Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение, принципов, проблем и основных направлений совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России . В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Определить сущность СЭЗ.
Рассмотреть основные черты и виды СЭЗ.
Выявить принципы создания эффективно функционирующей СЭЗ.
Определить проблемы функционирования СЭЗ в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) 5
1.1 Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики. 5
1.2 Основные черты СЭЗ и требования по их размещению 7
1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 15
2.1 Принципы создания эффективно функционирующей свободной экономической зоны 15
2.2 Проблемы функционирования СЭЗ в России. 17
2.2.1 Правовые проблемы. 17
2.2.2 Социально-экономические проблемы 18
2.2.3 Геополитические проблемы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Кроме
программно-целевых и
Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических решений, согласованность в действиях властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться отрицательно на развитии зон. Борьба за расширение региональных льгот в ущерб другим субъектам Федерации сказалась на росте сепаратистских настроений, нагнетании напряжённости в отношениях между центром и регионами.
Проблема использования идеи СЭЗ в интересах узких лоббистских групп, накопления за её счёт политического капитала некоторыми чиновниками на местах приводит к дискредитации в целом прогрессивного начинания.
Другой немаловажной проблемой является поддержание экономической безопасности государства и его интересов на должном уровне. Так и не став в современных условиях «экспортопроизводящими», свободные зоны в полной мере стали «экспортосырьевыми», то есть крупными, часто несанкционированными и неконтролируемыми экспортёрами стратегических сырьевых ресурсов и «не совсем законных» капиталов. В условиях топливного кризиса экспортная деятельность СЭЗ вызывает немало нареканий.
Одновременно следует отметить особое геополитическое положение некоторых зон. Так, Калининградская область играет и будет играть стратегически важную роль в обеспечении политических, экономических и военных интересов России в Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно-стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций. К стратегически важным отраслям программа относит:
Проблемы
обеспечения целостности и
Результатом
всех вышеописанных проблем –
и правовых, и социально-экономических,
и геополитических является то, что в настоящее
время из 18 формально утверждённых в России
СЭЗ можно, да и то с большими натяжками,
назвать работающими лишь две – в Калининградской
области и в Находке. [5] [6] При этом функционирование
этих зон в данных регионах не только не
привело к ожидаемому экономическому
прорыву, но и не вывело эти регионы в ряд
регионов – доноров Федерального бюджета.
Тем не менее процесс создания СЭЗ на региональном
уровне не прекращается ни на один день
при абсолютно туманном целеполагании.
Заключение
Придать импульс развитию свободных экономических зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.
В
данной работе мы изучили принципы,
проблемы и основные направления
совершенствования
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
Приложение
Рис.
1 Мировое семейство СЭЗ [7, стр.29]
Список использованной литературы