическую. Статическая группа включает этапы нечувствительности и
ликвидации (см. рис. 4), при этом организацию, находящуюся на данных
этапах развития, называют статической − внутренние и внешние отно-
шения в такой организации рассматриваются вне зависимости от их раз-
вития. Динамическая группа включает этапы внедрения, роста, зрелости,
насыщения, спада и краха (см. рис. 4), организацию, находящуюся на
этих этапах развития, называют динамической.
Реализация законов
стояниях основывается на принципах, которые представляют собой по-
ложения, правила, вытекающие из законов организации и определяющие
условия, реализация которых обеспечивает эффективность функциони-
рования и развития организаций. Являясь рекомендациями высокого
уровня обобщения, вытекающими из познания объективных законов,
принципы реализуют их требования. Можно выделить два класса
принципов: основных принципов, характеризующих форму хозяйство-
1) класс
вания, на основе которых выделяются наиболее важные объекты, форми-
рующие результаты деятельности организации;
2) класс структурно-функциональных принципов, определяющих
максимально
возможную согласованность
к ним частных процедур.
К первому классу «основных принципов» относятся:
принцип необходимого
принцип адекватности формы
зию условий функционирования;
принцип замкнутости общего
принцип рационального
ции в управлении;
принцип экономичности
Принцип необходимого
смысл которого заключается в том, что управляющая часть организации
должна иметь такое же (или большее) разнообразие и быстродействие,
каким может быть разнообразие воздействий среды на управляемую сис-
тему. Принцип служит основой для выбора типа организационного
структурирования (департаментализациии): по критерию «ресурс» или по
критерию «результат», а его реализация позволяет организации сохра-
нить свою
целостность и способность
комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Достаточное
разнообразие структур организаций не только по «ресурсу», но и по «ре-
зультату» позволяет им иметь такие качественные характеристики, кото-
рые обеспечивают адекватность и скорость реакции. При невозможности
одновременно расти и адекватно реагировать на изменения внешней сре-
ды в рамках функциональной департаментализации появляется необхо-
димость в выделении автономных производств, отвечающих за конечный
результат, что обусловливает появление дивизиональных структур, кото-
рые уже сами представляют собой локальные системы некоторого сис-
темного комплекса. Департаментализация одновременно вокруг как ресур-
сов, так и результата приводит к появлению матричных структур, а нали-
чие плохо структурированных целей − к созданию целевых структур.
Принцип носит общий характер и относится ко всем классам принципов,
но его применение уже при определении формы хозяйствования имеет
особое значение для реализации концепции центров прибыли, затрат, инве-
стиций, влияющей на эффективность функционирования и развития систе-
мы.
Принцип адекватности
всей устойчивой совокупности меж- и внутриорганизационных связей и
отношений хозяйственной организации, которые она использует в про-
цессе функционирования предполагает учет политических, эконо-
мических, социальных и институциональных факторов внешней и внут-
ренних сред организации, как объекта и субъекта управления системы
высшего порядка, а его соблюдение обеспечивает развитие инте-
грационных процессов и функционирование организации в рамках го-
сударственной законности. На его основе устанавливается ее правовой
статус и степень самостоятельности. Часть управленческих функций мо-
жет быть централизована в случае объединения предприятий или переда-
на специализированным консультационным фирмам (внешнему допол-
нению). Из мировой практики известно, что передаются, как правило,
задачи правового обеспечения, совершенствования процессов
управления, обработки учетной информации, работы по маркетингу. При
этом изменения претерпевает структура управления, но не органи-
зационно-правовой статус.
Принцип замкнутости общего
ляется необходимым продолжением принципа адекватности и реализу-
ется формированием четких границ организации, закрепленных в ее
внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обос-
нован Гражданским кодексом РФ и закреплен выбором организационно-
правовой
формы предпринимательской
тивных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты
функционирования организации. Смещение границ между внешней сре-
дой и организационной системой может привести к изменению организа-
ционной формы хозяйствования.
Принцип рационального
трализации в управлении − основной принцип организационного по-
строения, определяющий направление развития системы. Сущность ор-
ганизации управления заключается, прежде всего, в поиске оптимального
соотношения
централизации и
который осуществляется в рамках того или иного вида структур, макси-
мально способствующих эффективному протеканию процесса управле-
ния. Следовательно, эффективность структуры определяется не только
структурой самой по себе, но и тем организационным механизмом, кото-
рый осуществляется в рамках этой структуры. Механизм управления как
совокупность процедур, обеспечивающих определенное развитие органи-
зации во времени в направлении поставленных целей, обладает значи-
тельно большей динамичностью, чем организационная структура. Отли-
чаясь некоторой стабильностью за счет компенсационных деформаций,
она может выдерживать в определенных пределах его изменения без
структурных подвижек, пока масса накопленных дисфункций не станет
критической. Жесткая централизация рано или поздно ведет к организа-
ционной патологии за счет накопления дисфункций, что приводит к за-
держке в принятии решений. Поэтому без децентрализации предприятие
может расти до некоторого уровня, но чрезмерная децентрализация мо-
жет привести к излишней автономизации подразделений, что может не-
гативно сказаться на эффективности функционирования и развития орга-
низации в целом.
Контактируя чаще с
средой, организация для сохранения управляемости должна обладать таки-
ми свойствами, как устойчивость, гибкость, маневренность и способность к
обновлению. Каждое из этих свойств, равно как и их совокупность, обес-
печивается соответствующей организационной стратегией, реализуемой в
рамках механистического или органического типов структур, либо через их
комбинацию. Если устойчивость как способность сохранить себя в любой,
даже экстремальной ситуации и отчасти маневренность как опережающая
реакция на изменения внешней среды через ее прогнозирование и модели-
рование обеспечиваются механистическим типом структуры, то стратегия
гибкости и обновления однозначно требуют органических структур. Соче-
таясь друг с другом, организационные стратегии требуют и адекватного
сочетания различных типов структур. При этом степень централиза-
ции−децентрализации будет зависеть от многочисленных факторов,
влияющих на эффективность функционирования и развития организации.
В случае
жесткой централизации
циатива действий в решении производственных задач, в случае широкой
децентрализации
снижается эффективность
На основе
формализации степени централизации−
выделить принципы построения механистических и органических органи-
зационных структур. Основой процесса децентрализации является степень
делегирования полномочий на принятие решений, что и определяет разли-
Информация о работе Принципы статистической и динамической организации