Прикладной анализ банковской системы и денежной политики на примере Азербайджана

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:51, реферат

Описание работы

Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионнуюи валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

Работа содержит 1 файл

банковская система.docx

— 40.32 Кб (Скачать)
 

Инвесторы

В настоящее время основными инвесторами в Азербайджане являются нефтяные компании. 90% акций АМОК принадлежит иностранным инвесторам: «Бритиш петролеум» (Великобритания, 17,1%), «Амоко» (США, 17,0%), «Лукойл» (Россия, 10,0%), «Пенсойл» (США, 4,8%), «Юнокал» (США, 10,0%), «Статойл» (Норвегия, 8,6%), «Иточу ойл» (Япония, 3,9%), «Рамко» (Великобритания, 2,1%), ТПАО (Турция, 6,7%), «Эксон» (США, 8,0%), «Делта-Нимир» (Саудовская Аравия, 1,7%). Инвесторами проекта «Шахдениз» являются: объединение «Бритиш петролеум»/«Статойл» (Великобритания/Норвегия, по 25,5% каждая), ГНКАР (Азербайджан, 10%), «Лукойл» (Россия, 10%), «Эльф-Акитэн» (Франция, 10%), Иранская холдинговая компания (Иран, 10%), ТПАО (Турция, 9%).

Основные  направления деятельности Национального Банка  Азербайджана. Основные направления деятельности Национального Банка на каждый год отражаются в главных направлениях денежно-кредитной политики, разрабатываемой в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О Национальном Банке Азербайджанской Республики».

Денежная политика осуществляется с помощью следующих  инструментов:

1. проведение  операций на открытом рынке;

2. определение  процентных ставок;

3. определение  обязательных резервов для кредитных  организаций;

4. повторное  финансирование кредитных организаций;

5. проведение  депозитных операций;

6. ограничение  банковских операций;

7. другие инструменты  денежной политики, принятые в  международной практике.

Суть новой  денежно-кредитной политики заключается  в ужесточении кредитной политики, предотвращении необоснованной и дешевой  денежно-кредитной эмиссии, снижении темпов инфляции - основного показателя финансовой стабильности - до минимума путем усиления контроля над денежной массой, укрепления курса национальной валюты Азербайджана по отношению к  свободно-конвертируемым иностранным  валютам. Безусловными приоритетами денежно-кредитной  политики были снижение инфляции, обеспечение  устойчивости национальной валюты, интеграция экономики в мировые рынки  путем поэтапного снятия ограничений  на движение капитала. Для решения  задачи снижения инфляции органами денежно-кредитного регулирования были задействованы  такие инструменты, как повышение  курса маната и аккумулирование средств в нефтяном фонде. В конечном итоге, это позволило добиться определенного успеха. Нельзя не отметить результаты, которые такая политика принесла и с точки зрения развития банковской системы, а именно:

1. Быстрое укрепление  маната подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.

2. Рост показателей  внешней платежеспособности Азербайджана  в сочетании с либерализацией  валютного законодательства и  укреплением маната стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность азербайджанского банковского сектора для иностранных инвесторов.

3. Снижение уровня  инфляции, рост конкуренции, обусловленный  открытием ключевых сегментов  национального финансового рынка,  дали импульс быстрому развитию  новых перспективных видов финансовых  услуг (прежде всего в сфере  розничных и инвестиционно-банковских  услуг).

НБ АР документах - «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» в качестве центрального элемента называет политику инфляционного таргетирования. Суть такой политики:

- концентрация  на цели снижения инфляции, с  отказом от обеспечения стабильности  обменного курса в качестве  самостоятельной цели политики; целевой ориентир - уменьшение инфляции  до 4-5.5% к 2009 г.;

- переход от  управляемого плавания курса  маната к режиму его свободного плавания; отказ от интервенций на валютном рынке снизит зависимость денежного предложения от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры в условиях вероятного нарастания последних; в итоге, улучшится возможность настройки денежного предложения на динамику спроса на деньги со стороны азербайджанской экономики;

- переход НБ  АР от управления денежным предложением преимущественно через операции на валютном рынке к управлению через регулирование процентных ставок и операции на денежном рынке (кредитно-депозитные и проч.).

НБ АР планируется  постепенный переход к такой  политике в течение нескольких лет. Для этого, в частности, предполагается увеличить объем и модифицировать схемы рефинансирования коммерческих банков - создать единый для различных  схем пул обеспечения по кредитам, увеличить до одного года предельный срок предоставления кредитов, расширить  список ценных бумаг высоконадежных корпоративных эмитентов, принимаемых  в качестве обеспечения. Не конкретизируя  сроки и последовательность развертывания  системы рефинансирования, НБ АР предполагает, что она будет происходить  эволюционно, по мере появления в  экономике признаков дефицита денег, связанного с сокращением эмиссии  от операций на валютном рынке.

Снижение уровня инфляции до 4-5.5%-го уровня, в случае, если его удастся добиться, облегчит компаниям процесс планирования инвестиций, а также, возможно, приведет к некоторому снижению ставок по долгосрочным кредитам на внутреннем рынке. Это создаст определенные условия для наращивания инвестиций. Возможности национальной банковской системы обеспечивать спрос экономики на инвестиционные ресурсы определяются не только величиной инфляции, но и уровнем капитализации банковской системы, а также доступом банков к долгосрочным привлеченным средствам.

