- месторасположением,
конфигурацией, размером территории, на
которой располагается СЭЗ;
- наличием
и качеством производственных ресурсов;
- особенностями
природных, экономических и других условий,
в которых эти ресурсы реализуются;
- задачи, которые
государство ставило перед собой и перед
СЭЗ при ее создании;
- функции,
которые оно ему делегировало для решения
поставленных задач и достижения намеченных
целей;
- вид хозяйственной
деятельности, разрешенный государством
в СЭЗ;
- национальная
принадлежность территории и т.д. [7,c.158]
Таким
образом, организационно-функциональная
структура свободных экономических зон
достаточно многообразна. Иногда довольно
трудно классифицировать ту или иную СЭЗ
однозначно, поскольку она обладает чертами
многих зон.
1.3.
Виды СЭЗ и особенности
их функционирования
Вид деятельности,
преобладающей на территории той или иной
экономической зоны, позволяет выделить
следующие ее типы:
- Торгово-складские
зоны. Зоны, в которых товары иностранного
происхождения могут храниться, продаваться
и покупаться без оплаты обычных таможенных
пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская
зона. Для этих зон характерны три
основных признака:
- во-первых,
они создаются для обслуживания мирового
рынка;
- во-вторых,
на них не распространяются многие налоговые
нормы и таможенные ограничения, действующие
на остальной территории страны (“таможенная
экстерриториальность”);
- в-третьих,
несмотря на то, что они являются в определенном
смысле “свободными”, на них распространяется
государственное регулирование внешнеэкономических
связей. [2, c.135]
- Экспортно-производственные
или промышленные зоны. В них создаются
промышленные предприятия, в том числе
и “отверточного” типа, которые на базе
импортных полуфабрикатов и компонентов
производят товары для экспорта. Возможна
ситуация, когда конечная экспортная продукция
производится на базе местного сырья,
но с использованием импортного оборудования
и технологии или других комбинаций основных
факторов и элементов производства. Наибольшее
распространение они получили в развивающихся
странах Азии (около 20), Африки, Латинской
Америки (свыше 60). Имеются также зоны такого
типа в Венгрии, Румынии, Югославии, КНР,
а также в Великобритании, США. [2, c.136]
- Научно-технологические
зоны. В самостоятельную группу могут
быть выделены научно-технологические
зоны. В современной литературе их называют
технологические парки, технополисы, научные
парки, технологические центры, деловые
центры.Отличительная этих зон заключается
в том, что на их территории объединяется
научная и производственно-технологическая
деятельность в форме современных наукоемких
фирм, сосредоточенных округ крупного
научно-исследовательского центра или
университета. Цель создания таких зон
– мобилизовать все доступные материальные
и трудовые ресурсы для ускорения передачи
новых высоких технологий в промышленность,
обеспечить новые рабочие места, диверсифицировать
экономику в регионе и в стране. [2, c.136]
- Оффшорные
зоны (от английского offshore), что дословно
означает “вне берега”) или “налоговые
гавани”, как их иногда называют, стали
организовываться в 70-е гг. Эти зоны привлекают
клиентов благоприятным валютно-финансовым
режимом, высоким уровнем банковской и
коммерческой секретности, лояльностью
государственного регулирования. Их главное
отличие от других свободных экономических
зон состоит в том, что зарегистрированные
в них предприятия не имеют право осуществлять
никакую производственную деятельность.
Основным признаком оффшорной юрисдикции
является льготных характер налогообложения,
отсутствие валютных ограничений, свободный
вывоз прибылей, отсутствие таможенных
пошлин и сборов для иностранных инвесторов,
низкий уровень уставного капитала. Важный
фактор привлекательности оффшора – стабильность
этого режима. Обычно в течение 15-25 лет
с момента регистрации оффшорной компании
инвестор гарантирован от неблагоприятных
для него изменений.По мнению экспертов,
на сегодняшний день реально существуют
около шестидесяти устойчивых и комплексных
оффшорных центров.
- Комплексные
СЭЗ. В реальной жизни, как правило,
зон “чистого типа”, специализирующихся
на одной функции, практически нет. Наиболее
распространенные зоны, в которых сочетаются
торговые, таможенные, производственные,
исследовательские функции, то есть комплексные
(комбинированные) зоны.
Это связано с тем, что они не только предполагают
выполнение различных функций, но и допускают
различную ориентацию инвесторов. Поэтому
при их создании важно определить приоритеты
функций и последовательность создания
конкретных секторов в зонах.
В
зависимости от способа оформления
границ зоны и режима их функционирования
СЭЗ делятся на два типа: анклавные
(замкнутые) и интеграционные.
