Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:53, реферат
Для лучшего продвижения товаров на рынке необходимо тщательное изучение данного рынка, а также факторов, влияющих на поведение покупателей. Целью данной работы является изучение принципов рационально потребления.
Введение 3
1. Сущность и виды потребления 4
2. Принципы (правила) рационального поведения потребителя 7
Заключение 15
Список литературы 16
Абстрактность предшествующих
рассуждений может вызвать
Когда реальный человек отправляется
за покупками, он обычно сознательно
или бессознательно задумывается, а
стоит ли товар своей цены. Если
ответ положительный, потребитель
купит товар, если только ему позволяют
средства. Если ответ отрицательный,
то потребитель не купит товар
и отправиться в другой магазин.
Если перевести этот процесс на язык
теории полезности, то получится сопоставление
предельной полезности (MU/руб.) товара
с аналогичным показателем
Предельная полезность дохода — это величина, которая показывает на сколько единиц полезности увеличиться совокупная полезность потребителя, если его доход возрастает на 1 руб.
Далее можно ожидать, что
потребитель перераспределит
Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания вероятной реакции на изменение цен.
Вместе с тем существую факторы препятствующие потребителям извлекать максимальную полезность из своих доходов:
Допуская существование всех этих факторов, оказывающих реальное воздействие на процесс принятия решений потребителем, зададимся вопросом, следует ли из этого, что потребители часто "нерациональны" и мало заинтересованы, либо не способны к обдуманной максимизации полезности. Если в момент принятия решения о покупке, действия потребителя оказываются лучшими, с точки зрения получения наибольшего удовлетворения от дохода, то можно считать, что потребитель пытается максимизировать полезность. И, конечно же, если бы потребитель знал, как израсходовать свои деньги, чтобы получить еще большее удовлетворение, он несомненно сделал бы это. Всего этого достаточно, чтобы считать модель полезности достоверной.
Таким образом, следующее правило потребительского поведения состоит в том, чтобы каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара приносила одинаковую предельную полезность.
Иными словами, покупатель будет предъявлять спрос до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.
При заданных ценах и бюджете
потребитель достигает
Критерием правильности решения покупать или не покупать товар является не общая и даже не предельная полезности, а предельная полезность на затраченный рубль. Дополнительное удовлетворение, получаемое на затраченный рубль, представляет собой наилучший критерий, поскольку объединяет и фактор удовлетворения и фактор затрат, а оба эти фактора необходимы для обоснованного сравнения товаров между собой.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений. Американский экономист X. Лейбенстайн выделяет три типичных случая взаимных влияний.
1. Эффект присоединения
к большинству (подражания). Потребитель,
стремясь не отставать от
2. Эффект сноба. В этом
случае у потребителя
3. Эффект Веблена. Именем Т. Веблена (1857—1929) Лейбенстайн называет престижное, или демонстративное, потребление, ярко описанное в «Теории праздного класса» (1899), когда товары или услуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести на окружающих неизгладимое впечатление.
Таким образом, модель полезности может быть использована для объяснения потребительского поведения и предсказания его вероятной реакции на изменение цен. И хотя существует целый ряд факторов, препятствующих извлечению максимальной полезности (недостаток точной информации о ценах и качестве товара, ошибочное использование Цены в роли индикатора качества, покупки импульсивные или под влиянием внешних эффектов), из этого не следует, что реальный потребитель не способен к обдуманной максимизации полезности.
Потребительское поведение проявляет
себя не только как экономический, но
и социально-психологический
Учет этих особенностей через выявление
тенденций развития потребительских
предпочтений, закономерностей
Были рассмотрен ряд аспектов, таких как принципы рационального поведения потребителя, равновесие потребителя, концепцию полезности и потребительский выбор, максимизация полезности, эффект дохода и эффект замещения, потребительские предпочтения, кривые безразличия и бюджетные ограничения.
Информация о работе Принципы рационального поведения потребителя