Принципы, проблемы и основные направления совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, принципов, проблем и основных направлений совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России . В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Определить сущность СЭЗ.
Рассмотреть основные черты и виды СЭЗ.
Выявить принципы создания эффективно функционирующей СЭЗ.
Определить проблемы функционирования СЭЗ в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) 5
1.1 Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики. 5
1.2 Основные черты СЭЗ и требования по их размещению 7
1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 15
2.1 Принципы создания эффективно функционирующей свободной экономической зоны 15
2.2 Проблемы функционирования СЭЗ в России. 17
2.2.1 Правовые проблемы. 17
2.2.2 Социально-экономические проблемы 18
2.2.3 Геополитические проблемы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:

  • неразвитость инфраструктуры и промышленности;
  • разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и криминального характера, в том числе коррупционированность чиновников;
  • проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;
  • одна из важнейших и определяющих проблем – проблема доверия к власти.

2.2.3 Геополитические проблемы

       Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических решений, согласованность в действиях властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться отрицательно на развитии зон. Борьба за расширение региональных льгот в ущерб другим субъектам Федерации сказалась на росте сепаратистских настроений, нагнетании напряжённости в отношениях между центром и регионами.

       Проблема  использования идеи СЭЗ в интересах  узких лоббистских групп, накопления за её счёт политического капитала некоторыми чиновниками на местах приводит к дискредитации в целом прогрессивного начинания.

       Другой  немаловажной проблемой является поддержание  экономической безопасности государства  и его интересов на должном  уровне. Так и не став в современных условиях «экспортопроизводящими», свободные зоны в полной мере стали «экспортосырьевыми», то есть крупными, часто несанкционированными и неконтролируемыми экспортёрами стратегических сырьевых ресурсов и «не совсем законных» капиталов. В условиях топливного кризиса экспортная деятельность СЭЗ вызывает немало нареканий.

       Одновременно  следует отметить особое геополитическое  положение некоторых зон. Так, Калининградская  область играет и  будет играть стратегически важную роль в обеспечении  политических, экономических и военных интересов России в  Европе. С учетом планов НАТО по включению в состав альянса восточноевропейских стран и государств Балтии военно-стратегическое значение области еще более возрастает. В этой связи предусматривает комплекс мер, направленных на обеспечение жизнедеятельности региона, в том числе при возникновении возможных кризисных ситуаций. К стратегически важным отраслям программа относит:

  • транспортный комплекс;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • агропромышленный комплекс;
  • связь и телекоммуникации.

       Проблемы  обеспечения целостности и национальной безопасности страны в не малой степени  характерны и для других СЭЗ –  таких, как «Находка», «Сахалин»  и др.

       Результатом всех вышеописанных проблем –  и правовых, и социально-экономических, и геополитических является то, что в настоящее время из 18 формально утверждённых в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать работающими лишь две – в Калининградской области и в Находке. [5] [6] При этом функционирование этих зон в данных регионах не только не привело к ожидаемому экономическому прорыву, но и не вывело эти регионы в ряд регионов – доноров Федерального бюджета. Тем не менее процесс создания СЭЗ на региональном уровне не прекращается ни на один день при абсолютно туманном целеполагании. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Придать импульс развитию свободных экономических  зон может базовый федеральный закон о свободных экономических зонах. Речь, разумеется, идет не только об устранении пробела в законодательстве. Как известно, свободные экономические зоны создаются в целях развития экспортного потенциала страны, увеличения объема и улучшения структуры экспорта товаров, расширения внешней торговли, увеличения поступлений в доходную часть бюджета на основе привлечения иностранных и отечественных инвестиций, новых техники и технологий, использования международного опыта управления этими структурами.

     В данной работе мы изучили принципы, проблемы и основные направления  совершенствования экономического механизма свободных экономических  зон в России.

     Для достижения данной цели были решены следующие  задачи:

  • определена сущность СЭЗ;
  • рассмотрены черты и виды СЭЗ;
  • выявлены принципы создания эффективно функционирующей СЭЗ.
  • Определены проблемы функционирования СЭЗ в России.

 

Приложение

    Рис. 1 Мировое семейство СЭЗ [7, стр.29] 
 

 

Список  использованной литературы

  1. Семенов Г. Развитие свободных и оффшорных зон/Г.Семенов//Российский экономический журнал.-1995.- N 11.-С.34-44.
  2. Смородинская Н., Капустин А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы/Н. Смородинская, А. Капустин//Вопросы экономики.-1999.- N 12.-C.126-144.
  3. «Регистрация в зонах льготного налогообложения» // Алтекс, http://www.nsk.su/~alteks/alt.htm
  4. «Счетная палата РФ установила факты финансово-хозяйственных нарушений в деятельности Административного комитета (АК) СЭЗ «Находка» // Экономическая преступность, РИА  «Росбизнесконсалтинг», 23.06.99
  5. «Рекомендации по созданию СЭЗ в России» // БИКИ - 1996, № 39 (7465)
  6. Семенов Г.  «Развитие свободных и оффшорных зон»  // Российский  экономический  журнал, 1995, № 11
  7. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны:Учеб.пособие /Т.П.Данько, З.М. Окрут.-М:ЮНИТИ,2000.-328 с.
  8. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса/М. Лемешко//Деловые люди.-1999.- N 3.-C.44-46.
  9. Носков И.Н. «Настоящие» российские свободные экономические зоны (Калининград, Находка, Калмыкия):Учеб.пособие/И.Носков.-М:Наука,2000.-208 с.
  10. Ларина Н.Н., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики:Учеб.пособие для ВУЗов/Н.Н.Ларина, А.А.Кисельников.-М:Наука,2001.- 259 с.
  11. Морозова Т. Региональная экономика:Учеб.пособие для ВУЗов/Т. Морозова.-М:Банки и биржи: ЮНИТИ, 2000.-283 с.
  12. Законодательство и экономика: Сб.нормат. актов и документов/Под общ.ред. Г.З. Иванова.-М:Московский издательский дом, 1999г, -485 с.-ст. 25

Информация о работе Принципы, проблемы и основные направления совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России