- Анклавные
СЭЗ полностью ориентируются на экспорт
всей производимой на её территории продукции
с целью получения выручки в свободно
конвертируемой валюте. Необходимая степень
независимости этих зон от остальной страны
обеспечивается специальным режимом пропуска
товаров и людей через их границу, а экономическая
самостоятельность СЭЗ от внезонального
внутреннего механизма – административными
и экономическими методами, создающими
в них особый экономический климат. Анклавные
зоны обычно создаются на территориях
страны, естественным образом отделенных
от неё (острова, полуострова, морские
побережья и т.п.). Но могут создаваться
и внутри города. В любом случае создание
анклава не предполагает установления
юридической экстерриториальности зоны.
Степень обособленности СЭЗ от территории
страны определяется действующим экономическим,
правовым и таможенным регламентами. Это
связано с существенными отличиями национальных
условий хозяйствования и проживания
от условий, необходимых для привлечения
иностранных инвестиций и стимулирования
национального экспортного производства.
Чаще всего к созданию анклавных зон прибегают
страны с низким уровнем экономического
развития и материального благосостояния
населения.
- Интеграционные
зоны, тесно связанные с национальной
и мировой экономикой, имеют более свободный
режим их функционирования. Они наиболее
характерны для стран с развитой рыночной
экономикой, широко включенных в международное
разделение труда. Интеграционные зоны
лучше всего вписываются в рыночную сильно
интернационализированную экономику.
В интеграционных зонах устанавливается
унифицированный в пределах страны экономический
и правовой режим. [1,c.40]
Как
мы видим, на сегодняшний день, существует
множество видов СЭЗ – в
зависимости от типа осуществляемой, на
их территории, экономической или научной
деятельности. Все они так или иначе служат
повышению благосостояния в регионе или
стране. Рассмотрим зарубежный опыт
создания СЭЗ и возможность использовать
его для развития экономики Российской
Федерации.
Глава
2. Принципы, проблемы
и основные направления
совершенствования
экономического механизма
свободных экономических
зон в России
2.1
Принципы создания эффективно
функционирующей свободной
экономической зоны
Для
организации эффективно функционирующей
зоны с особым экономическим режимом необходимо
руководствоваться следующими принципами,
наработанными мировой практикой:
- прибыльности,
предпринимательской и инвестиционной
активности;
- конкурентоспособности
бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью
другой территории за счет использования
новых форм и методов организации;
- целеполагания
как в краткосрочном, так и в долгосрочном
периоде;
- единства
предпринимательской и управленческой
инициативы в условиях компромисса интересов
хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия
структуры управления СЭЗ экономическим
условиям);
- обеспечения
законодательства, нормативных и режимных
требований, а также условий кредитования,
фрахта, таможенных услуг, операций с ценными
бумагами.
Мировой
опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает,
что на функционирование СЭЗ оказывают
влияние следующие факторы:
- политическая
стабильность;
- инвестиционные
гарантии;
- качество
инфраструктуры;
- квалификация
рабочей силы;
- упрощение
административных структур;
Необходимо
также учитывать, что в условиях России
привлечение иностранных инвесторов возможно
через перспективу освоения обширного
отечественного рынка.
Различные
законодательные акты Российской Федерации
и её субъектов о создании СЭЗ
декларируют практически единые
цели:
- привлечение
инвестиций для создания производственных
мощностей по выпуску конкурентоспособной
продукции;
- насыщение
внутреннего рынка импортозамещающей
продукцией;
- создание
экспорто-ориентированных производств;
- повышение
занятости населения;
- формирование
конкурентоспособной производственной
и предпринимательской инфраструктуры.
Исходя
из необходимости достижения указанных
целей, усилия федеральных и областных
органов государственной власти
предлагается сосредоточить на решении
следующих главных задач:
- развитие
сети инженерной инфраструктуры и комплексов
жизнеобеспечения Особой экономической
зоны и области в целом, включая транспортный
и природоохранный комплексы;
- государственная
поддержка приоритетных отраслей и объектов
экономического роста Особой экономической
зоны;
- структурная
перестройка хозяйственного комплекса
Особой экономической зоны и области в
целом, развитие нетрадиционных для региона
конкурентоспособных отраслей и производств,
включая импортозамещающие;
- обеспечение
полноценного функционирования размещённых
на территории области воинских формирований
и баз.
При
этом можно указать также на некоторые
геополитические цели создания СЭЗ:
- налаживание
и укрепление международных связей РФ
на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных
граждан, "врастание" России в мировое
хозяйство;
- укрепление,
в том числе и экономическое, анклавных
образований на рубежах нашей страны,
подвергающихся со стороны соседей непрерывному
геополитическому воздействию (Калининград,
Сахалин и др.);
путём
повышения уровня жизни населения
в отсталых и депрессивных регионах поддержание
политической стабильности в стране.