В рамках повышения  эффективности организации монетарного  управления начиная со второго квартала 2007 г. Национальный банк Азербайджана (НБА) приступит к реализации концепции  «коридора процентных ставок». С целью ограничения излишней потребности в деньгах и влияния на снижение инфляции, правление НБА приняло решение определить максимальную границу процентного коридора - 19%, минимальную - 5%, учетную ставку - 12%. Вместе с тем, с введением механизма процентного коридора, НБА начал принимать ресурсы коммерческих банков по ставке 5% и объявил о готовности выдавать овернайты по ставке 19% годовых. Эти операции проводятся в целях содействия решению проблемы краткосрочной ликвидности банков, и никак не влияют на их возможности по кредитованию экономики. Однако, повышение в начале апреля 2007 г. учетной ставки Национального банка с 9,5% до 12% может привести к незначительному росту кредитных ставок банков второго уровня и повлиять активность кредитования экономики*Предпринятое же НБА в качестве антиинфляционной меры повышение учетной ставки в условиях стабильного роста нефтяных доходов может иметь обратный эффект - через дорогие кредиты привести к подорожанию себестоимости товаров местного производства в ненефтяном секторе, тем самым, повысив их неконкурентоспособность.

Денедно-кредитная политика. Анализ 2010 года.

Ссылаясь на заявление Центробанка Азербайджана об основных направлениях денежно-кредитной политики и политики финансовой стабильности в стране на 2011 год, практически преодолев влияние мирового экономического кризиса, экономика Азербайджана продолжила в прошлом году демонстрировать развитие.  
 
Исходя из информации Центробанка, в 2010 году на платежный баланс положительно повлияли рост экспортных цен, увеличение потока внешних инвестиций и восстановление доступа национальных банков к получению зарубежных кредитов.  
 
Отметим, что стратегические валютные резервы на 1 декабря 2010 года достигли 30 млрд. долларов, что покрывает 3-летнюю потребность импорта товаров и услуг.  
 
Экономический рост за 11 месяцев составил 4,5%, в том числе не нефтяной сектор увеличился на 5,9%. За отчетный период инфляция сохранилась на однозначном уровне, среднегодовая инфляция по итогам 11 месяцев составила 5,5%, а за последний год - 7,4%.  
 
Согласно распространенным данным, для поддержки деловой активности ЦБА до конца октября текущего года не менял денежную политику - учетная ставка сохранялась на уровне 2%, обязательные нормы резервирования - 0,5%, а окно ликвидности оставалось открытым. 

 
За прошедший  период деятельности ликвидность банков и их финансовая устойчивость была на высоком уровне. Проведённые стресс-тесты показали, что и впредь банковская система Азербайджана будет устойчивой по отношению к возможным внешним шокам.

 
С учётом этих факторов Центральный  банк Азербайджана намерен удерживать на прежнем уровне учётную ставку, параметры процентного коридора и обязательные нормы резервирования, а также продолжит политику, направленную на сохранение стабильности курса маната. 
 
За счет операций Центробанка за 11 месяцев 2010 года денежная масса в манатах возросла на 20,2%. Учитывая оживление совокупного спроса, фактор инфляции и прогнозы платежного баланса, Центробанк с 1 ноября принял решение о повышении учетной ставки до 3%. С целью регулирования внешних факторов денежной массы обязательные нормы резервирования к внешним обязательствам были установлены на уровне 0,5%.  
 
Согласно результатам стресс-тестов, банковская система страны в состоянии выстоять перед макроэкономическими шоками и покрыть потери.

За 2010 год банк расширил свои валютные резервы путём реализации мероприятий по стерилизации на валютном рынке. 
 
В течение отчётного периода ЦБА продолжил мягкую денежную политику. 
 
В таких условиях денежное предложение увеличилось адекватно темпу экономического роста, и были созданы условия для снижения процентных ставок. 
 
Продолжился рост активов и кредитного портфеля банковского сектора страны. 
 
Цели банковского контроля – адаптация к глобальным вызовам, созданным в новых условиях, усиление технологических ресурсов контроля, расширение потенциала риск-менеджмента в банках и возможностей институционального развития и доступа к финансовым услугам. 
 
В целом, была дана удовлетворительная оценка текущей ситуации с выполнением поставленных тактических целей в течение первого квартала 2010 года.

2011 год

В условиях резкой волатильности ведущих мировых валют обменный курс маната по отношению к доллару, изменившись всего на 0,04% , остался на стабильном уровне.

Стабильность  обменного курса маната в текущем году предоставила возможность для сохранения на стабильном уровне внешнего долга и долларизации, сохранения реальных денежных доходов населения в целом. 
С целью поддержания деловой активности и экономического роста в условиях существующих в экономическом цикле тенденций ЦБА не изменил параметры процентного коридора и сохранил источники роста денежной массы. Продолжалась политика уменьшения процентной ставки по депозитам. В этих условиях денежная масса повысилась на 7,5%, создались условия для тенденции понижения процентных ставок.

Инфляции в  первом полугодии в сравнении  с соответствующим периодом прошлого года составила 4,9%.

За этот период с целью усиления финансовой стабильности в банковском секторе ЦБА еще  более усовершенствовал круг своего контроля и регулирования. В результате банковская система, сохранив финансовую стабильность, продолжила свое развитие. В течение 6 месяцев 2011 года активы банковской системы повысились на 4,4%, кредитный портфель - на 5,2%.

Прирост вкладов населения составил 9,8%.

Учитывая вышеотмеченное, а также макроэкономические прогнозы, Совет правления Центробанка  посчитал целесообразным сохранение без изменений уровня учетной ставки и процентного коридора, параметров процентного коридора и норм обязательного резервирования, продолжение политики, направленной на сохранение стабильного курса маната.

Информация о работе Прикладной анализ банковской системы и денежной политики на примере Азербайджана