Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 19:31, доклад
Вернемся к товарному производству. Исторически существовали два типа товарного производства - простое и капиталистическое. Первый был реальностью в рамках рабовладельческого, феодального и азиатского способов производства, сохранился, хотя и изменил свою роль, в условиях капиталистического способа производства. Данный тип товарного производства достаточно легко “уживается” с любыми экономическими отношениями и в любых общественных экономических системах, включая и такие экзотические для мировой экономической системы, как социалистическое хозяйство. Его главная отличительная особенность состоит в том, что в такой ситуации собственник средств производства одновременно является и работником.
Факторы эластичности спроса
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:
Факторы неэластичности спроса
Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот же товар может существенно отличаться.
Потребитель будет нечувствителен к цене при следующих условиях:
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.
В силу того, что рост дохода увеличивает возможности совершения покупок, спрос на большинство товаров с увеличением доходов возрастает, т.е. эластичность спроса по доходу является положительной. Если при этом коэффициент эластичности по абсолютному значению крайне мал (0<Е<1), то речь идет о товарах первой необходимости. Если же — достаточно велик (Е>1), то о предметах роскоши.
Для товаров низкого качества, т.е. "относительно худших", эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е<0).
Необходимо отметить, что для потребителей, имеющих разный уровень дохода, одни и те же товары могут относиться или к предметам роскоши, или к предметам первой необходимости. Подобная оценка благ может иметь место и для одного и того же индивида, когда у него изменяется уровень дохода.
Эластичность спроса по доходу выступает в следующих основных формах:
положительная, предполагающая, что увеличение дохода (при прочих равных условиях) сопровождается ростом объемов спроса. Положительная форма эластичности спроса по доходу относится к нормальным товарам, в частности, к товарам роскоши;
отрицательная, предполагающая сокращение объема спроса с увеличением дохода, т. е. существование обратного соотношения между доходом и объемом покупок. Эта форма эластичности распространяется на некачественные блага;
нулевая, означающая, что объем спроса нечувствителен к изменению дохода. Это блага, потребление которых нечувствительно к доходам. К ним, в частности, относятся товары первой необходимости.
Эластичность предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
Es = (процентное изменение объема предложения)/(процентное изменение цены)
Метод расчета эластичности предложения тот же, что и эластичности спроса, с тем лишь различием, что эластичность предложения всегда положительна, ибо кривая предложения имеет "восходящий" характер. Поэтому необходимости в условном изменении знака эластичности предложения нет. Положительное значение эластичности предложения обусловлено тем, что более высокая цена стимулирует производителей увеличивать выпуск.
Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара.
Эластичность предложения по цене: а) эластичное предложение; б) неэластичное предложение
Следует заметить, что для большинства промышленных товаров эластичность предложения по отношению к ценам на сырье отрицательна, ибо повышение цены на сырье приводит к увеличению издержек фирмы, что при прочих равных условиях вызывает сокращение выпуска продукции.
11. Равновесие на рынке товара и равновесная цена. Дефицит и производство товара.
Равновесие на рынке товара и равновесная цена.
Экономическое равновесие — это точка, в которой объём спроса и объём предложения равны.
В экономике, экономическое равновесие, характеризует состояние в котором экономические силы сбалансированы и в отсутствии внешних воздействий (сбалансированные) величины экономических переменных не будут изменяться.
Рыночное равновесие — ситуация на рынке, когда спрос на товар равен его предложению; Такая цена имеет тенденцию в отсутствии изменений спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется равновесной ценой и равновесным объёмом.
Равновесная цена (англ. equilibrium price) — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
E- рыночное равновесие
В точке Е цена,( по которой покупатели согласны купить определенное количество товара)= цене, по которой производители готовы продать это же количество товара .
Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.
Qе -равновесный объем рынка (Объем продаж)
Pе - равновесная (рыночная) цена
(Qd”-Qs”) –увеличение спроса при P<Pe -ДЕФИЦИТ
(Qs’-Qd’) – увеличение предложения при P>Pe –ИЗБЫТОК
Если сложившаяся на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.
Ситуация, когда цена на рынке будет выше равновесной цены на рис. этой цене будет соответствовать Р' > Ре. При этой цене объем предложения составит Qs', а объем спроса Qd'.
Как видно по графику, объем спроса по этой цене будет меньше объема предложения, и производителям не удастся продать всю свою продукцию. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен Qs' - Qd'.
Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса не станет равным объему предложения, то есть до уровня равновесной цены.
Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (Р'' < Ре), то при этой цене объем спроса будет превышать объем предложения (Qd''>Qs'') и на рынке образуется дефицит товара, равный Qd'' - Qs''. В этом случае производители начнут повышать цену до уровня Ре.
Есть рисунок
Информация о работе Причины возникновения, сущность и эволюция товарного производства