2.2
Проблемы функционирования
СЭЗ в России.
2.2.1
Правовые проблемы.
Существенной
проблемой процесса функционирования
российских СЭЗ в настоящее время
является отсутствие в отношении их единой,
системной государственной политики.
При наличии ряда правительственных указов
и постановлений, предоставляющих той
или иной территории режим свободной зоны,
имеется и целый ряд официальных документов
которые им противоречат и затрудняют
работу созданных СЭЗ.
Выдвижение
концепции правового обеспечения
СЭЗ также означает решение следующих
проблем.
- Статутная
- последовательное и систематичное проведение
работы по разграничению компетенции
органов СЭЗ, имеющих властные, распорядительные,
координационные полномочия; определение
правового положения резидента СЭЗ; определение
правовых основ взаимодействия субъектов
СЭЗ с третьими юридическими и физическими
лицами и государством.
- Правоприменительная
- создание на основе и во исполнение конституирующих
государственных документов актов о правилах
и нормах процедурного, процессуального
характера, обеспечение разграничения
компетенций различных субъектов СЭЗ,
системная увязка полномочий органов
(субъектов) СЭЗ, имеющих субординационные,
властные и распорядительные полномочия;
правовое обеспечение структуры органов
СЭЗ.
- Правоохранительная
- создание правовых основ правоохранительной
деятельности в СЭЗ (контролирующей, предупреждения
и борьбы с преступностью, обеспечения
экономической безопасности).
2.2.2
Социально-экономические проблемы
Одной
из основных проблем «выживания»
СЭЗ в России является проблема несовпадения
декларируемых целей, целей, реально
преследуемых при их создании, их
противоречия, как интересам регионов,
так и Федерации в целом. Руководители
регионов видят, как правило, в таких зонах
лишь одну «сиюминутную» привлекательную
сторону - перспективу получения льгот
по полному или частичному освобождению
от налогов. Многие полагают, что СЭЗ
помогут им избавиться от проблем региона,
решить которые сами они не в состоянии:
плохого состояния инфраструктуры, развала
производства, безработицы, тяжелой
социальной обстановки, экологических
проблем. И при этом не думают о том,
кто же тогда в такую «свободную зону»
придет со своим капиталом? Между тем,
система предоставляемых свободной зоне
льгот должна служить инструментом реализации
имеющихся сравнительных преимуществ
данной территории, а не механизмом компенсации
имеющихся недостатков или отсутствующих
здесь факторов развития. [3] Кроме
того, средства Федерального бюджета,
вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе
и в виде различных льгот, фактически выделяются
за счёт прочих регионов России, может
быть, не менее нуждающихся в них в условиях
затянувшегося системного кризиса в экономике.
Другой
экономической проблемой СЭЗ
явилось халатное расходование на местах
и тех явно недостаточных средств,
что выделяются Федеральным бюджетом
под реализацию определённых программ,
ставит под вопрос их реальное воплощение.
Так, например, по информации,[4] специалисты
Счетной палаты, на основании постановления
Госдумы России от 3 февраля 1999 г., в течение
нескольких недель проверяла эффективность
использования средств федерального бюджета,
выделенных на развитие приоритетных
инфраструктурных проектов на территории
СЭЗ «Находка» в 1991-98 годах – то есть, фактически,
за всю историю её существования. Документ
об итогах проверки поступил в Приморье.
В нем, в частности, отмечается, что на
1 января текущего года общая сумма долга
Административного комитета (АК) СЭЗ «Находка»
за использованные кредиты из федерального
бюджета составляет 315 млн. руб. При этом
основной долг - 59,7 млн. рублей, задолженность
по уплате процентов - 124,1 млн. руб. и штрафы
- 131,2 млн. руб. В уставной капитал 73 различных
предприятий Административным комитетом
было внесено 40,998 млн. руб. Никаких доходов
от этих вложений не поступало. Более того,
по состоянию на 1 января 1999 г. 29 из этих
предприятий уже прекратили свою деятельность,
а 6 находятся в стадии ликвидации. При
этом АК СЭЗ «Находка» вообще не имел право
участвовать в создании этих предприятий.
Как говорится в отчете Счетной палаты,
«одним из наиболее характерных нарушений
валютного законодательства является
перевод АК СЭЗ «Находка» иностранной
валюты в сумме 707 тыс. долл. на счета инофирм
в оплату импортных контрактов, заключенных
российскими фирмами, без лицензии (разрешения)
Банка России, что противоречит требованиям
Закона РФ «О валютном регулировании и
валютном контроле».