Принципы, проблемы и основные направления совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, принципов, проблем и основных направлений совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России . В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:
Определить сущность СЭЗ.
Рассмотреть основные черты и виды СЭЗ.
Выявить принципы создания эффективно функционирующей СЭЗ.
Определить проблемы функционирования СЭЗ в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН (СЭЗ) 5
1.1 Сущность, объективная необходимость создания свободных экономических зон, их роль в развитии экономики. 5
1.2 Основные черты СЭЗ и требования по их размещению 7
1.3. Виды СЭЗ и особенности их функционирования 11
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН В РОССИИ 15
2.1 Принципы создания эффективно функционирующей свободной экономической зоны 15
2.2 Проблемы функционирования СЭЗ в России. 17
2.2.1 Правовые проблемы. 17
2.2.2 Социально-экономические проблемы 18
2.2.3 Геополитические проблемы 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать)
  • месторасположением, конфигурацией, размером территории, на которой располагается СЭЗ;
  • наличием и качеством производственных ресурсов;
  • особенностями природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются;
  • задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при ее создании;
  • функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;
  • вид хозяйственной деятельности, разрешенный государством в СЭЗ;
  • национальная принадлежность территории и т.д. [7,c.158]
 

     Таким образом, организационно-функциональная структура свободных экономических зон достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон.

 
1.3. Виды СЭЗ и особенности  их функционирования

Вид деятельности, преобладающей на территории той или иной экономической зоны, позволяет выделить следующие ее типы:

  1. Торгово-складские зоны. Зоны, в которых товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона. Для этих зон характерны три основных признака:
    • во-первых, они создаются для обслуживания мирового рынка;
    • во-вторых, на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны (“таможенная экстерриториальность”);
    • в-третьих, несмотря на то, что они являются в определенном смысле “свободными”, на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. [2, c.135]
  2. Экспортно-производственные или промышленные зоны. В них создаются промышленные предприятия, в том числе и “отверточного” типа, которые на базе импортных полуфабрикатов и компонентов производят товары для экспорта. Возможна ситуация, когда конечная экспортная продукция производится на базе местного сырья, но с использованием импортного оборудования и технологии или других комбинаций основных факторов и элементов производства. Наибольшее распространение они получили в развивающихся странах Азии (около 20), Африки, Латинской Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР, а также в Великобритании, США. [2, c.136]
  3. Научно-технологические зоны. В самостоятельную группу могут быть выделены научно-технологические зоны. В современной литературе их называют технологические парки, технополисы, научные парки, технологические центры, деловые центры.Отличительная этих зон заключается в том, что на их территории объединяется научная и производственно-технологическая деятельность в форме современных наукоемких фирм, сосредоточенных округ крупного научно-исследовательского центра или университета. Цель создания таких зон – мобилизовать все доступные материальные и трудовые ресурсы для ускорения передачи новых высоких технологий в промышленность, обеспечить новые рабочие места, диверсифицировать экономику в регионе и в стране. [2, c.136]
  4. Оффшорные зоны (от английского offshore), что дословно означает “вне берега”) или “налоговые гавани”, как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Их главное отличие от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять никакую производственную деятельность. Основным признаком оффшорной юрисдикции является льготных характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз прибылей, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень уставного капитала. Важный фактор привлекательности оффшора – стабильность этого режима. Обычно в течение 15-25 лет с момента регистрации оффшорной компании инвестор гарантирован от неблагоприятных для него изменений.По мнению экспертов, на сегодняшний день реально существуют около шестидесяти устойчивых и комплексных оффшорных центров.
  5. Комплексные СЭЗ.  В реальной жизни, как правило, зон “чистого типа”, специализирующихся на одной функции, практически нет. Наиболее распространенные зоны, в которых сочетаются торговые, таможенные, производственные, исследовательские функции, то есть комплексные (комбинированные) зоны. Это связано с тем, что они не только предполагают выполнение различных функций, но и допускают различную ориентацию инвесторов. Поэтому при их создании важно определить приоритеты функций и последовательность создания конкретных секторов в зонах.

     В зависимости от способа оформления границ зоны и режима их функционирования СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) и интеграционные.

  1. Анклавные СЭЗ полностью ориентируются на экспорт всей производимой на её территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма – административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат. Анклавные зоны обычно создаются на территориях страны, естественным образом отделенных от неё (острова, полуострова, морские побережья и т.п.). Но могут создаваться и внутри города. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны. Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующим экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства. Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают страны с низким уровнем экономического развития и материального благосостояния населения.
  2. Интеграционные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим их функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интеграционные зоны лучше всего вписываются в рыночную сильно интернационализированную экономику. В интеграционных зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. [1,c.40]

     Как мы видим, на сегодняшний день, существует множество видов СЭЗ – в  зависимости от типа осуществляемой, на их территории, экономической или научной деятельности. Все они так или иначе служат повышению благосостояния в регионе или стране.  Рассмотрим зарубежный опыт создания СЭЗ и возможность использовать его для развития экономики Российской Федерации. 
 

 

Глава 2. Принципы, проблемы и основные направления совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России

 
2.1 Принципы создания эффективно функционирующей свободной экономической зоны

     Для организации эффективно функционирующей зоны с особым экономическим режимом необходимо руководствоваться следующими принципами, наработанными мировой практикой:

  • прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
  • конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
  • целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
  • обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

     Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что на функционирование СЭЗ оказывают влияние следующие факторы:

  • политическая стабильность;
  • инвестиционные гарантии;
  • качество инфраструктуры;
  • квалификация рабочей силы;
  • упрощение административных структур;
 

     Необходимо  также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.

     Различные законодательные акты Российской Федерации  и её субъектов о создании СЭЗ  декларируют практически единые цели:

  • привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
  • насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
  • создание экспорто-ориентированных производств;
  • повышение занятости населения;
  • формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

     Исходя  из необходимости достижения указанных  целей, усилия федеральных и областных  органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении  следующих главных задач:

  • развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;
  • государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;
  • структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;
  • обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз.

     При этом можно указать также на некоторые  геополитические цели создания СЭЗ:

  • налаживание и укрепление международных связей РФ на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, "врастание" России в мировое хозяйство;
  • укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин и др.);

     путём повышения уровня жизни населения в отсталых и депрессивных регионах поддержание политической стабильности в стране.

 
2.2 Проблемы функционирования  СЭЗ в России.

2.2.1  Правовые проблемы.

     Существенной  проблемой процесса функционирования российских СЭЗ в настоящее время  является отсутствие в отношении их единой, системной государственной политики. При наличии ряда правительственных указов и постановлений, предоставляющих той или иной территории режим свободной зоны, имеется и целый ряд официальных документов  которые им противоречат и затрудняют работу созданных СЭЗ.

     Выдвижение  концепции правового обеспечения  СЭЗ также означает решение следующих  проблем.

  • Статутная - последовательное и систематичное проведение работы по разграничению компетенции органов СЭЗ, имеющих властные, распорядительные, координационные полномочия; определение правового положения резидента СЭЗ; определение правовых основ взаимодействия субъектов СЭЗ с третьими юридическими и физическими лицами и государством.
  • Правоприменительная - создание на основе и во исполнение конституирующих государственных документов актов о правилах и нормах процедурного, процессуального характера, обеспечение разграничения компетенций различных субъектов СЭЗ, системная увязка полномочий органов (субъектов) СЭЗ, имеющих субординационные, властные и распорядительные полномочия; правовое обеспечение структуры органов СЭЗ.
  • Правоохранительная - создание правовых основ правоохранительной деятельности в СЭЗ (контролирующей, предупреждения и борьбы с преступностью, обеспечения экономической безопасности).

2.2.2 Социально-экономические проблемы

     Одной из основных проблем «выживания»  СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых  целей, целей, реально  преследуемых при их создании,  их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах  лишь одну «сиюминутную» привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают,  что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства,  безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем.  И при этом не думают о том, кто же тогда в такую «свободную зону» придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся  сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов  развития. [3] Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них в условиях затянувшегося системного кризиса в экономике.

     Другой  экономической проблемой СЭЗ  явилось халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Так, например, по информации,[4] специалисты Счетной палаты, на основании постановления Госдумы России от 3 февраля 1999 г., в течение нескольких недель проверяла эффективность использования средств федерального бюджета, выделенных на развитие приоритетных инфраструктурных проектов на территории СЭЗ «Находка» в 1991-98 годах – то есть, фактически, за всю историю её существования. Документ об итогах проверки поступил в Приморье. В нем, в частности, отмечается, что на 1 января текущего года общая сумма долга Административного комитета (АК) СЭЗ «Находка» за использованные кредиты из федерального бюджета составляет 315 млн. руб. При этом основной долг - 59,7 млн. рублей, задолженность по уплате процентов - 124,1 млн. руб. и штрафы - 131,2 млн. руб. В уставной капитал 73 различных предприятий Административным комитетом было внесено 40,998 млн. руб. Никаких доходов от этих вложений не поступало. Более того, по состоянию на 1 января 1999 г. 29 из этих предприятий уже прекратили свою деятельность, а 6 находятся в стадии ликвидации. При этом АК СЭЗ «Находка» вообще не имел право участвовать в создании этих предприятий. Как говорится в отчете Счетной палаты, «одним из наиболее характерных нарушений валютного законодательства является перевод АК СЭЗ «Находка» иностранной валюты в сумме 707 тыс. долл. на счета инофирм в оплату импортных контрактов, заключенных российскими фирмами, без лицензии (разрешения) Банка России, что противоречит требованиям Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Информация о работе Принципы, проблемы и основные направления совершенствования экономического механизма свободных экономических зон в России